- Код статьи
- S023620070010041-2-1
- DOI
- 10.31857/S023620070010041-2
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Номер
- Том 31 / Номер 3
- Страницы
- 173-183
- Аннотация
На примере крупного издательского проекта, в статье представлено развитие британской школы социальной геронтологии. Издательство Open University Press, принадлежащее крупнейшей образовательной компании мира McGraw-Hill, пятнадцать лет выпускало несколько серий, объединенных в одну рубрику «Поздняя жизнь», в которой вышли в свет 25 монографий, представляющих научный взгляд на старение. С 1994 по 2012 год можно выделить три этапа развития современной британской школы социальной геронтологии. Первый этап — теоретический, направленный на становление языка описания, критическое представление феномена старения, поиск социальных и психологических факторов, объясняющих дискриминацию старших возрастов. Второй этап — медицинский, полностью сосредотачивался на врачебной терминологии в разрезе организации медицинского ухода и заботы о пожилых. В центре внимания поставлены концепт здоровья, дискуссии о различении старости и болезни, социальные институты, обеспечивающие должный уход за пожилыми людьми. На этом этапе происходит переопределение пожилого как центральной фигуры медицинской практики, формирование современной медицинской этики, согласно которой в центр ухода ставится человек с его интересами и предпочтениями, а не объективированные и предзаданные характеристики здоровья. Третий этап – социальный, направленный на изучение идентичности пожилого человека, социальных отношений и связей, разрушающихся и создаваемых в старшем возрасте. Основной акцент смещается со здоровья к социальному благополучию, счастью. Приходит понимание, что старость сопровождают болезни, к которым надо адаптироваться, а не пытаться преодолеть или игнорировать их. Формируется представление об активном долголетии. Вслед за представлением об активном долголетии, формируются исследовательские программы по изучению подвижности, мобильности и включенности пожилого в социальные взаимодействия. Три этапа формирования британской школы социальной геронтологии заложили фундамент в изучении старения и позволили исследователям иначе взглянуть на особенности стареющего общества не только в Великобритании, но и в мире. Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.
- Ключевые слова
- социальная геронтология, монография, старение, научная школа, уход за пожилыми, дискриминация пожилых, здоровье, медицинская этика, активное долголетие, британская школа
- Дата публикации
- 30.06.2020
- Год выхода
- 2020
- Всего подписок
- 34
- Всего просмотров
- 2117
Издательство Open University Press, принадлежащее крупнейшей образовательной компании мира McGraw-Hill, пятнадцать лет выпускало несколько серий, объединенных в одну рубрику «Поздняя жизнь», в которой вышли в свет 25 монографий, представляющих научный взгляд на старение, в полной мере отражающих становление и развитие современной британской школы социальной геронтологии с 1994 по 2012 гг. (рис. 1).
Рис. 1. Тематический репертуар рубрики «Поздняя жизнь»
Рассматривая опубликованные в серии материалы, можно выделить три этапа развития социальной геронтологии в Великобритании: теоретический, медицинский и социальный. Первый и второй этапы отражены в серии «Переосмысляя старение» под редакцией Брейна Гиринга; третий — «Старение» под редакцией Алана Уолкера.
Этап первый, теоретический
Серия началась с книги Билла Байтевея об эйджизме [11]. Профессор, специалист по статистике старения и геронтрологии, с весьма примечательной фамилией (Bytheway на русский переводится как «между прочим» или «кстати») одним из первых перестал лишь сожалеть и осуждать наблюдаемую дискриминацию пожилых, поставил исследовательские вопросы. Что значит устойчивая дискриминация, наблюдаемая в цивилизованном западном мире? Насколько она влияет на людей всех возрастов? Как эйджизм трансформирует помощь пожилым, обесценивает, снижает эффективность ухода? Культурный, исторически и социально-гуманитарный контекст эйджизма, детально раскрытый в первой части книги, позволил автору во второй представить индивидуальные практики возрастной дискриминации в качестве социальных, детерминированных культурными нормами феноменов.
Эйджизм, согласно Биллу Байтевею, это не столько индивидуальные проявления равнодушия или агрессии, сколько, во-первых, результат существующей социальной политики и властных представлений о помощи; во-вторых, формирующиеся столетиями шаблоны языковых норм, не замечаемых и игнорируемых большинством населения; в-третьих, социальные паттерны межличностного общения между родными и близкими, признанные правильными формы как бы вежливого поведения; в-четвертых, укорененные форматы взаимодействия человека и различных коммерческих и некоммерческих организаций. Эйджизм — зачастую неосознанный, обезличенный формат слов и дел, поэтому ему так трудно противостоять. Третья глава посвящена переосмыслению эйджизма — первому и основному шагу для его искоренения. От истории к настоящему и от настоящего к будущему, через наблюдение и понимание, а не отрицание и осуждение, можно увидеть и преодолеть эйджизм — таков, кстати, основной посыл Билла Байтевея.
Вслед за книгой об эйджизме в серии вышли две примечательные работы, раскрывающие социальную жизнь пожилых в современном мире. В первой, за авторством Беверли Хьюза [26], представлены практики заботы о пожилых, реализуемые местным сообществом (community care). Вадим Самородов, несколько лет возглавляющий социальные программы старения в Фонде Тимченко, предложил, на мой взгляд, наиболее точный перевод «сcommunity care» — «забота рядом», то есть практики помощи и ухода за пожилыми, реализуемые родственниками, соседями, общественными организациями, муниципальной властью — людьми, живущими рядом, составляющими местное, локальное сообщество. Базовой нормой, правилом ухода Беверли Хьюз называет общение. Помощь начинается, продолжается и заканчивается общением, разговором с пожилым человеком, который необходим как для диагностики состояния, установления отношений, так и самой терапии, помощи и уходе. Разговор с пожилым — самая универсальная, очевидная и доступная форма ухода. Затем в книге раскрываются особенности оценки, управления и реализации ухода, защите пожилого от неадекватных, а то и умышленно вредных, причиняющих ущерб практик. Теоретической рамкой и ценностной доминантой для Хьюза стал принцип равенства и свободы для всех участников ухода, независимо от медицинского диагноза и межличностных отношений. Тем самым монография непосредственно продолжает заданный первой книгой антиэйджистский пафос.
Вторая работа, вышедшая в 1997 году, представляет собой сборник статей ведущих британских геронтологов [17], определяющий и существенно расширяющий теоретические границы социальной геронтологии [28]. Критический взгляд на стареющий мир, сомнение и вопрошание — три основных модуса, последовательно поддерживаемых всеми без исключения авторами.
В первой части представлено теоретическое осмысление геронтологии тех лет: основания перехода от медицинского к социальному дискурсу в среде геронтологов [ 12]; аксиоматика критической геронтологии в целом [1] и ее британского крыла в частности [5]; литературный [ 50], исторический [42] и аналитический [19] подходы к изучению старения. Вторая часть посвящена межпоколенческим отношениям [25], восприятию старших внутри семьи, малой группы, общества [33]; репрезентации старости и старения [4], формировании идентичности под влиянием ухудшающегося здоровья и слабеющей телесности [29; 32; 23].
Этап второй, медицинский
В начале нулевых социальная геронтология в Британии определялась медицинской тематикой. В 2000 году Беверли Хьюз выпускает вторую монографию в серии «Поздняя жизнь», посвященную здоровью в старшем возрасте [27]. Как развиваются представления о здоровье, формируются институты долговременного ухода? Как стареющий человек начинает воспринимать изменения в стареющем организме? Каким образом ближайшее окружение формирует практики заботы и ухода за телом? Основным ответом книги становится призыв к самостоятельному уходу, развиваемому не столько через приемы и навыки, сколько в усвоении норм и принципов здоровой жизни в старости. Физическую помощь могут оказать окружающие люди, но надо суметь ее принять, не потерять дееспособность и осмысленность, не отказаться от угасающего тела.
Майк Нолан, Дэвис Нолан и Гордон Грант продолжили тему заботы рядом, представленную в серии Беверли Хьюзом. В их книге «Работа с пожилыми и их семьями» [36] проблематизируется на тот момент казавшийся очевидным принцип ухода, сконцентрированного на человека. Не медицинский или социальный работник, не члены семьи и опекуны должны определять жизнь пожилого человека. Только сам человек должен принимать решения о старении и стареть, исходя из собственных представлений. Окружающие, близкие люди, специалисты должны лишь помогать, формировать среду. Принцип «человек в центре» стал рассматриваться как самоочевидный, однако очень мало говорилось и писалось о способах его достижения. Авторы впервые представили системное изложения ухода, ориентированного на интересы того, кому уход оказывается. Реабилитация, паллиативная помощь, уход за людьми с ментальными расстройствами, хроническими заболеваниями, одинокими и разочаровавшимися в жизни — непростые вопросы, которые нужно ставить даже тогда, когда не находится быстрых и понятных решений.
В 2001 году сразу двумя монографиями заявляется на многие годы центральная тема социальной геронтологии — деменция, уход, общение и понимание дементных людей. Авторы отказываются от долгих теоретических построений, сразу переходя к описанию конкретных ситуаций, рекомендаций и последствий от их применения. Джон Киллик раскрывает особенности коммуникативной терапии деменции, правила и нормы разговоров с пожилым людьми, переживающими дементные состояния [31]. Медицинский уход начинается с общения, поддерживается и заканчивается общением, поэтому так важно развивать навыки успешной коммуникации с непохожими и подчас пугающими своим поведением людьми. В первой части монографии представлены четыре основания для продуктивного общения: во-первых, принятие личности пожилого, во-вторых, развитие навыков невербального общения, в-третьих, обучение языку, осознание рисков и травм, которые может причинить неосмысленное употребление слов; в-четвертых, работа с памятью и забывчивостью; в-пятых, навыки интерпретации, конструирование совместного понимания, через внимательность и отказ от скоропалительных диагнозов.
Каролина Кантли разработала практическое пособие по уходу за людьми с деменцией [13]. Она предлагает обратить внимание на три основные области ухода: во-первых, понимание деменции; во-вторых, практические знания, навыки и умения ухода; в-третьих, правила, нормы, исследования, поддерживающие и развивающие уход. В первой части наряду с биомедицинской, психологической, социологической, философской и религиозной перспективами на деменцию, представлен взгляд самих дементных людей, членов их семей и специалистов по уходу. Во второй части Каролина Кантли подробно останавливается на шести навыках ухода: 1) планирование, управление и оценка качества ухода, 2) проживание в доме, 3) общение, 4) терапия, 5) организация работы по уходу, 6) среда и инструменты ухода, 7) этические принципы и их применение. Развитию социальной политики, организаций и сервисов, исследований и научных выводов по уходу посвящена третья часть.
Медицинский акцент в социальной геронтологии определяется как прямая критика медикализации, преодоление диктата врача, внешней, объективированной власти диагноза. Это позволило как включить в серию голоса пожилых с различными видами ментальных расстройств [24], так и продолжить изучение деменции с гуманистической, субъективированной перспективы [3; 34]. Нет никаких сомнений, что исследования деменции в начале нулевых, заложили отрицание медикализации в уходе за пожилыми на десятилетия вперед.
Этап третий, социальный
Если на первом этапе британские исследователи задавались вопросами о собственной исследовательской идентичности, теоретических конструкциях социальной геронтологии и практических решениях, которые могут быть сформированы и пред заданы исследовательской практикой; на втором — сместили акцент на здоровье и преодоление последствий от заболеваний, связанных со старением, переосмысление медицинской доминанты в геронтологии и предложении гуманистической перспективы, то на третьем акцент полностью сместился в социальную сферу. Как быть счастливым в старости? Как поддерживать активный образ жизни, мечтать, не бояться будущего? Как развивать себя и быть полезным для других даже тогда, когда тело дает сбои, меняется психика, замедляется реакция? Серия книг о социальном благополучии, вышедшая в 2004–2005 годах, определила базовые ориентиры и представления о качестве жизни пожилых людей [7; 8; 6; 48]. Базовым для социального поворота в британской геронтологии стал сборник «Старение: качество жизни в старшем возраст», под редакцией Алана Уолкера и Катерины Хеннесси [22]. Программная статья Алана Уолкера, открывающая сборник, послужила своего рода навигацией для всей последующей серии [47; 48], отражающей амбиции и целевые установки завершившейся на тот момент масштабной Исследовательской программы по старению Совета по экономическим и социальным исследованиям Великобритании (Economic and Social Research Council, ESRC). Сборник послужил вехой между фундаментальными и прикладными исследованиями, проходившими пять лет (1999–2004) под эгидой освобождения от медикализации, навязанного извне ухода, и новым проектом Совета — «Новые возможности в изучении старения», продолжавшемся с 2005 по 2015 год. Как первый, так и второй проект возглавлял Алан Уолкер, фактически выступая в роли амбассадора и координатора всей исследовательской повестки Великобритании в области старения.
Определение и измерение качества жизни [20], социальное неравенство и несправедливость [35], преодоление одиночества и бедности [ 43;37]; технологии и пространство для старения [30]; здоровое и активное долголетие мужчин [18] и женщин [16]; семья и социальная поддержка пожилых [15; 10]; участие в социальных проектах и активность в позднем возрасте [40], — таковы базовые приоритеты программы 1999–2004 года, которые отражены в сборнике. С одной стороны, сборник подводил итоги, подчеркивал основные результаты и достижения в области социальной геронтологии, с другой — задавал перспективу для дальнейших исследовательских проектов.
В течение последующих восьми лет вышедшими в серии «Поздняя жизнь» книгами представлены основные направления социальной геронтологии не только Великобритании, но и всего мира. Пространство и социальный дом [38], сексуальность, гендер и роль женщины в стареющем мире [21; 2], занятость и сообщества пожилых [14; 41], смерть и умирание, пересадка органов и тканей [9; 39; 49]. Направления исследований стали более специализированными, практичными, ориентированными на потребности людей, но общий контекст остался неизменным. Старшее поколение может жить достойно и счастливо. Добиться этого можно только общими усилиями, ломая барьеры между поколениями, этническими группами, соседями и родственниками. Свободная, открытая и публичная коммуникативная среда — основа активного и осмысленного долголетия.
⁎⁎⁎
Обычно рецензии пишут на книги и выбирают вышедшие в свет в текущем или прошлом году. В рецензиях важны актуальность и новизна. Однако не менее интересны и познавательны могут быть издательские проекты, когда большие коллективы начинают служение одному делу, привлекают десятки исследователей к разработке одной темы. И не важно сколько прошло лет. Систематическое представление издательской программы может показать нам не только усилия одного издательства, но и целое направление, национальную исследовательскую школу. Так произошло и с проектом «Поздняя жизнь». Пятнадцать лет, двадцать пять монографий и, в итоге, точная репрезентация развития британской социальной геронтологии. Подобное библиографическое описание — не только взгляд в прошлое, в историю, но и формирование будущего, оценка наших возможностей, задач и устремлений в изучении активного долголетия и счастливого старения.
Библиография
- 1. Achenbaum W.A. Critical gerontology // Critical approaches to ageing and later life / Ed. by A. Jamieson, S. Harper, C. Victor. Buckingham: Open University Press, 1997. P. 16–26.
- 2. Afshar H., Franks M., Maynard M.A., Wray S. Women in later life: Exploring race and ethnicity. Buckingham: Open University Press, 2008.
- 3. Baldwin C., Capstick A. Tom Kitwood on dementia: A reader and critical commentary. Buckingham: Open University Press, 2007.
- 4. Blaikie A., Hepworth M. Representations of old age in painting and photography // Critical approaches to ageing and later life / Ed. by A. Jamieson S. Harper C. Victor. Buckingham: Open University Press, 1997. P. 101–117.
- 5. Blakemore K. From minorities to majorities: Perspectives on culture, ethnicity and ageing in British gerontology Critical approaches to ageing and later life / Ed. by A. Jamieson S. Harper C. Victor. Buckingham: Open University Press, 1997. P. 27–38.
- 6. Bond J., Corner L. Quality of life and older people. Buckingham: Open University Press, 2004.
- 7. Bowling A. Ageing well: Quality of life in old age. Buckingham: Open University Press, 2005.
- 8. Bowling A. Ageing well. Buckingham: Open University Press, 2005.
- 9. Buckley W.J., Feldt K.S. Taking sides: Clashing views in death and dying. Buckingham: Open University Press, 2012.
- 10. Butt J., Moriarty J. Social support and ethnicity in old age // Growing older: Quality of life in old age / Ed. by C.H. Hennessy M. Walker. Buckingham: Open University Press, 2004a. P. 167–187.
- 11. Bytheway B. Ageism. Buckingham: Open University Press, 1994.
- 12. Bytheway B. Talking about age: The theoretical basis of social gerontology Critical approaches to ageing and later life / Ed. by A. Jamieson S. Harper C. Victor. Buckingham: Open University Press, 1997. P. 7–15.
- 13. Cantley C. A handbook of dementia care. Buckingham: Open University Press, 2001.
- 14. Chiva A., Manthorpe J. Older workers in Europe. Buckingham: Open University Press, 2008.
- 15. Clarke L., Roberts G. The meaning of grandparenthood and its contribution to the quality of life of older people // Growing older: Quality of life in old age / Ed. by C.H. Hennessy M. Walker. Buckingham: Open University Press, 2004a. P. 188-208.
- 16. Cook J., Maltby T., Warren L. A participatory approach to older women’s quality of life // Growing older: Quality of life in old age / Ed. by C.H. Hennessy, M. Walker. Buckingham: Open University Press, 2004a. P. 149–166.
- 17. Critical approaches to ageing and later life / Ed. by A. Jamieson S. Harper C. Victor. Buckingham: Open University Press, 1997.
- 18. Davidson K., Arber S. Older men: Their health behaviors and partnership status // Growing older: Quality of life in old age / Ed. by C.H. Hennessy, M. Walker. Buckingham: Open University Press, 2004a. P. 127–148.
- 19. Fairhurst E. Recalling life: Analytical issues in the use of ‘memories’ // Critical approaches to ageing and later life / Ed. by A. Jamieson, S. Harper, C. Victor. Buckingham: Open University Press, 1997. P. 62–76.
- 20. Gabriel Z., Bowling A. Quality of life in old age from the perspectives of older people // Growing older: Quality of life in old age / Ed. by C.H. Hennessy, M. Walker. Buckingham: Open University Press, 2004a. P. 14–34.
- 21. Gott M. Sexuality, sexual health and ageing. Buckingham: Open University Press, 2004.
- 22. Growing older: Quality of life in old age / Ed. by C.H. Hennessy, M. Walker. Buckingham: Open University Press, 2004.
- 23. Harper S. Constructing later life / constructing the body: Some thoughts from feminist theory // Critical approaches to ageing and later life / Ed. by A. Jamieson, S. Harper, C. Victor. Buckingham: Open University Press, 1997. P. 160–174.
- 24. Hepworth M. Stories of ageing. Buckingham: Open University Press, 2000.
- 25. Higgs P. Citizenship theory and old age: From social rights to surveillance // Critical approaches to ageing and later life / Ed. by A. Jamieson, S. Harper, C. Victor. Buckingham: Open University Press, 1997. P. 118–131.
- 26. Hughes B. Older people and community care. Buckingham: Open University Press, 1995.
- 27. Hughes B. Promoting Health in old age. Buckingham: Open University Press, 2000.
- 28. Jamieson A., Victor C. Theory and concepts in social gerontology // Critical approaches to ageing and later life / Ed. by A. Jamieson, S. Harper, C. Victor. Buckingham: Open University Press, 1997. P. 175–187.
- 29. Johnson J., Bytheway B. Illustrating care: Images of care relationships with older people // Critical approaches to ageing and later life / Ed. by A. Jamieson, S. Harper, C. Victor. Buckingham: Open University Press, 1997. P. 132–142.
- 30. Kellaher L., Peace S.M., Holland C. Environment, identity and old age: Quality of life or a life of quality? // Growing older: Quality of life in old age / Ed. by C.H. Hennessy, M. Walker. Buckingham: Open University Press, 2004a. P. 60–80.
- 31. Killik J. Communication and the care of people with dementia. Buckingham: Open University Press, 2001.
- 32. Latimer J. Figuring identities: older people, medicine and time // Critical approaches to ageing and later life / Ed. by A. Jamieson S. Harper C. Victor. Buckingham: Open University Press, 1997. P. 143–159.
- 33. Laws G. Spatiality and age relations // Critical approaches to ageing and later life / Ed. by A. Jamieson S., Harper C. Victor. Buckingham: Open University Press, 1997. P. 90–100.
- 34. Morris G., Morris J. The dementia care workbook. Buckingham: Open University Press, 2010.
- 35. Nazroo J., Bajekal M., Blane D., Grewal I. Ethnic inequalities // Growing older: Quality of life in old age / Ed. by C.H. Hennessy, M. Walker. Buckingham: Open University Press, 2004a. P. 35–59.
- 36. Nolan M., Nolan D., Grant G. Working with older people and their families. Buckingham: Open University Press, 2001.
- 37. Scharf T., Phillipson C., Smith A.E. Poverty and social exclusion: Growing older in deprived urban neighbourhoods // Growing older: Quality of life in old age / Ed. by C.H. Hennessy, M. Walker. Buckingham: Open University Press, 2004a. P. 81–106.
- 38. Sheila P., Kellaher L., Holland C. Environment and identity in later life. Buckingham: Open University Press, 2005.
- 39. Sque M.R., Payne S. Organ and tissue donation: An evidence base for practice. Buckingham: Open University Press, 2007.
- 40. Tester S., Hubbard G., Downs M, MacDonald C., Murphy J. Frailty and institutional life // Growing older: Quality of life in old age / Ed. by C.H. Hennessy, M. Walker. Buckingham: Open University Press, 2004a. P. 209–224.
- 41. Timonen V. Ageing societies: A comparative introduction. Buckingham: Open University Press, 2008.
- 42. Troyanksy D.G. Historical research into ageing: Old age and older people // Critical approaches to ageing and later life / Ed. by A. Jamieson, S. Harper, C. Victor. Buckingham: Open University Press, 1997. P. 49–61.
- 43. Victor C., Scambler S., Bond J. The social world of older people: Understanding loneliness and social isolation in later life. Buckingham: Open University Press, 2008.
- 44. Victor C.R., Scambler S., Bond J., Bowling A. Loneliness in later life // Growing older: Quality of life in old age / Ed. by C.H. Hennessy, M. Walker. Buckingham: Open University Press, 2004a. P. 107–126.
- 45. Walker A. Growing older in Europe. Buckingham: Open University Press, 2004.
- 46. Walker A. Introducing the growing older programme on extending quality of life // Growing older: Quality of life in old age / Ed. by C.H. Hennessy, M. Walker. Buckingham: Open University Press, 2004a. P. 1–13.
- 47. Walker A. The `ESRC Growing Older research programme, 1999–2004 // Ageing and Society. 2004b. Vol. 24. N 5. P. 657–674.
- 48. Walker A. Understanding quality of life in old age. Buckingham: Open University Press, 2005.
- 49. Woods S. EBOOK: Death’s dominion: Ethics at the end of life. Buckingham: Open University Press, 2006.
- 50. Zelig H. The uses of literature in the study of older people // Critical approaches to ageing and later life / Ed. by A. Jamieson, S. Harper, C. Victor. Buckingham: Open University Press, 1997. P. 3948.