Народы и культуры Саяно-Алтая и сопредельных территорий
Народы и культуры Саяно-Алтая и сопредельных территорий
Аннотация
Код статьи
S013216250017548-5-1
Тип публикации
Обзор
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Хайруллина Нурсафа Гафуровна 
Должность: проф. кафедры маркетинга и муниципального управления
Аффилиация: Тюменский индустриальный университет
Адрес: Российская Федерация, Тюмень
Трошкина Ирина Николаевна
Должность: зав. сектором экономики и социологии
Аффилиация: Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории
Адрес: Российская Федерация, Абакан
Номер
Страницы
146-147
Аннотация

       

Классификатор
Получено
18.12.2021
Дата публикации
24.12.2021
Всего подписок
6
Всего просмотров
44
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1 23-24 сентября 2021 г. в Абакане состоялась VIII Международная конференция, в работе которой приняли участие ученые из Монголии, Японии, Узбекистана, Турции, Азербайджана, Белоруссии, Финляндии и 20 российских регионов.
2 В приветственном слове глава Хакасии В.О. Коновалов обратил внимание, что 2021 г. в Республике Хакасия объявлен Годом хакасского эпоса, а конференция проводится в целях поддержки и развития нематериального культурного наследия, привлечения внимания к социокультурным проблемам не только хакасского народа, но народов Саяно-Алтайского региона и сопредельных территорий. Председатель Верховного Совета РХ В.Н. Штыгашев указал, что Хакасия не случайно выбрана площадкой для проведения международной конференции: в августе 1721 г. (триста лет назад) в долине р. Уйбат Д.Г. Мессершмидт обнаружил памятник древнетюркской письменности.
3 Дискуссию на пленарной сессии начал доклад проф. И.Л. Кызласова (ИА РАН, Москва), обративший внимание участников конференции на необходимости продолжать исследования в Хакасско-Минусинской котловине, которая остается древнейшим культурным центром не только республики, России, но и всего человечества. В.Е. Майногашева (ХНИИЯЛиИ, Абакан) подчеркнула, что хакасский героический эпос является неотъемлемой частью культурного и духовного наследия народа. По мнению докладчика, сегодня немногочисленные хакасские сказители продолжают сохранять и передавать этническую память, традиции и основы нравственности современным поколениям.
4 На конференции была организована работа пяти секций. В секционных выступлениях ученые акцентировали внимание на актуальных проблемах изучения и сохранения культуры, родных языков народов Саяно-Алтайского региона и сопредельных территорий, наследия народов России и СНГ в современном культурном пространстве, вопросах этнокультурного и социально-экономического развития российских регионов, регионов Сибири и Дальнего Востока, результатах фундаментальных и прикладных исследований социологов, филологов, экономистов, историков. Так, проф. Ю.В. Попков (ИФиП СО РАН, Новосибирск) акцентировал внимание участников на неоднозначных последствиях глобализации, которая провоцирует в современном мире реальные вызовы и угрозы, к числу которых относится пандемия COVID-19. Докладчик обосновал идею, что сегодня традиционная культура, существующая в виде неотрадиционализма и проявляющаяся в расширении этнокультурного разнообразия, может противодействовать этим угрозам.
5 В своем выступлении Е.С. Кованова (КалмГУ им. Б.Б. Городовикова, Элиста) акцентировала внимание на необходимости решении демографических проблем, усугубившихся не только распространением пандемии коронавирусной инфекции в российских регионах, но последствиями, которые проявил COVID-19. Исследования, проведенные в Республиках Калмыкия и Бурятия, позволили выявить влияние пандемии на показатели рождаемости, смертности, брачности, разводимости, миграции. В указанных республиках, по сравнению с российскими регионами, выявлено значительное превышение числа заражений коронавирусом и, соответственно, смертей, снижение рождаемости. Одновременно зафиксировано повышение числа зарегистрированных браков и устойчивый миграционный отток населения. Миграционные процессы в Республике Тува осветил в своем докладе Т.М. Ойдуп (ТИКОПР СО РАН, Кызыл). Социологические исследования приграничных сообществ тувино-монгольской границы показали, что каждый десятый житель Тувы готов переехать в столицу Монголии и приграничные с Тувой аймаки (Увз, Завхан), но большинство жителей республики (80 %), не смотря на сложное экономическое положение в целом в регионе, низкий жизненный уровень, высокую безработицу, выбирают для трудовой миграции населенные пункты Сибирского Федерального округа. Н.В. Бадмаев (КНЦ РАН, Элиста) обратил внимание участников конференции на миграцию сельской молодежи Калмыкии в Москву, Санкт-Петербург и районы Крайнего Севера. Это обусловлено сложным социально-экономическим положением республики, разбалансированностью республиканского рынка труда, инфраструктурными проблемами сельского хозяйства. По данным социологических исследований, миграция в мегаполисы оказывается для большинства респондентов невозвратной, а в районы Крайнего Севера – в основном временной, при этом некоторые не планируют возвращаться в Калмыкию.
6 Ю.М. Аксютин (ХакГУ им. Н.Ф. Катанова, Абакан) поделился опытом исследования межэтнических и межконфессиональных отношений, складывающихся между жителями Тувы и Хакасии. Проведенные исследования выявили высокую религиозность жителей данных республик, которая, по мнению докладчика, может выступать фактором конфликтогенности, поскольку между жителями, исповедующими христианство, буддизм, шаманизм и неверующими на протяжении длительной истории возникают противоречия.
7 Одновременно с секционными заседаниями в рамках международного симпозиума состоялся круглый стол, два мастер-класса, работала творческая лаборатория, где обсуждались практики реализации научно-исследовательских и творческих проектов (по хакасской культуре, декоративно-прикладному искусству, хакасским ремеслам).
8 В рамках форума был проведен полевой семинар с выездом участников на культурно-исторический объект - Большой Салбыкский курган (V–IV веков до н. э.), который позволил ознакомиться с современным опытом хакасских ученых в проведении научных исследований, а также с вызовами глобальных изменений, негативно влияющих на локальных культуры Алтая и сопредельных территорий.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести