"Железные" люди: истинное и сиюминутное в спорте на выносливость
"Железные" люди: истинное и сиюминутное в спорте на выносливость
Аннотация
Код статьи
S023620070025539-9-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Адельфинский Андрей Станиславович 
Должность: доцент
Аффилиация: МГТУ им. Н.Э. Баумана
Адрес: Российская Федерация, 1005005 Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5
Страницы
118-126
Аннотация

Рассматриваются социальные портреты современных «железных» людей, неэлитных любителей триатлона. Оспаривается расхожее мнение об их исключительности как социально-успешных людей и прирожденных атлетов одновременно. Показано, что товаризация видов спорта на выносливость (бег, вело, плавание, лыжи, триатлон) привела к разделению сообщества на два поколения — вытесняемое изначальное и возникшее современное. Изначальное поколение характеризуется более демократичным социальным составом и более устойчивой вовлеченностью в спорт. Современное поколение больше нацелено на символическое признание и демонстрирует не столь сильную приверженность спорту. Дискутируется генезис подлинных и эфемерных смыслов спорта.

Ключевые слова
бег, марафон, триатлон, «железный» человек, спорт, демократизация, джентрификация, коммодификация, коммерциализация, фитнес-бум, исключительность
Классификатор
Получено
30.05.2023
Дата публикации
30.05.2023
Всего подписок
14
Всего просмотров
1076
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1

Успешные и «железные»?

2 Мода на спортивный образ жизни захватила деловую и управленческую элиту России. Бег ныне принято считать «атрибутом успешного человека», а железный триатлон — вершиной преодоления. Причем от «железных» людей требуют быть «не только сильными телом и духом, но и обеспеченными» [Шубин, 2019]. Насколько достоверен этот портрет современника — успешного и «железного» человека одновременно? Связаны ли между собой успех в бизнесе и занятия спортом на выносливость?
3

Причины возникновения спортивной моды

4

Мотивы обращения к спорту и образ жизни неэлитных атлетов-любителей, а также причины возникновения современной моды на спорт в России изучались в недавних работах. В частности, было показано, что современные гонки на выносливость (бег, вело, плавание, лыжи, триатлон) следует понимать как преодоление дистанции через игровое соперничество, а не как спорт ради победы. Типовая «карьера» любителя развивалась от покорения коротких (5–10 км) пробегов к марафонам и железным триатлонам (3,8 км плавания, 180 км вело и 42,2 км бега) [Адельфинский, 2022]. Уже в 2000-х низовая волонтерская кампания породила текущий бум триатлона среди любителей, а в 2010–2015 годах кампании брендов Nike и Adidas, включавшие бесплатные для участников пробеги, вызвали семикратный рост популярности практики бега. Параллельно рождались малые тренерские и событийные (ивент-) бизнесы. В итоге коммерциализация и товаризация (коммодификация) спорта привели к его джентрификации (притоку платежеспособных страт) и 20-кратному росту стоимости участия в беговых стартах всего за пять лет [Адельфинский, 2021; Adelfinsky, 2021]. Товаризация спорта разделила его неэлитных рекреационных любителей на два поколения — возникшее современное и вытесняемое оригинальное. Представляется, что предлагаемый ниже парный портрет «железных» людей будет интересен для дискуссий о демократизации спорта [Donnelly, 1993], связи социального класса и спорта [Stempel, 2019], об общих смыслах спорта [Воронин, 2018; Кильдюшов, 2018], марафона и бега [Канныкин, 2021; Рыков, 2022].

5

Современники

6 Работа в качестве маркетолога коммерческой школы триатлона позволила С. Башировой описать современные типы триатлетов-любителей. Первый тип — мужчина старше 30–35 лет, «с успешной карьерой… попавший в потолок по должности и в личной жизни». Второй — «человек скучающий», но обеспеченный, «даже домохозяйка». Представлен и тип тренера (коуча): изначально менеджер, три-четыре года назад пришел в триатлон как клиент, тренировать начал через год, окончив Ironman University — зарубежный 14-часовой онлайн курс [Баширова, 2022].
7 Современные триатлеты и марафонцы ощущают себя новым поколением, воспринимая своих предшественников как Homo Soveticus. Идеолог перезапуска Московского международного марафона мира А. Боярская утверждает, что при прежних организаторах этот марафон был «жалким зрелищем», отражением «советской культуры не в самых лучших проявлениях» [Миронов, 2016]. Инвест-банкир В. Жидков связывает текущий бум триатлона со своей деятельностью. Говоря о конфликте с предшественниками, Жидков замечает, что «хотел “подарить” триатлон всем, а старички не особо жаждали, чтобы в него лезли зеленые любители». По его словам, «старички» якобы не развивали спорт, поскольку стремились сохранить свою уникальность, «каждый ревностно желал быть одним единственным Ironman-ом» [см.: Воскресенская, 2018].
8

Предшественники

9 Портрет «железных» людей и марафонцев 1980–2000-х годов по возрасту и риторике самовосхваления «сильных телом и духом» схож с нынешним. Но есть и различия. Социальная основа объединения «старичков» — это не отношения клиент — поставщик, а клубная деятельность неэлитных любителей (так называемых физкультурников и ветеранов), самостоятельно организовывавших низовые гонки. Причем именно «старички» возродили любительский триатлон в 2000-х, добившись его популярности и породив следующее поколение [Шахматов, 2011].
10 По сравнению с современными триатлетами социальный профиль «железных старичков» более разнороден. Средний советский физкультурник описан как квалифицированный рабочий со средним техническим образованием [Судаков, 1989]. Также «старичкам» присуща продолжительная вовлеченность, почти пожизненная привычка к участию в гонках и тренировках. Среди исходного поколения укоренилось мнение о важности «вызревания» новичков к беговому марафону в течение двух-трех лет, а к железному триатлону — пяти лет.
11

Штрихи к портрету

12 Современные триатлеты часто минуют стадию коротких гонок и сразу целят на длинные; завершив свой «короткий железный поход», они уходят из триатлона. Это констатируют и зарубежные источники [см.: Empfield, 2016], и опрошенные нами эксперты. Причину краткосрочности «карьеры» последние видят в ее форсировании, поощряемой возникшим рынком. Негативно сказываются и установки коучей (тренеров) в стиле «мы здесь, чтобы победить», поощряющие нереалистичные амбиции любителей. Эксперты также отмечают тяготение нового поколения к формальным символам признания, что подменяет подлинное участие его имитацией. Существует и проблема с доступностью спорта. Оказывается, для некоторых современных «железных» людей стартовые взносы представляются высокими. «Успешные» победнее вынуждены отказываться от увлечения спортом или идти в коучи.
13

«Что в имени тебе моем?»

14 Похоже, особая исключительность увлекшихся спортом современников как людей успешных и «железных» одновременно апокрифична. Однако каким образом взаимосвязаны сиюминутное и подлинное в феномене «железных» людей?
15 Полагаем, что подлинное участие (преодоление через соперничество) в гонках на выносливость требует упорства и силы воли. Подобное участие стало символом, перенесенным в общесоциальный контекст, гипотетическим свидетельством проявления аналогичных качеств вне спортивной среды. Глобальный фитнес-бум привел к демократизации видов спорта на выносливость, их массовизации. А последовавшая затем товаризация превратила последние в продукт и в конечном итоге привела к культурному присвоению спорта массового участия теми социальными группами, которые готовы платить за символические сигналы. При этом подлинное участие в таком спорте оказалось возможным сымитировать. Подробное изучение и описание данного процесса, связанных с ним социальных трансформаций спорта, их рассмотрение в историческом ракурсе — это тема будущих исследований.

Библиография

1. Адельфинский А.С. Причины бегового бума 2010-х: кейс-стади крупнейшего марафона России // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 4. С. 275–299.

2. Адельфинский А.С. Чествование инклюзивности: организация и ритуал спорта массового участия // Антропологический форум. 2022. № 54. С. 37–67.

3. Баширова С.М. Маркетинговая стратегия любительского триатлона в России. НИУ ВШЭ, 2022.

4. Воронин А.А. Антропологические основы спорта: к постановке вопроса // Знание. Понимание. Умение. 2018. № 4. С. 97–106.

5. Воскресенская А. Виктор Жидков об истоках триатлона и конфликте старичков и любителей // Iron-star.com. 16.01.2018 [Электронный ресурс]. URL: https://iron-star.com/news/viktor-zhidkov-ob-istokakh-triatlona/ (дата обращения: 12.04.2023).

6. Канныкин С.В. «Во всяком случае, он так и не перешел на шаг»: опыт философского исследования массового бега на выносливость // Социодинамика. 2021. № 7. С. 34–53.

7. Кильдюшов О.В. Спорт в социологической перспективе // Социология власти. 2018. № 2. С. 8–23.

8. Миронов Ф. Москва — город пьющий или бегающий? // Афиша Daily. 03.08.2016 [Электронный ресурс]. URL: https://daily.afisha.ru/cities/2499-kuda-pribezhala-moskvy-aktivisty-podvodyat-itogi-sportivnogo-buma/ (дата обращения: 12.04.2023).

9. Рыков С.С. Любительский марафонский бег в современной литературе: типы описания и рефлексия чтения // Культура и искусство. 2022. № 12. С. 21–31.

10. Судаков В.И. Кого считать физкультурником? М.: ФиС, 1989.

11. Шахматов А.П. Ветеранское и любительское движение // Триатлон. 2011. № 1. С. 50–54.

12. Шубин А. Мир без женщин, алкоголя и друзей: зачем предприниматели занимаются триатлоном и сколько это стоит // Forbes.ru. 14.07.2019 [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/379977-mir-bez-zhenshchin-alkogolya-i-druzey-zachem-predprinimateli (дата обращения: 12.04.2023).

13. Empfield D. Citizen Ironman? Yes! (No!). Slowtwitch.com. 26.05.2016. [Electronic resource]. URL: https://slowtwitch.com/Features/Citizen_Ironman_Yes_No__5798.html (date of access: 12.04.2023).

14. Adelfinsky A.S. Ordinary, Adequate, and Crazy: Reconsidering the “Pyramid” Metaphor for Mass-participation Sports. The Russian Sociological Review. 2021. Vol. 20, N 2. P. 224–249.

15. Donnelly P. Democratization Revisited: Seven Theses on the Democratization of Sport and Active Leisure. Loisir et Société/Society and Leisure. 1993. Vol. 16, Iss. 2. Р. 413–434.

16. Stempel C. Sport, Social Class, and Cultural Capital: Building on Bourdieu and His Critics. The Business and Culture of Sports: Society, Politics, Economy, Environment. Vol. 2. Farmington Hills, MI: Macmillan Reference USA, 2019.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести