1. Поскольку термин «контроль над ядерными вооружениями» (“nuclear arms control”) до сих пор не имеет единой трактовки, в данной статье принято под контролем над ядерными вооружениями понимать комплекс мер, направленных на прекращение наращивания ядерных вооружений, их ограничение, сокращение, ликвидацию, а также на предотвращение распространения ядерных вооружений на основе международных соглашений и договоренностей. См., например, Антонов А.И. Контроль над вооружениями: история, состояние, перспективы. М.: РОССПЭН; ПИР-Центр, 2012. С. 9.
2. ДНЯО направлен прежде всего на предотвращение расширения круга государств, обладающих ядерным оружием, а также предусматривает ведение государствами-участниками Договора переговоров по прекращению гонки ядерных вооружений, ядерному разоружению и о договоре о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем. Открыт для подписания 1 июля 1968 г., вступил в силу 5 марта 1970 г. Решением Конференции по рассмотрению действия и продлению ДНЯО, состоявшейся в апреле-мае 1995 г. в Нью-Йорке, этот Договор обрел статус бессрочного // Ядерное нераспространение: Краткая энциклопедия. М.: РОССПЭН; ПИР-Центр, 2009. С. 107-110, 157-159.
3. URL: http://disarmament.un.org/t/npt (accessed: 15.09.2015).
4. Подробнее см. Ядерное нераспространение… С.72-73.
5. Подробнее см. Орлов Владимир. Стеклянный зверинец нераспространения // Россия в глобальной политике. Том 13. Спецвыпуск. Июль-август 2015 г. С. 107-108.
6. Цит. по: Орлов Владимир. Указ. соч. С. 111.
7. Всего в мире функционируют пять зон, свободных от ядерного оружия: в Латинской Америке и Карибском бассейне (по Договору Тлателолко, вступившему в силу 22 апреля 1968 г.), в южной части Тихого океана (по Договору Раротонга, вступившему в силу 11 декабря 1986 г.), в Юго-Восточной Азии (по Бангкокскому договору, вступившему в силу 27 марта 1997 г.), в Африке (по Пелиндабскому договору, вступившему в силу 15 июля 2009 г.) и в Центральной Азии (по Семипалатинскому договору, вступившему в силу 21 марта 2009 г.) // Ежегодник СИПРИ 2013: вооружения, разоружение и международная безопасность. Пер. с англ. М.: ИМЭМО РАН, 2014. С. 533, 534, 537, 538, 542.
8. Создание на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения, предусмотрено принятой в 1995 году Конференцией по рассмотрению действия и продлению ДНЯО так называемой Ближневосточной резолюцией // Ядерное нераспространение… С. 158.
9. Решение о созыве под эгидой генерального секретаря ООН этой международной конференции было принято в 2010 году на восьмой Обзорной конференции государств-участников ДНЯО. URL: http://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=NPT/CONF.2010/50%20 (VOL.I) (accessed: 22.09.2015).
10. Полное название этого документа – Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений. Он также известен как Пражский договор (это название ему дано по месту его подписания) и как Договор СНВ-3 // Ежегодник СИПРИ 2013... С. 545, 546.
11. URL: http://www.state.gov/documents/organization/140035.pdf (accessed: 20.09.2015).
12. См., например, выступления госсекретаря США Джона Керри и директора департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД России Михаила Ульянова на девятой Обзорной конференции государств-участников ДНЯО // Электронный информационно-аналитический бюллетень «Ядерный Контроль», 5(464), май 2015. Доступ: http://www.pircenter.org/mailouts/view-letter/id/1/letter_id/912 (дата обращения: 20.09.2015).
13. Полное название этого документа – Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности. Вступил в силу 1 июня 1988 г. К июню 1991 г. СССР и США ликвидировали все свои баллистические и крылатые ракеты наземного базирования дальностью 500-5500 км (средней дальности – 1000-5500 км, меньшей дальности – 500-1000 км) и связанные с ними пусковые установки. В дальнейшем стороны Договора обязались не иметь и не создавать подобные ракетные системы. В 1994 году участниками Договора стали также Беларусь, Казахстан и Украина // Ежегодник СИПРИ 2013… С. 544.
14. Второй доклад Комиссии по проблемам глубокого сокращения ядерного оружия «Укрепление стабильности в период неустойчивости», апрель 2015 г. Доступ: http://www.deepcuts.org/files/pdf/Second_Report_of_the_Deep_Cuts_Commission_Russian.pdf (дата обращения: 20.09.2015).
15. В ходе прошедших 11 сентября 2014 г. российско-американских консультаций по тематике Договора РСМД делегации обменялись взаимными озабоченностями в отношении выполнения положений этого Договора каждой из сторон, выслушали соответствующие аргументы и, не придя к согласию, условились продолжить консультации. Но в ходе состоявшегося в ноябре того же года визита в Москву заместителя госсекретаря США Роуз Геттемюллер достигнуть принципиальной договоренности о возобновлении консультаций по тематике Договора о РСМД не удалась // Коваль Вадим. Чем больше шума, тем меньше логики: выполнение Договора о РСМД США хотят сделать «игрой в одни ворота» / Независимое военное обозрение, 26 сентября – 2 октября 2014 г.; РИА Новости. Госдеп: США продолжают работать с РФ над вопросом о соблюдении ДРСМД. 05.12.2014. Доступ: http://ria.ru/defense_safety/ 20141205/1036702072.html (дата обращения: 21.09.2015).
16. Коваль Вадим. В поисках двойной выгоды: Договор о РСМД используется США для продвижения своих вооружений союзникам / Независимое военное обозрение, 19-25 декабря 2014 г.
17. ИТАР-ТАСС. Госдепартамент США: Россия нарушает Договор о ракетах средней и меньшей дальности. 07.06.2015. Доступ: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2025305 (дата обращения: 21.09.2015).
18. Иванов Владимир. У Лондона может появиться заокеанский «ядерный топор» / Независимая газета, 09.06.2015.
19. Интерфакс-АВН. Россия попросила Пентагон разъяснить позицию по Договору о РСМД. 09.06.2015. Доступ: http://www.interfax.ru/russia/446551 (дата обращения: 21.09.2015).
20. Подробнее см. Арбатов А. Контроль над ядерным оружием: конец истории? // Мировая экономика и международные отношения, 5, 2015. С. 5, 6.
21. Совместное российско-американское заявление по Договору о ликвидации ракет средней дальности и меньшей дальности на 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, 25 октября 2007 г. Доступ: http://www.un.int/russia/new/mainRootrus/docs/ off_news/281007/newrus.htm (дата обращения: 21.09.2015).
22. Минимальный перечень тех условий и принципов, на базе которых может быть выработана международная договоренность о ликвидации РСМД, приведен в Антонов А.И. Контроль над вооружениями… С. 70.
23. Bush George. Address to the Nation on Reducing United States and Soviet Nuclear Weapons. 27.09.1991. URL: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/?pid=20035 (accessed: 21.09.2015).
24. NuclearBlog.ru. Доступ: http://www.nuclearblog.ru/188-sovetskierossiyskie-prezidentskie -iniciativy-v-yadernoy-sfere.html (дата обращения: 21.09.2015).
25. Там же.
26. По имеющейся информации, в 1990-е годы Россия и США на три четверти сократили свои арсеналы нестратегического ядерного оружия. См., например, Пикаев Александр. Нестратегические ядерные вооружения // Ядерное распространение: новые технологии, вооружения и договоры / Под ред. Арбатова А., Дворкина В. М.: РОССПЭН, 2009. С. 145-148.
27. Резолюция ГА ООН А/RES/57/58 «Сокращение нестратегических ядерных вооружений». 30.12.2002. Доступ: http://www.un.org/en/ga/search/view_doc.asp?symbol= A/RES/57/58&referer=http://www.un.org/depts/dhl/resguide/r57_resolutions_table_eng.htm&Lang=R (дата обращения: 21.09.2015).
28. Для вступления в силу этого Договора требуется его подписание и ратификация всеми 44 государствами, которые указаны в Договоре как обладатели энергетических и/или исследовательских ядерных реакторов. К настоящему времени Договор не подписали Индия, Пакистан и КНДР, не ратифицировали США, КНР, Израиль, Египет и Иран // Антонов А.И. Контроль над вооружениями… С. 192.
29. В настоящее время лишь одна страна блокирует начало переговоров по этому договору – Пакистан, обосновывая свою позицию тем, что прекращение наработки оружейных расщепляющихся материалов не отвечает ее высшим национальным интересам // Антонов А.И. Контроль над вооружениями… С. 211.
30. Remarks by President Barack Obama, Prague, 5 April 2009, The White House. URL: http://www.whitehouse.gov/the_press_office/Remarks-By-President-Barack-Obama-In-Prague-As-Delivered (accessed: 22.09.2015).
31. Первый выпущенный администрацией Б. Обамы вариант Стратегии национальной безопасности был представлен Белым домом в 2010 году, действующий – в феврале 2015 г. Ходжаева Н. Правовая база и содержание основных доктринальных документов США в сфере военной и внешней политики / Зарубежное военное обозрение. 2015. 3. С. 23.
32. Первый выпущенный при администрации Б. Обамы вариант Четырехлетнего обзора оборонной политики был представлен Пентагоном в феврале 2010 г., действующий – в марте 2014 г. // Ходжаева Н. Указ. соч. С. 24.
33. The White House. The US National Security Strategy. May 2010. URL: https://www.whitehouse.gov/sites/default/files/rss_viewer/national_security_strategy.pdf (accessed: 22.09.2015).
34. По большому счету реальным вкладом в осуществление объявленной Б. Обамой «Пражской повестки» стало лишь подписание и вступление в силу ДСНВ-2010 и проведение в 2010 году в Вашингтоне саммита по ядерной безопасности.
35. Первую попытку ратификации ДВЗЯИ предпринял президент США У. Клинтон осенью 1999 г., но Договор не собрал требуемых двух третей голосов сенаторов // Ядерное нераспространение: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. В 2-х томах. Том I / Ахтамазян И.А. и др. Под общ. ред. Орлова В.А. 2-ое изд., переработанное и расширенное. М.: ПИР-Центр, 2002. С. 316.
36. National Security Strategy, February 2015, White House. URL: https://www.whitehouse.gov/sites/default/files/docs/2015_national_security_strategy.pdf (accessed: 22.09.2015).
37. В апреле 2015 г. Белый дом передал в Сенат для ратификации подписанный Вашингтоном в мае 2014 г. Протокол к Договору о создании зоны, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии (Семипалатинский договор). Однако этот документ, вероятно, ожидает судьба протоколов к двум другим договорам о зонах, свободных от ядерного оружия, – Договора Раротонга и Пелиндабского договора. Соответствующие документы, переданные в Сенат в 2011 году, отложены в долгий ящик, а администрация Б. Обамы не предпринимает каких-либо усилий для их ратификации.
38. В этом документе лишь упомянуто, что США сокращают «количество своих ядерных вооружений в рамках Договора о СНВ 2010 года и собственной стратегии».
39. Sustaining U.S. Global Leadership: Priorities for 21st Century Defense, U.S. Department of Defense. URL: http://www.defense.gov/news/Defense_Strategic_Guidance.pdf (accessed: 22.09.2015).
40. Ходжаева Н. Указ. соч. С. 24.
41. The National Military Strategy of the United States of America 2015. Joint Chiefs of Staff. URL: http://www.jcs.mil/Portals/36/Documents/Publications/2015_National_Military_ Strategy.pdf (accessed: 24.09.2015).
42. Quadrennial Defense Review. U.S. Department of Defense. February 2010. URL: http://www.defense.gov/qdr/images/QDR_as_of_12Feb10_1000.pdf (accessed: 24.09.2015).
43. С этой целью, в частности, предусмотрено формирование Штаба объединенной оперативной группы для планирования, подготовки и проведения операций по ликвидации оружия массового уничтожения.
44. Quadrennial Defense Review 2014. March 2014. U.S. Department of Defense, URL: http://www.defense.gov/pubs/2014_Quadrennial_Defense_Review.pdf (accessed: 24.09.2015).
45. Nuclear Posture Review Report, April 2010, U.S. Department of Defense. URL: http://www.defense.gov/npr/docs/2010%20Nuclear%20Posture%20Review%20Report.pdf (accessed: 24.09.2015).
46. Предыдущие Обзоры ядерной политики США были проведены в 1994 и 2001 годах.
47. Статья VI ДНЯО гласит: «Каждый участник настоящего Договора обязуется в духе доброй воли вести переговоры об эффективных мерах по прекращению гонки ядерных вооружений в ближайшем будущем и ядерному разоружению, а также о договоре о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем». Доступ: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/npt.shtml (дата обращения: 24.09.2015).
48. Правда, после этого посыла в Ядерном обзоре сказано: «На сегодняшний день пока не ясно, когда эта цель может быть достигнута».
49. The White House. Fact Sheet: Nuclear Weapons Employment Strategy of the United States. June 19, 2013. URL: https://www.whitehouse.gov/the-press-office/2013/06/19/fact-sheet-nuclear-weapons-employment-strategy-united-states (accessed: 25.09.2015).
50. U.S. Department of State. URL: http://www.state.gov/t/avc/rls/247674.htm (accessed: 05.10.2015).
51. Ежегодник СИПРИ 2014: вооружения, разоружение и международная безопасность. Пер. с англ. М.: ИМЭМО РАН, 2015. С. 316.
52. Там же.
53. Там же.
54. Выступая в Берлине в июне 2013 г., президент США Б. Обама заявил, что Соединенные Штаты могут пойти на дальнейшее сокращение развернутого стратегического ядерного оружия примерно на одну треть от уровней ДСНВ-2010, заключив с Россией новое соглашение о сокращении этого оружия. В марте 2015 г. в связи с 45-й годовщиной со дня вступления в силу ДНЯО Б. Обама заявил о готовности вести переговоры о дальнейшем сокращении ядерных арсеналов. URL: https://www.whitehouse.gov/the-press-office/2013/06/19/remarks-president-obama-brandenburg-gate-berlin-germany (accessed: 26.09.2015); https://www.whitehouse.gov/the-press-office/2015/03/05/statement-president-45th-anniversary-nuclear-non-proliferation-treaty (accessed: 26.09.2015).
55. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. 537. Доступ: http://kremlin.ru/supplement/424 (дата обращения: 28.09.2015).
56. Военная доктрина Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 25 декабря 2014 г. Доступ: http://www.rg.ru/2014/12/30/doktrina-dok.html (дата обращения: 28.09.2015).
57. Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 12 февраля 2013 г. Доступ: http://archive.mid.ru//brp_4.nsf/0/6D84DDEDEDBF7DA644257B160051BF7F (дата обращения: 28.09.2015).
58. В статье 16 Военной доктрины Российской Федерации определено, что «ядерное оружие будет оставаться важным фактором предотвращения возникновения ядерных военных конфликтов и военных конфликтов с применением обычных средств поражения (крупномасштабной войны, региональной войны)».
59. Первоначально российскую делегацию на этой Конференции должен был возглавить заместитель министра иностранных дел Российской Федерации С.А. Рябков, но в последний момент было решено, что делегацию возглавит директор департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД России М.И. Ульянов (в ранге исполняющего обязанности руководителя делегации) // Байгарова Ксения. Ядерные дебаты с украинским подтекстом / Коммерсант, 27.04.2015.
60. Практические шаги Российской Федерации в области ядерного разоружения. Конференция 2015 года по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия, Нью-Йорк, 27 апреля-22 мая 2015 г. В этом документе отражена динамика сокращения российских арсеналов ядерного оружия с 1991 года по март 2015 г., а также те практические шаги, которые предприняты Россией в поддержку вступления в силу ДВЗЯИ и создания зон, свободных от ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения. Помимо этого охарактеризованы те факторы, которые препятствуют дальнейшему ядерному разоружению: развертывание глобальной системы ПРО США; концепция “глобального удара”, принятая в США; размещение оружия в космосе. Доступ: http://www.pircenter.org/media/content/files/13/14319751050 (дата обращения: 28.09.2015).
61. Доступ: http://www.kremlin.ru/events/president/letters/49352 (дата обращения: 28.09.2015).
62. Еще ранее, выступая 24 октября 2014 г. на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай» в Сочи, президент России В.В. Путин сказал: «Мы настаиваем на продолжении переговоров по сокращению ядерных арсеналов. Чем меньше ядерного оружия в мире, тем лучше. И готовы к самому серьезному предметному разговору по вопросам ядерного разоружения, но именно к серьезному – как говорится, без двойных стандартов». Доступ: http://ria.ru/world/20141024/1029925195.html (дата обращения: 28.09.2015).
63. Доступ: http://www.pircenter.org/meadia/content/files/13/14304413510.pdf (дата обращения: 28.09.2015).
64. Доступ: http://www.pircenter.org/meadia/content/files/13/14308844740.pdf (дата обращения: 28.09.2015).
65. U.S. Department of State. URL: http://www.state.gov/t/avc/rls/247674.htm (accessed: 05.10.2015).
66. По оценке экспертов Стокгольмского международного института исследований проблем мира (СИПРИ), на январь 2014 г. Россия могла располагать примерно 2000 тактическими ядерными боезарядами, из них: для ракет ПРО, ПВО и береговой обороны ?425; для вооружения самолетов ?730; для ракетных комплексов «Точка» и «Искандер» ?170; для вооружения ВМС ?700 // Ежегодник СИПРИ 2014... С. 319.
67. См., в частности, Практические шаги Российской Федерации в области ядерного разоружения…
68. В основу переговоров «шестерки» (США, Россия, КНР, Великобритания, Франция и Германия) с Ираном были положены предложенные Россией принципы поэтапности и взаимности, признание права Ирана на мирное использование атомной энергии, включая обогащение урана, под строгим и эффективным международным контролем.
69. Доступ: http://www.inosmi.ru/world/20150715/229104633.html#ixzz3n8WA9kIQ (дата обращения: 29.09.2015).
70. См. Выступление и.о. руководителя делегации Российской Федерации, директора департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД России М.И. Ульянова на Конференции 2015 года по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия (кластер II, нераспространение и гарантии МАГАТЭ). Доступ: http://www.pircenter.org/meadia/content/files/13/14308856541.pdf (дата обращения: 29.09.2015).
71. Там же.
72. РИА Новости. МИД России: учения США и НАТО по “ядерным миссиям” противоречат ДНЯО. 10.04.2015. Доступ: http://ria.ru/politics/20150410/1057763890.html (дата обращения: 29.09.2015).
73. В частности, об этом еще в августе 2012 г. заявила заместитель госсекретаря США Виктория Нуланд // РИА Новости. США приветствуют готовность РФ к диалогу о сокращении ядерных арсеналов. 29.08.2012. Доступ: http://ria.ru/world/20120829/732552012.html (дата обращения: 30.09.2015).
74. Подробнее см. Ядерное оружие и стратегическая стабильность: поиск российско-американского консенсуса в XXI веке / [Картрайт Дж., Рогов С.М. и др.; гл. ред. Иванов И.С.]; Российский совет по международным делам (РСМД). М.: Спецкнига, 2012. С. 38-47.
75. С более подробной аргументацией неизбежности возобновления такого диалога можно ознакомиться в коллективной монографии «Разоружение и безопасность 2013-2014: Стратегическая стабильность: проблемы безопасности в условиях перестройки международных отношений» / Отв. ред. Арбатов А.Г., Бубнова Н.И. М.: ИМЭМО РАН, 2014. С. 10, 181.
76. На одном из неформальных брифингов, проведенном на полях девятой Обзорной конференции государств-участников ДНЯО исполняющим обязанности руководителя российской делегации М.И. Ульяновым, он, оценивая возможность заключения новой российско-американской договоренности по сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений, сказал: «Россия предлагает в первую очередь говорить об устранении факторов, мешающих дальнейшему ядерному разоружению, и о том, чтобы создавать условия, в которых новые договоренности были бы возможны» // ИТАР-ТАСС. МИД РФ: действия США могут подтолкнуть Москву к наращиванию ядерных арсеналов. 17.05.2015. Доступ: http://tass.ru/politika/1974156 (дата обращения: 30.09.2015).
77. Полное название этого документа – Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки об ограничении систем противоракетной обороны. Подписан 26 мая 1972 г. в Москве, вступил в силу 3 октября 1972 г., утратил силу 13 июня 2002 г. Стороны Договора взяли обязательства не создавать системы ПРО, способные защитить всю территорию страны, и ограничить разработку и развертывание разрешенных стратегических систем ПРО // Ежегодник СИПРИ 2014… С. 538.
78. Десять лет без Договора по ПРО. Проблема противоракетной обороны в российско-американских отношениях: науч. доклад / [Рогов С.М. и др.]. М.: Спецкнига, 2012. С. 51.
79. Противоракетная оборона: противостояние или сотрудничество? Под ред. Арбатова А. и Дворкина В.; Моск. центр Карнеги. М.: РОССПЭН, 2012. С. 136.
80. Десять лет без Договора по ПРО… С. 52, 53.
81. Preparing for Deep Cuts: Options for Enhancing Euro-Atlantic and International Security / First Report of the Deep Cuts Commission, April 2014. URL: http://www.deepcuts.org/files/pdf/First_Report_of_the_Deep_Cuts_Commission_English.pdf (accessed: 30.09.2015).
82. Предложенный США в 2009 году Европейский поэтапный адаптивный подход к созданию ЕвроПРО получил официальную поддержку американских союзников на саммите НАТО в Лиссабоне в ноябре 2010 г. // Проблемы и перспективы сотрудничества России с США/НАТО в сфере противоракетной обороны / Отв. ред. Трубников В.И. М.: ИМЭМО РАН, 2011. С. 14.
83. URL: http://www.nato.int/cps/en/natohq/topics_50090.htm?selectedLocale=en (accessed: 03.10.2015).
84. Ядерное оружие и стратегическая стабильность… С. 52.
85. По аналогии с тем, как это ныне делается в рамках ДСНВ-2010 в отношении перемещений развернутых стратегических ядерных вооружений.
86. Такой прецедент имел место, когда в рамках переговоров по заключению Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений, подписанного в 1991 году, стороны обменялись заявлениями о том, что в течение срока действия этого Договора у каждой из сторон количество развернутых ядерных КРМБ в каждом году не будет превышать 880 единиц. См. Протоколы к вышеуказанному Договору. Доступ: http://www.armscontrol.ru/start/rus/docs/start1/slcm-su.txt (дата обращения: 03.10.2015).
87. United Nations, General Assembly, Resolution A/RES/69/32 No First Placement of Weapons in Outer Space, 02 December 2014. URL: http://www.un.org/en/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/RES/69/32 (accessed: 03.10.2015).
88. Соглашение об адаптации ДОВСЕ ратифицировали только Россия, Беларусь, Казахстан и Украина // Ежегодник СИПРИ 2014… С. 531.
89. Ежегодник СИПРИ 2012: вооружения, разоружение и международная безопасность. Пер. с англ. М.: ИМЭМО РАН, 2013. С. 523.
90. Там же.
91. ПИР-ПРЕСС. 10.03.2015. Доступ: http://www.pircenter.org/mailouts/view-letter/id/3/letter_id/891 (дата обращения 03.10.2015).
92. Там же.
93. По оценке экспертов СИПРИ, на начало 2014 года совокупный запас ядерных боезарядов в мире составлял приблизительно 16350 единиц, из них у России – 8000 единиц, у США – около 7300 единиц // Ежегодник СИПРИ 2014… С. 304, 305.
94. Ежегодник СИПРИ 2014… С. 304.
95. Консультации стран «ядерной пятерки» начались в 2007 году с обсуждения вопроса о возможности согласования ими мер ядерной транспарентности и укрепления доверия. С 2009 года эти консультации трансформировались в ежегодно проводимые Конференции // Второй доклад Комиссии по проблемам глубокого сокращения ядерного оружия...
96. Доступ: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/newsline/153B3FFE33CD0CBC43257DEA006533DD (дата обращения: 05.10.2015).
97. Ежегодник СИПРИ 2014… С. 358.
98. Эти переговоры начались в августе 2003 г. // Ежегодник СИПРИ 2011: вооружения, разоружения и международная безопасность. Пер. с англ. М.: ИМЭМО РАН, 2012. С. 419.
99. В частности, оценка перспектив возобновления этих шестисторонних переговоров дана в статье Есина Виктора «Таинственный агрессор» / Военно-промышленный курьер, 15-21 июля 2015 г.
100. См. Второй доклад Комиссии по проблемам глубокого сокращения ядерного оружия…
101. Это обстоятельство не только не предполагает отсутствие полноценных консультаций по ядерным вооружениями в формате «ядерной пятерки», а наоборот, свидетельствует о их востребованности и интенсификации.
102. Такое правило ныне закреплено в ДСНВ-2010.
Комментарии
Сообщения не найдены