Президиум РАНЧеловек Chelovek

  • ISSN (Print) 0236-2007
  • ISSN (Online) 2782-2893

Толстовские мотивы в постреволюционной этике С.Л. Франка

Код статьи
S023620070000729-8-1
DOI
10.31857/S023620070000729-8
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Номер
Том / Номер 5
Страницы
126-139
Аннотация

Этическая доктрина С.Л. Франка, изложенная в работах “Крушение кумиров” и “Смысл жизни”, по всем основным пунктам совпадает с поздними религиозно-этическими взглядами Л.Н. Толстого. Негативные оценки толстовства в работах Франка являются следствием распространенного в эмиграции убеждения, что великий русский писатель ответствен за большевистскую революцию. На деле же его учение можно признать подлинно христианским, очищенным от исторических искажений. Единственное существенное различие между учением Толстого и учением Франка как оно представлено в его работах 1920–1930-х годов, по мнению автора, заключается в следующем. В противоположность Толстому, который прекрасно понимал, что его религиозная доктрина отрицает церковь как земной институт, претендующий на “управление” нашим отношением к Богу, Франк делаетвид, будто его понимание религии непосредственно согласуется с церковной организацией и ведет к ней. Это нужно признать абсолютной иллюзией, которую невозможно оправдать. Всякий последовательный мыслитель, пытающийся усмотреть глубокую истину христианства за его искаженными и ложными историческими формами, неизбежно приходит к учению, которое безусловно несовместимо с исторической церковью, поскольку оно задает непосредственное единство человека с Богом и делает ненужной посредническую роль церкви. В своих ранних работах Франк прекрасно осознавал этот факт, но когда в эмиграции он ясно выразил христианскую истину и пришел в согласие не только с Толстым, но со мно жеством великих мыслителей в истории, он проявил слабость и поддался давлению эмигрантской среды, которая причастность православной церкви считала обязательным условием общего признания.

Ключевые слова
С.Л. Франк, Л.Н. Толстой, христианское учение, “Крушение кумиров”, “Смысл жизни”, большевистская революция.
Дата публикации
30.09.2018
Год выхода
2018
Всего подписок
10
Всего просмотров
1558

Здесь будет статья

Библиография

  1. 1. Бердяев Н.А. Ветхий и Новый Завет в религиозном сознании Л. Толстого // Л.Н. Толстой: pro et contra. СПб.: Изд-во РХГА, 2000. С. 243–263.
  2. 2. Евлампиев И.И. О философских основаниях религиозных воззрений Ф. Достоевского и Л. Толстого // Достоевский и мировая культура. Вып. 35. СПб.: Серебряный век, 2017. С. 289–312.
  3. 3. Толстой Л.Н. Дневники и записные книжки 1904–1906 // Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: В 90 т. М.; Л.: Худ. лит., 1928–1958. Т. 55. С. 3–291.
  4. 4. Толстой Л.Н. О жизни // Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: В 90 т. М.;Л.: Худ. лит., 1928–1958. Т. 26. С. 313–442.
  5. 5. Толстой Л.Н. Путь жизни // Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: В 90 т. М.; Л.: Худ. лит., 1928–1958. Т. 45. С. 13–497.
  6. 6. Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. С. 13–146.
  7. 7. Франк С.Л. Крушение кумиров // Франк С.Л. Соч. М.: Правда, 1990. С. 113–180.
  8. 8. Франк С.Л. Нравственное учение Л.Н. Толстого (К 80-летнему юбилею Толстого 28 августа 1908 г.) // Франк С.Л. Русское мировоззрение. СПб.: Наука, 1996. С. 432–440.
  9. 9. Франк С.Л. Памяти Льва Толстого // Франк С.Л. Русское мировоззрение. СПб.: Наука, 1996. С. 445–455
  10. 10. Франк С.Л. Религия и культура (по поводу новой книги Д.С. Мережковского) // Франк С.Л. Русское мировоззрение. СПб.: Наука, 1996. С. 529–535.
  11. 11. Франк С.Л. Смысл жизни // Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. С. 147–215.
QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека