Теодицея как этическая проблема
Теодицея как этическая проблема
Аннотация
Код статьи
S2072-07260000616-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Страницы
35-48
Аннотация
Одна из главных проблем в современных философии религии и этике касается того факта, что после случившихся в XX столетии событий, воплотивших в себе ужаса­ющие проявления зла (прежде всего, это геноцид в отношении различных народов, а также концлагеря), предлагать теодицеи для оправдания случившегося стало оскорбительным и унизительным для тех, кто подобный опыт зла пережил. Автор статьи обращается к эссе Эммануэля Левинаса «Бесполезное страдание», в котором представлен один из опытов моральной критики теодицеи. Через анализ аргумента Левинаса показывается, что для попытки сформулировать моральное требование к теодицее необходимо различать а) теодицею блага и теодицею справедливости, б) теоретико-объяснительную и экзистенциальную функции теодицеи. Левинас фор­мулирует моральную критику для теодицеи справедливого воздаяния (аморально оправдывать страдание через калькуляцию проступков и воздаяния), тем самым разрушая саму возможность такого вида теодицеи. Но оставляет возможность для теодицеи блага, которую, однако, можно построить, по его мнению, только в меж­личностной перспективе, которая и является основной этики. Показывается, что теоретико-объяснительная функция имплицитно присутствует в экзистенциальной функции теодицеи, поэтому моральная критика может касаться разных объясни­тельных моделей. В завершении статьи формулируются сильное и слабое мораль­ные требования для теодицеи. Показывается, что сильное требование полностью запрещает любую возможность теодицеи даже как интеллектуальной практики. Но поскольку эту версию требования можно экстраполировать и на другие интел­лектуальные практики, постольку ее сложно применить. Слабая версия морального требования вполне может быть применена к будущим попыткам теодицеи и защиты.
Ключевые слова
Эммануэль Левинас, «Бесполезное страдание», теодицея, зло, страдание, моральный критерий теодицеи
Классификатор
Дата публикации
01.06.2020
Всего подписок
22
Всего просмотров
656
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Мюррей М. Теодицея // Оксфордское руководство по философской теологии / Сост. Т.П. Флинт и М.К. Рей; пер. с англ. В.В. Васильев. М.: Языки славянской культуры, 2013. С. 525‒556.
  2. Суинберн Р. Требования к удовлетворительной теодицее // Проблема зла и теодицеи. Ма­териалы международной конференции (Москва, 6‒9 июня 2005 г.) / Общ. ред. В.К. Шохин. М.: ИФ РАН, 2006. С. 174‒187.
  3. Суинберн Р. Существование Бога / Пер. с англ. М.О. Кедровой. М.: Языки славянской культуры, 2014. 464 с.
  4. Ammicht-Quinn R. Von Lissabon bis Auschwitz: Zum Paradigmawechsel in der Theodizeefrage. Freiburg: Universitätsverlag, 1992. 318 S.
  5. Levinas E. La souffrance inutile // Levinas E. Entre nous. Essais sur le penser-à-l’autre. Paris: Bernard Grasset, 1991. P. 107120.
  6. O’Connor D. In Defense of Theoretical Theodicy // Modern Theology. 1988. Vol. 5. No. 1. P. 61‒74.
  7. Phillips D.Z. The Problem of Evil and the Problem of God. L.: SCM Press, 2004. 304 p.
  8. Pinnock S. Beyond Theodicy: Jewish and Christian Continental Thinkers Respond to the Holo­caust. N.Y. (NY): State University of New York Press, 2002. 202 p.
  9. Stiver D. The Problem of Theodicy // Review and Expositor. 1996. Vol. 93. No. 4. P. 507‒517.
  10. Stoeber M. Reclaiming Theodicy: Reflections on Suffering, Compassion and Spiritual Transfor­mation. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2005. 143 p.
  11. Surin K. Theology and the Problem of Evil. Oxford: Basil Blackwell, 1986. 180 p.
  12. Thiel J.E. God, evil and innocent suffering: A Theological Reflection. N.Y. (NY): The Cross­road Publishing Company, 2002. 192 p.
  13. Tilley T. The Evils of Theodicy. Washington D.C.: Georgetown University Press, 1991. 279 p.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести