Legal aspects of judicial protection of citizens’ rights and public interests in the field of environmental protection in the people’s Republic of China
Table of contents
Share
QR
Metrics
Legal aspects of judicial protection of citizens’ rights and public interests in the field of environmental protection in the people’s Republic of China
Annotation
PII
S102694520017273-1-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Natalia I. Khludeneva 
Affiliation: Department of Environmental and Agrarian Legislation of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation
Address: Russian Federation,
Darya A. Fitsay
Affiliation: Красноярск
Address: Russian Federation
Edition
Pages
198-204
Abstract

This article examines the judicial procedure for protecting the rights of citizens and public interests in the field of environmental protection in the People's Republic of China. The author analyzed the regulatory legal acts of China that regulate the activities of specialized courts for environmental protection. In the course of the research, the features of the creation of such courts are revealed, as well as the analysis of judicial practice on the consideration of disputes in the field of environmental protection is presented. Besides, it is established that only public organizations and prosecutor's offices are authorized to file lawsuits in the specialized courts for environmental protection in defense of public interests in the field of environmental protection. At the same time, the current legislation does not provide for citizens to apply to them, since everyone's environmental rights are generally protected by applying to the people's courts of the People's Republic of China. As a result of the research, the author came to the conclusion that the reform of environmental justice in China continues in the direction of legal regulation of the activities of specialized courts for environmental protection. At the same time, the chinese experience of protecting public interests in the field of environmental protection by public organizations or prosecutor's offices in environmental courts allows us to note an improvement in the quality of justice and progress in the consideration of this category of cases, since decisions are made by judges with special knowledge in this area. While the current legislation of China does not establish the specifics of protecting environmental rights by citizens in a General manner by applying to the people's courts of the People's Republic of China.

Keywords
specialized court for environmental protection, procedure for protecting public interests in the field of environmental protection, protection of environmental rights, environmental justice reform.
Received
16.12.2020
Date of publication
17.11.2021
Number of purchasers
13
Views
1441
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf
1 Судебный способ защиты экологических прав является одним из самых в любом государстве. В подавляющем большинстве стран экологические права граждане защищают в судах общей юрисдикции в порядке, который мало чем отличается от процессуальных особенностей защиты иных субъективных прав. Однако есть страны, в правовые системы которых в целях повышения эффективности защиты экологических интересов человека внедрены элементы экологического правосудия (Швеция, Норвегия, Дания, Новая Зеландия, Китайская Народная Республика и др.). В рамках настоящего исследования рассмотрим китайский опыт судебной защиты прав граждан и общественных объединений в сфере охраны окружающей среды.
2 Каждый гражданин К имеет право осуществлять защиту принадлежащих ему прав в сфере охраны окружающей среды, к числу которых Закон КНР «Об охране окружающей среды»1 относит право на доступ к информации об охране окружающей среды, право на участие в охране окружающей среды и право контроля в сфере охраны окружающей среды (ст53).
3 Защита этих прав осуществляется в общем порядке путем обращения в народные суды высшей, средней и низовой ступени.
4 Согласно Гражданско-процессуальному кодексу КНР от 9 апреля 1991 г2 граждане, обращающиеся в суд за защитой любых, в том числе экологических прав, несут ответственность за предоставленные доказательства, подтверждающие факт нарушения этих прав (ст 64). В случае неспособности самостоятельно осуществить сбор таких доказательств, народные суды вправе их истребовать и продолжить рассмотрение дела (ст 67). При этом судьи должны тщательно изучить материалы судебного разбирательства путем проведения расследования в отношении имеющихся по делу доказательств (ст 129).
5 Как правило, сроки рассмотрения любых гражданских дел ограничены шестью месяцами. Однако принятие судебного решения по сложным делам, которыми порой можно признать споры по защите экологических прав, возможно по истечении шестимесячного срока. родление сроков рассмотрения дела допускается на шесть месяцев при условии согласия председателя суда, в котором рассматривается спор (ст 149). удебное разбирательство по рассмотрению любых гражданских дел в упрощенном порядке может быть завершено в течение трех месяцев (ст 161). Такой порядок применятся, когда отсутствуют сложности в доказывании фактов, имеющих юридическое значение для рассматриваемого дела и нет спора о правах и обязанностях сторон (ст 157).
6 В соответствии с Закон КНР «О деликтной ответственности» ответственность за причинение ущерба личным правам граждан наступает вне зависимости от наличия вины правонарушителя (ст 7). При этом вред, причиненный имуществу граждан, определяется исходя из рыночной стоимости на момент причинения ущерба с учетом убытков, размер которых определяется судом, рассматривающим спор, если сами стороны не могут определить размер компенсации (ст20). Кроме того, при посягательстве на личные неимущественные права, в том числе экологические, граждане вправе требовать возмещение морального вреда (ст 22).
7 В провинции Сычуань было принято решение народного суда уезда Цзычжун городского округа Нэйцзян по делу № 949 1025 от 19 июня 2019 г3, которым удовлетворен
3.
8 Согласно решению суда истец проживал вблизи производственных помещений юридического лица, которое в процессе производства аккумуляторных пластин для мотоциклов использовало свинец, а также производило выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Судом установлено, что истец физически не является здоровым по причине содержания в его крови свинца в превышенном объеме.
9 В соответствии со ст 15 разъяснений Верховного народного суда КНР «О некоторых вопросах применения законодательства при рассмотрении споров об ответственности за нарушение окружающей среды», ст 65 Закона КНР «Об ответственности за нарушение прав» суд постановил взыскать с юридического лица в пользу гражданина 26200 юаней, из них 21700 юаней затрат на проведение тестов, лечение и питание истца, а также единовременное вознаграждение в размере 4500 юаней.
10 При рассмотрении споров по защите экологических прав судьи должны обладать специальными познаниями в указанной сфере, поскольку специфика норм экологического законодательства определяет характерные черты для объективного принятия решения по такой категории дел.
11 Однако специализация судей существует только лишь в специализированных судах по охране окружающей среды, доступ в которые у граждан КНР отсутствует.
12 Согласно Гражданско-процессуальному кодексу КНР (ст 55) и Закону КНР «Об охране окружающей среды» (ст 58) субъектом обращения в экологические суды в защиту общественных интересов в сфере охраны окружающей среды могут быть либо общественные организации, либо органы прокуратуры Китая.
13 В экологических судах рассматриваются споры по защите общественных интересов в сфере охраны окружающей среды. Однако в действующем законодательстве КНР отсутствует понятие общественных интересов, что в свою очередь, не позволяет установить их содержание и пределы, учитываемые при предъявлении требований об их защите.
14 По нашему мнению, общественным интересам в сфере охраны окружающей среды коррелируют неперсонофицированные потребности общества в пресечении действий, загрязняющих окружающую среду, причиняющих экологический ущерб или нарушающих интересы общества.
15 Функционирующие в Китайской Народной Республике экологические суды не являются самостоятельными судами.
16 Они представлены судебными коллегиями (审判庭), судебными коллегиями с участием присяжных (народных) заседателей (合议庭) или окружными судами (巡回法庭). Как правило, судебные коллегии создаются в народных судах всех ступеней, а окружной суд создается в народном суде высшей ступени.
17 Попытка создания первого трибунала по охране окружающей среды в Китае народным судом района Цяокоу г Ухань в 1989 г не оказалась успешной, поскольку 10 февраля 1989 г В КНР принял постановление, согласно которому национальные судебные и административные органы вправе совместно создавать специализированные коллегии по рассмотрению споров в области охраны окружающей среды в целях усиления сотрудничества в процессе применения ими норм экологического права в уже существующих народных судах.
18 Только к 2000-м годам власти китайского государства вернулись к обсуждению проблем охраны окружающей среды, в т путем возобновления процесса внедрения специализированных судов по охране окружающей среды в существующую судебную систему КНР.
19 В 2002 г был создан трибунал по охране окружающей среды в городе Шэньян провинции Ляонин, в 2004–2006 г – окружные трибуналы по охране окружающей среды в городах Далянь и Шэньян провинции Ляонин, Шицзячжуан и Цзиньчэн провинции Хэйбэй, а в 2007 г – судебная коллегия по охране окружающей среды городского уезда Цинчжэнь провинции Гуйчжоу и судебная коллегия по охране окружающей среды в суде средней ступени городского округа Гуйян провинции Гуйчжоу.
20 В 2020 г В КНР опубликовал Белую книгу об охране окружающей среды в бассейне реки Янцзы, в которой указано, что в период с 2016 по 2020 г было создано 483 трибунала по охране окружающей среды и 468 коллегий, рассматривающих споры, возникающие в бассейне реки Янцзы (по состоянию на июнь 2020 г)4.
4. Официальный сайт Верховного народного суда КНР http://english.court.gov.cn/2020-09/25/content_37539921.htm
21 Длительный период времени правовое регулирование деятельности специализированных судов по охране окружающей среды осуществлялось исключительно нормами общего характера Конституции К от 4 декабря 1982 г, аконов КНР «Об организации народных судов», «О судьях», «Об охране окружающей среды» и др.
22 Специальное нормативное правовое регулирование деятельности экологических судов в Китае появилось лишь в 2014 г, когда В КНР принял первые разъяснения по вопросам организации деятельности экологических судов: «О всестороннем усилении работы по осуществлению правосудия в сфере охраны окружающей среды, а также о продвижении создания экологической культуры, предоставлении сильных юридических гарантий»5 (далее – разъяснение В КНР № 11) и «О полной реализации роли судебной функции в продвижении защиты и обеспечении правосудия, создании экологической культуры и «зеленого» развития»6 (далее – разъяснение В КНР № 12).
23 Согласно п 16 разъяснений В КНР № 11 создание специализированных судов по охране окружающей среды вызвано проблемами охраны окружающей среды в отдельных административно-территориальных единицах с учетом их местных особенностей. Правом создания специализации по охране окружающей среды обладают народные суды высшей и средней ступени, а также при необходимости народный суд низовой ступени, но по согласованию с народным судом высшей ступени.
24 В п 18 анализируемого разъяснения закреплено право создания экологических судов именно в тех районах, в которых существуют проблемы, связанные как с охраной окружающей среды, так и её использованием.
25 Согласно ст 23 Закона КНР «Об организации народных судов» народные суды средней ступени вправе создавать специализированные палаты, вместе с тем в ст 28 этого же нормативного акта закреплено, что правила организации и полномочия специализированных судов устанавливаются Постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей. Однако до настоящего времени в законодательстве К не создано специальных требований к судьям, отправляющим правосудие в таких судах, что позволяет сделать вывод о применимости общих положений ст 12 Закона КНР «О судьях», устанавливающих требования, которым должны соответствовать судьи любых судов КНР.
26 Ван Канфа полагает, что критериями, положенными в основу назначения специализированных судей могут быть: знание экологического законодательства на достаточном для рассмотрения дел уровне или обладание квалификацией в области охраны окружающей среды, а также стремление самого судьи рассматривать экологические дела7.
7. Ван Канфа. Специальная реформа экологического правосудия в Китае (на англ. яз.) // Китайский ученый. 2013. № 1. С. 4445.
27 Согласно п 26 разъяснений В КНР № 12 при создании специализированных судов по охране окружающей среды должны быть определены их функции, организована профессиональная подготовка судей, осуществляющих правосудие в таких судах, которые должны знать особенности правового регулирования защиты общественных интересов в сфере охраны окружающей среды.
28 Отдельные административно-территориальные единицы Китая вправе устанавливать формы и даже наименования таких судов. Например, суд высшей ступени провинции Фуцзянь учредил судебную коллегию по делам окружающей среды, суд второй (средней) ступени в районе Цися провинции Хайнаньокружной суд по делам о ресурсах окружающей среды, суд средней ступени городского округа Хайкоу провинции Хайнань учредил судебную коллегию по делам о защите окружающей среды.
29 Таким образом, не только в разных провинциях, но и в границах одной провинциив провинции Хайнань суды могут иметь разное наименование.
30 По мнению китайских правоведов, создание специализированных судов по охране окружающей среды позволяет внедрить мультидисциплинарный подход, который способствует комплексному рассмотрению гражданских, административных и уголовных дел, связанных с загрязнением окружающей среды8.
8. Тан Фанюань. Исследование текущей ситуации, проблем и контрмер судов по охране окружающей среды в Китае (на кит.яз.) // Тезисы диссертации на получение степени магистра права. Хайнань. 2018. №5. С.22.
31 Сказанное подтверждает и то, что В КНР в своем разъяснении № 12 определил рассмотрение гражданских, административных и даже уголовных дел в области охраны окружающей среды в одном объединенном судебном органе.
32 По мнению Гао Сойтсюй, создание специализированных судов по охране окружающей среды демонстрирует решимость Китая защищать общественные интересы в сфере охраны окружающей среды с помощью судебных средств9.
9. Гао Сойтсюй. Концепция создания судов (трибуналов) по охране окружающей среды (на англ.яз.) // Восточная Юридическая Наука. 2009. №5. С. 76.
33 Как правило, обращение в специализированные суды по охране окружающей среды обусловлено спецификой рассматриваемых в них споров
34 Согласно пункту 12 разъяснений В КНР № 11 специализированные суды по охране окружающей среды рассматривают споры в области защиты общественных интересов в сфере охраны окружающей среды.
35 При этом при их нарушении инициировать судебный процесс по рассмотрению споров по такой категории дел могут исключительно общественные организации, административные органы по охране окружающей среды и органы прокуратуры Китая, которые также уполномочены выступать представителем по таким спорам10.
10. Ван Яньфан, У Кайцзе. О роли и ориентации прокурорского органа в судебных спорах в области общественных интересов (на кит.яз.) // Журнал Китайского Народного Университета. 2016. № 2. С.2.
36 К общественным организациям, которые вправе защищать общественные интересы в сфере охраны окружающей среды, предъявляется ряд требований, которые они обязаны соблюдать. Во-первых, общественные организации должны быть зарегистрированы в органах народного правительства уровня города с районным делением и выше; во-вторых, они должны специализироваться на общественной деятельности по охране окружающей среды в течение ти и более лет при условии отсутствия записей об имеющихся правонарушениях; в-третьих, обращающиеся в суд общественные организации не должны иметь цели получения экономической выгоды в связи с предъявлением искового заявления (ст 58 Закона КНР «Об охране окружающей среды»).
37 К числу таких общественных организаций, наделенных правом на подачу искового заявления, согласно п 3 разъяснений В КНР «По вопросов применения законодательства при рассмотрении дел об экологических гражданских общественных благах»11 относятся: общественные объединения, фонды, частные некоммерческие организации.
38 В одном из решений специализированного суда по охране окружающей среды при народном суде средней ступени городского округа Байчэн провинции Цзилинь от 23 марта 2019 г12 с участием присяжных заседателей органы прокуратуры обратились в суд с публичным иском против Ван Цзинь Сюэ в защиту общественных экологических интересов в связи с загрязнением окружающей среды.
12.
39 Ими было заявлено требование о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде, вызванного изменением растительности и причиненным вредом биоразнообразию при выращивании фермером Ван сельскохозяйственных культур на территории заповедной зоны. За нарушение экологической обстановки прокурор требовал взыскать с ответчика 1 23975000 юаней, поскольку экспертным центром «Цзилинь Чжунши» было установлено нарушение на участке площадью 184 г земель, непосредственный ущерб котор оценивается в 87400000 юаней, а также затраты на компенсационные реставрационные работы в размере 36575000 юаней.
40 осле установления нарушений со стороны ответчика на основании ст 2 Закона КНР «Об охране окружающей среды», ст 64, 65 Закона КНР «Об ответственности за нарушение прав» суд пришел к выводу о взыскании с виновного вреда за причиненный ущерб в размере 87400000, а также 5000000 юаней в счет проведения компенсационных работ.
41 Судебная практика рассмотрения споров в сфере охраны окружающей среды с каждым годом стремительно растет. Так, в 2018 г количество дел, рассмотренных судами Китая, распределилось следующим образом: 192 008 гражданских, 26 481 уголовных и 42 235 административных дел, по сравнению с 2017 г рост дел составил около 7%13. величение числа рассматриваемых экологическими судами дел оправдывает целесообразность их учреждения.
13. Zhang J. A thesis on the establishment of specialized environmental and resources courts in China // Collection of materials of the conference Earth and environmental Sciences. 2019. P. 2. file:///C:/Users/5956~1/AppData/Local/Temp/A_thesis_on_the_establishment_of_specialized_envir.pdf
42 По мнению Гун Гу, положительным в рассмотрении споров в области охраны окружающей среды экологическими судами стал прогресс, обусловленный ростом примирений сторон. При этом в числе негативных аспектов автор выделяет неравное распределение рассматриваемых дел, отсутствие должной квалификации истцов, отсутствие политической поддержки, необходимость дополнительных финансовых вложений как на оплату персонала, его обучение, так и на оплату дополнительных помещений и оборудования; сложность определения подсудности дел комплексного характера, считая, что трудно определить, к компетенции суда общей юрисдикции или экологического суда относится рассматриваемый спор в области охраны окружающей среды14.
14. Гун Гу. Эмпирический анализ судебных споров в области общественных экологических интересов в Китае (на кит.яз.) // Юриспруденция. 2016. № 9. С.31.
43 В Российской Федерации экологических судов в системе правосудия нет, хотя представителями эколого-правовой науки неоднократно высказывалось мнение о необходимости их создания15.
15. Дубовик О.Л. Правовое регулирование экологических конфликтов // Lex russica. 2016. № 6 (115). С.49.
44 Об организации децентрализованных судов по вопросам применения экологического законодательства писали Л. Кремер16 и О.Л. Дубовик17.
16. Кремер Л. Будущая роль Европейского суда в развитии европейского экологического права // Экологическое право. 2005. № 5. С.8.

17. Дубовик О.Л., Степаненко В.С. Тенденции и перспективы развития экологического права ЕС // Право и политика. 2005. № 1. С. 12.
45 М.М. Бринчук также создани экологических судов либо специализированных палат в судах общей юрисдикции или в арбитражных судах, деятельность которых была бы направлена на защиту экологических прав граждан Росс18. При этом, по его мнению, все экологические суды имеют определенные общие черты и вносят значительный вклад в процесс осуществления защиты экологических прав человека19.
18. Бринчук М. М. Конституция Российской Федерации – основа прогрессивного развития экологического права / отв. ред. М. М. Бринчук, О. Л. Дубовик // Конституция Российской Федерации и развитие экологического права. М2005. С. 14.

19. Бринчук М.М. Экологическое право: чеб. 2е изд., перераб. и доп. М.2003. С. 122.
46 Создание специализированных судов рассмотрения споров в сфере охраны окружающей среды, сни срок принятия решений по жалобам за счет наличия опыта судей по рассмотрению такой категории дел20.
20. Солнцев А.М., Музалева О.С., Шварова А.С. О создании специализированных экологических судов для обеспечения эффективной защиты экологических прав граждан // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2013. № 1. С. 30.
47 представителями науки экологического права также поддерживается идея создания специализированных экологических судовобеспечит беспрепятственный доступ к правосудию, но и способствует формированию в обществе осознания того, что нарушенные общественные интересы в сфере охраны окружающей среды могут быть реально защищены21.
21. Brian J. Preston. Benefits of judicial specialization in nvironmental aw: the land and environment court of new south Wales as a case Study// The University of Sydney law school. 2012. 2. P. 96.
48 реформировани экологического правосудия в Китае.

References

1. Brinchuk M.M. The Constitution of the Russian Federation - the basis of progressive development of Environmental Law / rev. ed. M.M. Brinchuk, O.L. Dubovik // The Constitution of the Russian Federation and the development of Environmental Law. M.,º2005. P. 14 (in Russ.).

2. Brinchuk M.M. Environmental Law: textbook. 2nd ed., reprint. and additional. M., 2003. P. 122 (in Russ.).

3. Van Kanfa. Special reform of environmental justice in China (in English) // Chinese Scientist. 2013. No. 1. P. 44, 45.

4. Wang Yanfang, Wu Kaijie. On the role and orientation of the prosecutorial body in judicial disputes in the field of public interests (in Chinese) // Journal of the Chinese People’s University. 2016. No. 2. P. 2.

5. Gao Soitsui. The concept of creating courts (tribunals) for environmental protection (in English) // Eastern Legal Science. 2009. No. 5. P. 76.

6. Gong Gu. Empirical analysis of judicial disputes in the field of public environmental interests in China (in Chinese) // Jurisprudence. 2016. No. 9. P. 31.

7. Dubovik O.L. Legal regulation of environmental conflicts // Lex russica. 2016. No.º6º(115). P. 49 (in Russ.).

8. Dubovik O.L., Stepanenko V.S. Trends and prospects for the development of EU Environmental Law // Law and politics. 2005. No. 1. P. 12 (in Russ.).

9. Kremer L. The future role of the European Court of Justice in the development of European Environmental Law // Environmental Law. 2005. No. 5. P. 8 (in Russ.).

10. Solntsev A.M., Muzaleva O.S., Shvarova A.S. On the establishment of specialized environmental courts to ensure effective protection of environmental rights of citizens // Herald of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2013. No. 1. P. 30 (in Russ.).

11. Tang Fanyuan. A study of the current situation, problems and countermeasures of environmental protection courts in China (in Chinese) // Theses of a dissertation for obtaining a Master's degree in Law. Hainan. 2018. No. 5. P. 22.

12. Brian J. Preston. Benefits of judicial specialization in Environmental Law: the land and environment court of new south Wales as a case Study // The University of Sydney law school. 2012. No. 2. P. 96.

13. Zhang J. A thesis on the establishment of specialized environmental and resources courts in China // Collection of materials of the conference “Earth and environmental Sciences”. 2019. P. 2. URL: file:///C:/Users/5956~1/AppData/Local/Temp/A_thesis_on_the_establishment_of_specialized_envir.pdf

Comments

No posts found

Write a review
Translate