“Iron” Men: True and Ephemeral in Endurance Sports
Table of contents
Share
QR
Metrics
“Iron” Men: True and Ephemeral in Endurance Sports
Annotation
PII
S023620070025539-9-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Andrey Adelfinsky 
Occupation: Associate Professor
Affiliation: Bauman Moscow State Technical University
Address: 5 Baumanskaya 2-ya Str., Moscow 105005, Russian Federation
Pages
118-126
Abstract

This essay examines the social portrait of contemporary iron men and women, i.e., non-elite amateur triathletes. It is questioned the widespread belief in their unique exceptionality as socially successful people and natural-born endurance athletes. It is shown that the commodification of endurance sports (running, cycling, cross-country skiing, and triathlon) led to the division of communities into two generations — the displacing original and the emerging contemporary. The original generation was characterized by a more democratic social composition and more sustained engagement. The contemporary generation prefers symbolic recognition and a shorter commitment to sports. This opens up discussions about enduring and ephemeral matters in sports.

Keywords
running, marathon, triathlon, Ironman, sports, democratization, gentrification, commodification, commercialization, fitness boom, exceptionalism
Received
30.05.2023
Date of publication
30.05.2023
Number of purchasers
14
Views
1078
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
1

Успешные и «железные»?

2 Мода на спортивный образ жизни захватила деловую и управленческую элиту России. Бег ныне принято считать «атрибутом успешного человека», а железный триатлон — вершиной преодоления. Причем от «железных» людей требуют быть «не только сильными телом и духом, но и обеспеченными» [Шубин, 2019]. Насколько достоверен этот портрет современника — успешного и «железного» человека одновременно? Связаны ли между собой успех в бизнесе и занятия спортом на выносливость?
3

Причины возникновения спортивной моды

4

Мотивы обращения к спорту и образ жизни неэлитных атлетов-любителей, а также причины возникновения современной моды на спорт в России изучались в недавних работах. В частности, было показано, что современные гонки на выносливость (бег, вело, плавание, лыжи, триатлон) следует понимать как преодоление дистанции через игровое соперничество, а не как спорт ради победы. Типовая «карьера» любителя развивалась от покорения коротких (5–10 км) пробегов к марафонам и железным триатлонам (3,8 км плавания, 180 км вело и 42,2 км бега) [Адельфинский, 2022]. Уже в 2000-х низовая волонтерская кампания породила текущий бум триатлона среди любителей, а в 2010–2015 годах кампании брендов Nike и Adidas, включавшие бесплатные для участников пробеги, вызвали семикратный рост популярности практики бега. Параллельно рождались малые тренерские и событийные (ивент-) бизнесы. В итоге коммерциализация и товаризация (коммодификация) спорта привели к его джентрификации (притоку платежеспособных страт) и 20-кратному росту стоимости участия в беговых стартах всего за пять лет [Адельфинский, 2021; Adelfinsky, 2021]. Товаризация спорта разделила его неэлитных рекреационных любителей на два поколения — возникшее современное и вытесняемое оригинальное. Представляется, что предлагаемый ниже парный портрет «железных» людей будет интересен для дискуссий о демократизации спорта [Donnelly, 1993], связи социального класса и спорта [Stempel, 2019], об общих смыслах спорта [Воронин, 2018; Кильдюшов, 2018], марафона и бега [Канныкин, 2021; Рыков, 2022].

5

Современники

6 Работа в качестве маркетолога коммерческой школы триатлона позволила С. Башировой описать современные типы триатлетов-любителей. Первый тип — мужчина старше 30–35 лет, «с успешной карьерой… попавший в потолок по должности и в личной жизни». Второй — «человек скучающий», но обеспеченный, «даже домохозяйка». Представлен и тип тренера (коуча): изначально менеджер, три-четыре года назад пришел в триатлон как клиент, тренировать начал через год, окончив Ironman University — зарубежный 14-часовой онлайн курс [Баширова, 2022].
7 Современные триатлеты и марафонцы ощущают себя новым поколением, воспринимая своих предшественников как Homo Soveticus. Идеолог перезапуска Московского международного марафона мира А. Боярская утверждает, что при прежних организаторах этот марафон был «жалким зрелищем», отражением «советской культуры не в самых лучших проявлениях» [Миронов, 2016]. Инвест-банкир В. Жидков связывает текущий бум триатлона со своей деятельностью. Говоря о конфликте с предшественниками, Жидков замечает, что «хотел “подарить” триатлон всем, а старички не особо жаждали, чтобы в него лезли зеленые любители». По его словам, «старички» якобы не развивали спорт, поскольку стремились сохранить свою уникальность, «каждый ревностно желал быть одним единственным Ironman-ом» [см.: Воскресенская, 2018].
8

Предшественники

9 Портрет «железных» людей и марафонцев 1980–2000-х годов по возрасту и риторике самовосхваления «сильных телом и духом» схож с нынешним. Но есть и различия. Социальная основа объединения «старичков» — это не отношения клиент — поставщик, а клубная деятельность неэлитных любителей (так называемых физкультурников и ветеранов), самостоятельно организовывавших низовые гонки. Причем именно «старички» возродили любительский триатлон в 2000-х, добившись его популярности и породив следующее поколение [Шахматов, 2011].
10 По сравнению с современными триатлетами социальный профиль «железных старичков» более разнороден. Средний советский физкультурник описан как квалифицированный рабочий со средним техническим образованием [Судаков, 1989]. Также «старичкам» присуща продолжительная вовлеченность, почти пожизненная привычка к участию в гонках и тренировках. Среди исходного поколения укоренилось мнение о важности «вызревания» новичков к беговому марафону в течение двух-трех лет, а к железному триатлону — пяти лет.
11

Штрихи к портрету

12 Современные триатлеты часто минуют стадию коротких гонок и сразу целят на длинные; завершив свой «короткий железный поход», они уходят из триатлона. Это констатируют и зарубежные источники [см.: Empfield, 2016], и опрошенные нами эксперты. Причину краткосрочности «карьеры» последние видят в ее форсировании, поощряемой возникшим рынком. Негативно сказываются и установки коучей (тренеров) в стиле «мы здесь, чтобы победить», поощряющие нереалистичные амбиции любителей. Эксперты также отмечают тяготение нового поколения к формальным символам признания, что подменяет подлинное участие его имитацией. Существует и проблема с доступностью спорта. Оказывается, для некоторых современных «железных» людей стартовые взносы представляются высокими. «Успешные» победнее вынуждены отказываться от увлечения спортом или идти в коучи.
13

«Что в имени тебе моем?»

14 Похоже, особая исключительность увлекшихся спортом современников как людей успешных и «железных» одновременно апокрифична. Однако каким образом взаимосвязаны сиюминутное и подлинное в феномене «железных» людей?
15 Полагаем, что подлинное участие (преодоление через соперничество) в гонках на выносливость требует упорства и силы воли. Подобное участие стало символом, перенесенным в общесоциальный контекст, гипотетическим свидетельством проявления аналогичных качеств вне спортивной среды. Глобальный фитнес-бум привел к демократизации видов спорта на выносливость, их массовизации. А последовавшая затем товаризация превратила последние в продукт и в конечном итоге привела к культурному присвоению спорта массового участия теми социальными группами, которые готовы платить за символические сигналы. При этом подлинное участие в таком спорте оказалось возможным сымитировать. Подробное изучение и описание данного процесса, связанных с ним социальных трансформаций спорта, их рассмотрение в историческом ракурсе — это тема будущих исследований.

References

1. Adelfinsky A.S. Prichiny begovogo buma 2010-h: keis-stadi krupneishego marafona Rossii [Causes of the 2010s Running Boom: Case Study of the Russia’s Largest Marathon]. Monitoring obshсhestvennogo mneniya: ekhonomicheskie i social'nye peremeny. 2021. № 4 (164). Р. 275–299.

2. Adelfinsky A.S. Chestvovanie inklyuzivnosti: organizatsiya i ritual sporta massovogo uchastiya [Celebration of Inclusivity: The Organization and Ritual of Mass Participation Sports]. Antropologicheskii forum. 2022. N 54. P. 37–67.

3. Bashirova S.M. Marketingovaya strategiya lyubitel'skogo triatlona v Rossii [Marketing Strategy of Amateur Triathlon in Russia]. National Research University Higher School of Economics, 2022.

4. Voronin A.A. Antropologicheskie osnovy sporta: k postanovke voprosa [Anthropological Foundations оf Sports: To Pose the Question]. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2018. N 4. P. 97–106.

5. Voskresenskaya A. Viktor Zhidkov ob istokakh triatlona i konflikte starichkov i lyubitelei [Viktor Zhidkov on the Origins of Triathlon and the Conflict of Old Men and Amateurs]. Iron-star.com. 16.01.2018 [Electronic resource]. URL: https://iron-star.com/news/viktor-zhidkov-ob-istokakh-triatlona/ (date of access: 12.04.2023).

6. Kannykin S.V. “Vo vsyakom sluchae, on tak i ne pereshel na shag”: opyt filosofskogo issledovaniya massovogo bega na vynoslivost' [“However, He Did Not Switch to Walking”: The Experience of a Philosophical Research of Collective Endurance Running]. Sotsiodinamika. 2021. N 7. P. 34–53.

7. Kildyushov O.V. Sport v sociologicheskoi perspektive [Sport in Sociological Perspectives]. Sociologjya vlasti. 2018. N 2. P. 8–23.

8. Mironov F. Moskva — gorod p'yushchii ili begayushchii? [Moscow — the Сity of Drinking or Running?]. Afisha Daily. 03.08.2016 [Electronic resource]. URL: https://daily.afisha.ru/cities/2499-kuda-pribezhala-moskvy-aktivisty-podvodyat-itogi-sportivnogo-buma/ (date of access: 12.04.2023).

9. Rykov S.S. Lyubitel'skii marafonskii beg v sovremennoi literature: tipy opisaniya i refleksiya chteniya [Amateur Marathon Running in Modern Literature: Types of Description and Reflection of Reading]. Kul'tura i iskusstvo. 2022. N 12. S. 21–31.

10. Sudakov V.I. Kogo schitat' fizkul'turnikom? [Who Should be Considered a Sportsman?]. Moscow: FiS Publ., 1989.

11. Shakhmatov A.P. Veteranskoe i lyubitel'skoe dvizhenie [Veteran and Amateur Movement]. Triatlon. 2011. N 1. P. 50–54.

12. Shubin A. Mir bez zhenshchin, alkogolya i druzei: zachem predprinimateli zanimayutsya triatlonom i skol'ko eto stoit [The World Without Women, Alcohol and Friends: Why Entrepreneurs do Triathlon and How Much it Costs]. Forbes.ru. 14.07.2019 [Electronic resource]. URL: https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/379977-mir-bez-zhenshchin-alkogolya-i-druzey-zachem-predprinimateli (date of access: 12.04.2023).

13. Empfield D. Citizen Ironman? Yes! (No!). Slowtwitch.com. 26.05.2016. [Electronic resource]. URL: https://slowtwitch.com/Features/Citizen_Ironman_Yes_No__5798.html (date of access: 12.04.2023).

14. Adelfinsky A.S. Ordinary, Adequate, and Crazy: Reconsidering the “Pyramid” Metaphor for Mass-participation Sports. The Russian Sociological Review. 2021. Vol. 20, N 2. P. 224–249.

15. Donnelly P. Democratization Revisited: Seven Theses on the Democratization of Sport and Active Leisure. Loisir et Société/Society and Leisure. 1993. Vol. 16, Iss. 2. Р. 413–434.

16. Stempel C. Sport, Social Class, and Cultural Capital: Building on Bourdieu and His Critics. The Business and Culture of Sports: Society, Politics, Economy, Environment. Vol. 2. Farmington Hills, MI: Macmillan Reference USA, 2019.

Comments

No posts found

Write a review
Translate