Books in Brief
Table of contents
Share
QR
Metrics
Books in Brief
Annotation
PII
S020596060010198-9-1
Publication type
Miscellaneous
Status
Published
Authors
Marina Shleeva 
Affiliation: S. I. Vavilov Institute for the History of Science and Technology, Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation,
Pages
428-431
Abstract

   

Received
19.06.2020
Date of publication
20.06.2020
Number of purchasers
35
Views
2119
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf
1

ЛЮБИНА Г. И., БЕССУДНОВА З. А. Мария Васильевна Павлова (1854–1938). М.: Янус-К, 2019. 564 с. (Научная биография). ISBN 978-5-8037-0770-7

2 Представляемая книга – первая в отечественной историографии полная биография М. В. Павловой, палеонтолога с мировым именем. Первая женщина-профессор Московского университета, почетный член АН СССР, она внесла значительный вклад в развитие эволюционной палеонтологии, в подготовку профессиональных палеонтологов в Москве, в пополнение и систематизацию палеонтологической коллекции Геологического кабинета (музея) Московского университета, в развитие краеведения и музейного дела в стране, познакомила зарубежных ученых с отечественным палеонтологическим материалом. Свидетель и участница сложных поворотов отечественной истории, она всегда оставалась верной высокой миссии служения науке и просвещению.
3

«Науки производить и совершить». Из истории Российской академии наук / Отв. ред. Н. А. Ащеулова. СПб.: СПбФ ИИЕТ РАН; Саратов: Амирит, 2019. 164 с. ISBN 978-5-00140-430-99

4 Монография является результатом научно-исследовательской работы сотрудников сектора истории Академии наук и научных учреждений Санкт-Петербургского филиала ИИЕТ РАН – Е. Г. Пивоварова, Е. Ф. Синельниковой, А. Ю. Скрыдлова, В. С. Соболева, Т. Ю. Фекловой и Т. И. Юсуповой. Она посвящена достаточно значимой и актуальной теме – изучению богатого исторического опыта Академии наук, что является весомой и неотъемлемой составляющей всей истории отечественной науки и культуры. Авторскому коллективу удалось представить результаты своих исследований по ряду важных аспектов истории деятельности академических учреждений и выдающихся ученых, по их вкладу в развитие России. Авторы надеются, что книга станет одним из первых шагов в деле активной подготовки к приближающемуся 300-летнему юбилею Российской академии наук.
5

КЕССЕНИХ А. В., ПТУШЕНКО В. В. Магнитный резонанс в интерьере века: биографии и публикации. М.: Физматлит, 2019. 232 с. ISBN 978-5-9221-1855-2

6 Книга посвящена 75-летию открытия магнитного резонанса и представляет собой историко-библиографический очерк развития исследований в этой области науки. Рассмотрена роль выдающихся физиков Е. К. Завойского, Э. М. Пёрселла и Ф. Блоха в открытии и исследованиях магниторезонансных явлений. Описываются их биографии и оценка научной общественностью результатов их исследований. Показано развитие магниторезонансных исследований, расширение области их приложений в СССР после открытия. Приведен обширный библиографический материал, содержащий свыше 800 ссылок на избранные оригинальные и обзорные, а также исторические публикации, посвященные теории, открытиям, исследованиям и важнейшим применениям эффектов магнитного резонанса.
7

БАСКИНА В. А. Женщины-геологи России. СПб.: Нестор-История, 2019. 744 с. ISBN 978-5-4469-1546-0

8 Как случилось, что важнейшие геологические открытия в России были сделаны женщинами? Автор книги записала истории жизни женщин-геологов в ходе многочасовых неформальных, интерактивных интервью с респондентами, которые работали или продолжают работать в геологии. На примере 24 женщин-геологов книга рассказывает об уникальном историческом и социальном эксперименте. Судьбы женщин – авторов открытий остаются неизвестными страницами истории нашего общества. В наши дни чрезвычайно важно, особенно для молодых поколений, осознать, что некоторые истинные ценности жизни, как, например, привлекательная профессия, работа в коллективе, работа на природе, может делать жизнь полноценной и счастливой даже в суровых условиях. Важная часть книги — рассказы женщин об ущемлении их прав мужчинами, присвоении мужской элитой не только идей и выдающихся открытий, но также практических результатов.
9

КИРИЛЛОВА Е. Н. История ремесла во Франции XIII–XVIII веков: стать мастером. СПб.: Евразия, 2019. 592 с. ISBN 978-5-8071-0410-6

10 Эта книга посвящена истории ремесла во Франции и приобретению знаний – обучению ремеслу и в целом профессиональному воспроизводству в классическое Средневековье и раннее Новое время. В ней последовательно рассмотрены сюжеты, связанные с историей становления человека в профессии: каким образом ремесленники передавали свои профессиональные знания и навыки, что входило в обучение и как оно регулировалось в XIII– XVIII вв.; как на практике происходило, как могло и должно было, в соответствии с традициями и законодательством, происходить становление мастера – настоящего специалиста и знатока своего дела, владельца мастерской и полноправного члена профессионального сообщества. В первых главах представлена история средневекового города и ремесленных корпораций, дана характеристика исторических источников, на которых основано исследование, и мастерской средневекового ремесленника. Подробно рассмотрены обучение ремеслу в Париже XIII в. и Реймсе XVI–XVIII вв., приобретение практических навыков во время работы подмастерьем, правила и процедуры приема нового мастера в профессиональное сообщество. Особенностям отношения средневековых ремесленников к своему делу и альтернативным способам стать мастером посвящены заключительные главы книги.
11

ОНОПРИЕНКО В. И. Герменевтика биографии ученого. Киев: Информационно-аналитическое агентство, 2019. 464 с. ISBN 978-617-571-174-3

12 В книге очерчиваются актуальные вопросы биографики ученых, вызванные «лингвистическим» и «нарративным» поворотами в гуманитаристике, а также новым образом и системой категорий современной эпистемологии науки. Обсуждаются стиль научного мышления и личный стиль исследователя, специфика биографического письма и ее противоречия, ментальные карты как инструмент реконструкции творческого пути, проблема научного вклада исследователя. Рассматриваются изменения в биографическом методе в психологии и социологии. Значительное место уделено многообразию практик биографики ученых в авторском исполнении. Заключительная часть работы посвящена памяти З. К. Соколовской (1927–2014), ее вкладу в науку и научную коммуникацию, качествам исследователя и человека.
13

ФАНДО Р. А. Народные университеты Российской империи: от популяризации к организации науки. М.: Янус-К, 2020. 344 с. ISBN 978-5-8037-0796-7

14 В книге рассмотрена история организации народных университетов в Российской империи на фоне государственного контроля за деятельностью правительственных высших учебных заведений. Открытие на средства частного капитала народных университетов стало непростым делом для идейных вдохновителей доступного высшего образования, им пришлось преодолеть множество бюрократических преград на пути к реализации задуманных проектов «вольных» школ. При определении структуры и системы управления народных университетов использовалась практика аналогичных зарубежных учреждений, а при разработке учебных планов и про грамм – опыт императорских университетов. На первых этапах своего функционирования народные университеты преследовали в основном просветительские цели, но со временем там стали возникать научные лаборатории, выполняющие передовые для своего времени исследования. Социально-политические катаклизмы начала ХХ в. помешали развитию научных центров, которые стали зарождаться в системе высшего негосударственного образования.
15

СКОРЕНКО Т. Изобретено в СССР. История изобретательской мысли с 1917 по 1991 год. М.: Альпина нон-фикшн, 2020. 515 с. ISBN 978-5-91671-988-8

16 Изобретательская мысль в Советском Союзе развивалась своеобразно. Ее поощряли в избранных областях – космической, военной, научной – и практически игнорировали в бытовой, совершали важнейшие прорывы в ракетостроении и фундаментальных исследованиях, но серьезно отставали во всем, что касалось повседневной жизни. Автор стремился, во-первых, рассказать об изобретениях, сделанных нашими соотечественниками в советский период, максимально объективно, не приуменьшая и не преувеличивая их заслуг; во-вторых, показать изобретательство в СССР в контексте, объясняющем его особый путь. А также развеять мифы, связанные с историей изобретательства.

Comments

No posts found

Write a review
Translate