Error _selectel_forbidden_access
The emergence and development of financial legal relations in the ancient Russian state with the center in Novgorod, then in Kiev and finally in Moscow (series of articles). Monetary relations in Novgorod – the first capital of the ancient Russian state
Table of contents
Share
QR
Metrics
The emergence and development of financial legal relations in the ancient Russian state with the center in Novgorod, then in Kiev and finally in Moscow (series of articles). Monetary relations in Novgorod – the first capital of the ancient Russian state
Annotation
PII
S013207690009687-7-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Konstantin S. Belsky 
Occupation: Professor of the Russian state University of justice
Affiliation: Russian state University of justice
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
135-142
Abstract

The article analyzes the formation of the Russian state and a parallel process: the emergence and development of financial relations, the origin and formation of the first elements of financial law – tax, issue, credit. The author pays special attention to monetary circulation, which contributes to the enrichment of the treasury and the material well-being of the population.

Keywords
primitive and civilized money, monetary circulation, taxes, issue law
Received
25.02.2020
Date of publication
22.06.2020
Number of purchasers
36
Views
2167
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf
1

Денежные отношения у восточных славян перед прибытием Рюрика в Новгород.

2 Новгородское государство Рюрика, затем в продолжение его великое княжество Киевское, а позже также в продолжение великое княжество Московское, земля вокруг рек Днепра, Волги, ее притоков Оки и Камы, получили своих обитателей славян, которые пришли сюда в VI–VII вв. н.э. с Дуная. Они уже говорили «языком богатым и значительно развитым, имели понятия и верования о Боге и жизни посмертной, принесенные еще из прародины своей Индии»1. Славяне расположились в бассейне названных рек, продвинулись на север, где они появились за столетия до образования Киевского государства и пришли на новгородские земли еще в начале IV в., а верхний Волго-Окский район был заселен славянами из Смоленска и Новгорода, но не из Киева. Здесь вокруг озера Ильмень, где возникло крупное образование славянских племен с признаками ранней государственности, и был основан город Новгород, который позже становится центральным городом объединения славян.
1. Погодин М.П. Древняя Русская история до монгольского ига. Т. 1. М., 1871. С. 1, 2.
3 По Днепру, Днестру и Бугу расселились кривичи, дреговичи, поляне, хорваты, северяне. От Балтийского моря до Каспийского расположились новгородцы, вятичи, кривичи, радимичи. На востоке соседями славян были болгары и хазары. Приморскими соседями на Балтике являлись норманны, которые уже с V в. славились своими набегами на Британию, Галлию, Германию.
4 Внутреннее устройство славян, в частности Ильменских и Волховских, в предрюриковское время было основано на общинно-родовых началах, которые были сильно развиты, глубоко проникали в общее управление всего племени, представлявшее собой огромный союз множества родовых общин с выборным вождем и советом старейшин. Он являлся предводителем в военных походах, сосредоточивая в своих руках полноту власти - и военной, и гражданской; присваивал себе особую одежду, знаки отличия; окружал себя свитой и охраной.
5 Основная масса людей каждого племени славян – его рядовые члены, относящиеся к родовой общине (большой семье) и одновременно к конкретной малой семье, которая становится основной хозяйственной единицей общества. Это – свободные люди на принадлежащей им земле, «ведущие собственное хозяйство», занимающиеся земледелием, рыбным и лесным промыслом2. В будущем, в условиях государственного строя, это - главные плательщики дани, податей в государственную казну на протяжении всей российской истории. Это – «тяглый народ». В истории у людей, принадлежавших к этому народу, будут разные наименования: «черные люди», «смерды», «крестьяне».
2. См.: Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1949. С. 237.
6 Каждое из славянских племен имело общее имущество, за сохранность и пополнение которого вождь отвечал перед общим собранием всех взрослых мужчин и женщин. Интересно, что в первобытном обществе на стадии его разложения хозяйственная мысль людей приходит к пониманию следующего положения: процесс управления значительным коллективом людей с неизбежностью заставляет руководителя формировать такой «фонд - бюджет» в целях оказания помощи членам племени, пострадавшим от природных бедствий, получивших ранения в боевом походе или увечья от диких хищных животных на охоте3.
3. См.: Первобытное общество: сб. ст. / под ред. Н.М. Маторина. М., 1932. С. 207.
7 Данный примитивный «бюджет» имеет ряд источников, благодаря которым можно говорить о его доходной части. Заметим, что при первобытнообщинном строе подати отсутствуют. Главный источник – военная добыча, т.к. война с другими племенами и народами (например, с булгарами и хазарами) приобретает форму войны-грабежа и предусмотрена обычным правом как вполне нормальное явление. При грабеже забирается все ценное: драгоценности, скот, который угоняется, предметы, выполняющие роль денег. О войне-грабеже и месте добычи в общем фонде историк первобытного общества М.О. Косвен заметил: «Приходится сказать, что грабеж представляет собой явление “культурное”»4. Другой способ пополнения общего имущества – взимание пошлины с купцов, приезжающих из других стран для ведения торговли. Еще один источник пополнения общего фонда при общинно-родовом строе – примитивные кредитные отношения. Заведуя общим фондом племени и будучи его распорядителем, вождь, как это было у древних шотландцев, оказывал помощь соплеменникам и «давал им ссуду скотом»5.
4. Косвен М.О. Очерк истории первобытной культуры. М., 1953. С. 31.

5. Тахтарев К.М. Очерки по истории первобытной культуры. Первобытное общество. Л., 1924. С. 161.
8 Помимо основной работы – земледелия древние славяне занимались торговлей. Русский историк И.Д. Беляев сообщает, что славяне в древности, до прихода Рюрика в Новгород, не имели металлических денег и их торговое общение между собой, т.е. товарообмен, осуществлялся посредством первобытных денег, в качестве которых выступали хлеб, скот, шкурки животных и т.д. За пределами Новгорода, который был торговым городом, общались с немецкими городами и были знакомы с монетной системой. Торговые связи с зарубежными странами были достаточно тесные. Инициатива принадлежала приезжим купцам, которые пользуясь безопасностью в славянских землях, привозили им товары и меняли их. Но в VIII в. славяне уже сами ездили для купли и продажи в чужие страны. Можно полагать, что торговля славян до прихода Рюрика в их землях состояла в обмене вещей, или в обмене предметных денег, т.к. цивилизованных денег (слитков, монет) они в VIII в. не использовали и «брали золото от чужестранцев единственно как товар». Более того, на северо-востоке и юго-западе, где жила основная масса славянского населения, металлические деньги были совершенно неизвестны6.
6. См.: Беляев И.Д. Очерк истории древней монетной системы на Руси. М., 1946. С. 1 - 3.
9 Аналогичную характеристику торговле и обменным отношениям древних славян давал Н.М. Карамзин, повествуя о приезжавших в славянские земли иностранных купцах: «Сии купцы, пользуясь совершенною безопасностью в землях славянских, привозили им товары и меняли на скот, полотно, кожи, хлеб и разную воинскую добычу. Впрочем, торговля славян, до введения христианства в их землях, состояла только в обмене вещей: они не употребляли денег и брали золото от чужестранцев единственно как товар»7.
7. Карамзин Н.М. История государства Российского. Кн. 1. Т. 1. 1988. С. 39, 40.
10 По мнению историков первобытного общества, в частности М.О. Косвена, корни денежного обращения имеют истоки в обмене, который зародился около 150 тыс. лет назад, его эволюция прошла через ряд этапов. В обменном обороте выделяются такие блага, которые оказываются всегда необходимыми каждой стороне и находят себе спрос. По его словам, «возникают орудия обмена, т.е. предметы, принимаемые в обмен не для непосредственного, а для последующего обмена на необходимое»8.
8. Косвен М.О. Указ. соч. С. 31, 32.
11 Обменные отношения также не стоят на месте. В первобытном обществе это особые отношения, о которых знаменитый французский экономист Ж.-Б. Сэй скажет: «Теория обмена и сбыта изменили всю политику мира»9. У древних славян эти отношения проходят несколько этапов. На первом этапе обе стороны получают путем обмена непосредственно потребные им предметы. Например, мешок пшеницы обменивается на теленка, копье – на горшок. При таком малоразвитом обмене понятие стоимости отсутствует, если под стоимостью, отметим еще раз, понимать общественный труд, затраченный на производство обмениваемых товаров. Тем не менее от такой хозяйственной сделки выигрывают обе стороны.
9. Сэй Ж.-Б. Трактат политической экономии. М., 1896. С. 52, 53.
12 Постепенно с ростом производительной деятельности и благодаря человеческому мышлению в обмен входит новый его элемент – понятие стоимости, глубоко преобразующее обменный процесс, т.к. обменивающиеся стороны сравнивают обмениваемые предметы (оружие, скот, продукты земледелия) с точки зрения их стоимости, т.е. вложенного в каждый предмет труда, их редкости, необходимости. Стоимость выражает таким образом цену товара или обмениваемого предмета. Иными словами, с развитием обмена, особенно с распространением металлов, выделяются и особенно ценятся предметы в виде слитков меди, серебра и золота, которые соединяют в себе как функции орудия обмена, так и мерила стоимости. Эти предметы к тому же не портились и сохраняли свою стоимость длительное время. Они всегда находили спрос и могли быть обменены на нужные товары. На стадии разложения первобытнообщинного строя у разных народов такими универсальными «первобытными деньгами» были не только металлические слитки: в бассейне Средиземноморья – рогатый скот, у скандинавских народов – лошади, у восточных славян – шкуры (меха) животных. Но на поздней стадии первобытнообщинного строя и возникновения ранней государственности в роли предметных денег выступает металл, отличавшийся хорошими «денежными качествами»: его можно было резать (рубить) на различного веса части – слитки и бруски, которые были портативны, удобны для хранения и переноса. Отметим, однако, что это еще не были цивилизованные деньги.
13 На основе имеющегося этнографического и исторического материала напрашивается вывод о том, что в первобытном обществе на последних этапах его существования можно констатировать у славян в зародышевом состоянии ряд базовых хозяйственных институтов, регулируемых нормами обычного права. Это: первобытные деньги, которые можно рассматривать как квазифинансы; централизованный фонд имущества, имеющий контуры будущей княжеской казны; система доходов, которую представляли военная добыча и преступления от торговли; примитивные кредитные отношения, объектом которых служит зерно, рыба, скот и т.д. Однако названные хозяйственные институты не создавали еще ни финансов, ни финансовых правоотношений, ни финансово-правовых понятий. Русский ученый юрист-финансист проф. И.Т. Тарасов справедливо писал: «Как наложение, сбор и формы налогов и вообще финансовых средств должны быть правомерны, так и цель, формы и условия расходования этих средств должны быть государственны. Пока этого нет, - нет и финансов в современном значении этого слова, а пока не сознается необходимость того и другого, - нет и не может быть науки финансового права»10.
10. Тарасов И.Т. История и финансы // Юридический вестник. 1880. № 5. С. 5.
14 Высказанное положение И.Т. Тарасова глубоко справедливо: финансы, финансовые отношения, финансовая деятельность государства не могут функционировать без правовой основы. Это положение в первую очередь распространяется на первоначальную основу финансовой деятельности – обменные эквиваленты, т.е. деньги, а у древних славян, живших в условиях первобытнообщинного строя, были предметные или первобытные деньги. Для создания полноценных денег необходим был синтез двух элементов: материал, который был найден в виде металла и определенным образом обработан; гарантия государства, подтверждающая платежные качества материала путем нанесения на нем государственного клейма. Синтез этих элементов был реализован в процессе образования Древнерусского государства: сначала с центром в Новгороде в X в., затем с центром в Киеве в XI–XII вв., позже с центром в Москве в XIII–XV вв.
15 При этом нельзя не сказать о том, что на смену разлагающемуся общинно-родовому строю, существующему в племенных границах, постепенно приходит другое образование – территория племени с политической властью. Это уже власть наследственного князя с группой приближенных к нему лиц, которые могут применять принуждение для улаживания конфликтов в племени и охраны появившейся частной собственности. Родовая община (большая семья) распадается на малые моногамные семьи с наследованием собственности по нисходящей мужской линии. Иными словами, в разлагающихся родоплеменных отношениях видны пока еще малозаметные черты государственности и права.
16

Рюрик и образование Древнерусского государства с центром в Новгороде. Первые нормы финансового права.

17 Трагично и комично одновременно, что история Государства Российского начинается в «Повести временных лет» летописца Нестора с финансово-правовых пассажей. В летописи говорится о славянах, живших вокруг озера Ильмень и по берегу Балтийского моря, с которых взимали дань норманны (варяги) и были с ними суровы. Далее летописец сообщает: «Изгнали славяне варягов за море и начали сами собой владеть»11. Однако в середине IX в. враждовавшие друг с другом славянские племена пригласили на правление норманнского конунга (князя) Рюрика, сказав, что «земля наша велика и обильна, но мира в ней нет». И сказанное дополнили: «чтобы управляли и судили по праву». Рюрик принял предложение, которое было похоже на договор между приглашенными и приглашавшими, прибыл с дружиной в Новгород, рассматривая его как столицу. Вот что писал выдающийся русский историк С.М. Соловьев об этом призвании Рюрика: «Призвание первых князей имеет значение в нашей истории, есть событие всероссийское, и с него справедливо начинают русскую историю. Главное начальное явление в основании государства – это соединение разрозненных племен через появление среди них сосредоточивающего начала, власти. Северные племена, славянские и финские, соединились и призвали к себе это сосредоточивающее начало, эту власть»12.
11. Летопись Нестора с включением поучения Владимира Мономаха. СПб., 1893. С. 8.

12. Соловьев С.М. История России с древнейших времен до наших дней. Кн. 1. Т. 2. М., 1960. С. 345; см. также: Пчелов Е.В. Рюрик. 2-ое изд. М., 2012.
18 Рюрик проявил волю, примирив враждующие племена и укротив драчливых вождей. Характеризуя природу государства, видный русский государствовед проф. В.В. Ивановский указывал, что его первичное свойство находится у многих европейских народов в его названии. Таково французское state, немецкое stat, происходящее от латинского status. Это понятие, указывающее на нечто установленное, стабильное, упорядоченное, требующее непрерывного управленческого воздействия. Таково русское слово «государство», которое сложилось благодаря словам «суд», «судить кого-то», что на древнерусском языке означало «управлять»13. Только с помощью управленческого воздействия на людей, население можно создать общественный порядок в населенных пунктах, обеспечить безопасность для жителей сел, поселков и городов.
13. Ивановский В.В. Административное право (Полицейское право). Казань, 1904.
19 Новое государство не может функционировать длительное время без права, т.к. оно обязано и обладает правом, с одной стороны, регулировать отношения между людьми, образующими население, с другой - упорядочивать отношения между властью и низами, с третьей стороны, предоставлять права и обязанности властвующим лицам, которые образуют окружение правителя. Летописец Нестор в «Повести временных лет» мало говорит о самом Рюрике, больше о преемниках, в частности об Олеге, имевшем Устав, правовые нормы которого регулировали общественную жизнь в Киевском княжестве14.
14. См.: Повесть временных лет / пер. и ком. Д.С. Лихачева. СПб., 2007. С. 13 и т.д.
20 Общественные отношения, которые Рюрик застал в Новгороде и окружающих город селениях, регулировались нормами обычного права. Но из множества обычаев люди дорожили прежде всего теми, назначением которых являлась охрана жизни людей и их имущества, а также тех обычаев, с помощью которых защищались и восстанавливались нарушенные права людей. Усложнение жизни и общественных отношений в племенных объединениях вызывали потребность в действиях, которые, с одной стороны, могли бы защищать людей от внешних врагов, с другой - улаживать внутренние конфликты путем «осуждения» неправомерных действий отдельных лиц и их наказание через «суд». Правление по «праву» через «суд» означало как образование государства, так и его деятельность.
21 А.Е. Пресняков, специалист по древнерусской истории, писал: «И такое новое или измененное право, не коренящееся в обычно-правовой мудрости и памяти старейшин – старожильцев, естественно, раньше всего приводит к потребности записи, начаткам кодификации. Ей удовлетворяют “уставы”, формирующие нормы новой судебно-административной и финансово-правовой практики. Запись становится уставной грамотой, авторитетным юридическим документом»15. Это скорее всего уставное право, которое имело место и было распространено в Европе, где каждый крупный феодал устанавливал свои порядки в принадлежавших ему владениях.
15. Пресняков А.Е. Княжое право. М., 1993. С. 438, 439.
22 Гипотетически можно предполагать, что Рюрик принимал приглашение славян на правление, хорошо подготовившись к своей новой роли, имея Устав, писаные правовые нормы которого регулировали наиболее важные общественные отношения. Как бы то ни было, знаменитая дорога «из варяг в греки» знакомила норманнов с византийским писаным правом, в частности с Кодексом гражданского права Юстиниана, изданном в VI в. н.э., а поэтому Устав Рюрика с писаным правом – вполне реальный для славян нормативный акт. Впрочем, в приглашении славянами Рюрика на княжение сказано: «править по праву», а не обычаю. Представляется, что первая группа правовых норм была направлена на установление общественного порядка и мира как в самом Новгороде, так и на всей территории нового государства. Вторая группа правовых норм регулировала финансовые общественные отношения: налоговые, денежные (эмиссионные), кредитные.
23

Подати.

24 Государство, чтобы выполнять свои функции, должно иметь для этого средства – материальные и денежные. Получить эти средства оно может только от населения в виде налогов, сборов и пошлин. С древних времен платежи населения государству подразделялись на два вида: на дань, которую историки называют податью (налогами), и пошлины. Классификация эта, пройдя через многие метаморфозы, сохранилась в известной степени до нашего времени, о чем свидетельствует Налоговый кодекс РФ.
25 Можно полагать, что в Уставе Рюрика правовые нормы предусматривали взимание как дани (податей), так и всех других платежей по праву правителя новгородского государства. Подати – более основательные платежи в казну государства, т.к. имеют базовые объекты взимания (земля, жилище (двор), люди, как правило, мужского рода, если речь идет о подушном налоге). Государство властвует над подданными и гражданами, но одновременно обязано служить им: обеспечивать их безопасность, защищать права и свободы, а в кризисных ситуациях (голод от неурожая, пожары, наводнения) оказывать людям помощь. Автор книги об истории финансов России и видный государственный деятель второй половины XIX в. Д.А. Толстой замечает: как только возникает общественный союз, т.е. государство с признанной верховной властью, обязанной охранять общие и частные интересы, данная власть сталкивается с необходимостью иметь средства для выполнения своих функций16. Поскольку государственная власть и народ взаимно связаны друг с другом, то народ соглашается удовлетворять государственные нужды, внося определенные платежи продуктами с земли, деньгами, личными повинностями (участием в строительстве дорог, мостов) и т.д., уплатой пошлин за торговлю товарами. «Все просвещенные и непросвещенные народы, - говорит Д.А. Толстой, - как древние, так и новые были подвержены разным податям и сборам»17. Так же, как и другие государства, Россия развивалась благодаря податям и пошлинам народа с самых первых времен ее государственного бытия.
16. См.: Толстой Д.А. История финансовых учреждений России со времен основания государства до кончины императрицы Екатерины II. СПб., 1848.

17. Там же.
26 Расширяясь на Восток в сторону Приуралья, Новгородское государство с местных народов брало поголовную подать, т.е. с каждого жителя мужского рода, которую Д.А. Толстой признавал «не имеющей оправданий» ни во времена Рюрика, ни во времена Петра I18. Позже эта подать была заменена на другую, которая называлась ясаком. Ясак – вид дани, затем подати, собиравшейся с присоединенных народов, которые жили в районах Поволжья и Урала. Подать взималась в натуральной форме (пушниной, кожами), затем в денежной форме.
18. См.: там же.
27 Расцвет торговли в правление Рюрика, прилив в древний Новгород цивилизованных денег (монет) привели к широкому денежному обращению, которого ранее этот город не видел. Денежное обращение являлось другим важным источником доходов в княжескую казну.
28

Денежное обращение в Новгороде. Первые нормы эмиссионного права.

29 Установившийся порядок в городе и гарантированная безопасность не только каждого жителя, но и любого приезжего, особенно купцов из стран Запада и Востока, превращают Новгород в центр торговли на побережье Балтийского моря. В Новгород съезжаются купцы из разных стран: из прибалтийских немецких городов, Византии, арабского халифата, Ирана. Новгород еще молод как столица государства, он не чеканит своих монет в правление Рюрика, но денежные отношения возникают на основе обмена товарами, расширяются и крепнут. Обменный процесс осуществляется как предметными деньгами (это в основном меха), так и цивилизованными деньгами, т.е. монетами. Историк Г.В. Вернадский, описывая Новгород в правление Рюрика, пишет: «В докиевской Руси в качестве платежного средства на севере использовались меха, а на юге – скот. Поэтому имелись два термина, обозначавшие деньги: куны (шкурки, куницы) и скот»19. Скот – это коровы, быки, свиньи, особенно лошади, которые были ликвидным товаром. Речь идет о предметных деньгах. Но автор также указывал на то, что в Новгороде при Рюрике уже имело место настоящее денежное обращение на основе монетной системы. Цивилизованная денежная система древнего новгородского государства складывалась из зарубежных монет и слитков в виде весового металла. При Рюрике слитки из серебра начали отливать в Новгороде. Серебро играло особую роль. «Для славян слово “серебро” долго было синонимом денег»20.
19. Вернадский Г.В. Киевская Русь. М., 1996.

20. Спасский Н.Г. Русская монетная система. М., 1960.
30 В Новгороде в правление Рюрика обращаются римские монеты – динарии. Исключительное значение в развитии денежного обращения принадлежит восточным монетам – дирхемам арабского халифата, иранским монетам – серебряным драхмам сасанидских царей. Основной их поток шел по Волге, а затем поворачивал на Запад и к Северу. Как на монетах, так и на слитках, не указывалась их стоимость, поэтому и монеты, и слитки взвешивались, определяя таким образом их стоимость.
31 Как сказано выше, в Новгороде в правление Рюрика не было денежных дворов, и монета не чеканилась. Но слитки отливались из серебра в специальных мастерских, которые находились в ведении княжеского двора. Так, новгородская гривна – слиток делалась из серебра, имела различные формы, каждая из форм определяла ее стоимость. Отливали слитки особые мастера – ливцы, которые имели особый статус: были не только мастерами своего дела, но и уполномоченными от государства людьми, отвечавшими за то, чтобы вес слитка соответствовал его стоимости. Причем чистота серебра, его вес и формы определялись правовыми нормами, содержавшимися в княжеском Уставе. Рассуждая о денежном обращении того времени, это понятие можно определить следующим образом: «Денежное обращение – это движение предметных денег (меха, оружие, продукты), слитков и иностранных монет, связанное с обменным процессом и корректируемое правилами княжеского Устава». Нужно признать: 1) эти правила являлись первыми нормами эмиссионного права; 2) выпуск слитков и денежное обращение в Новгороде Рюрика достаточно строго контролировалось государством.
32 В процессе обращения предметных и металлических денег в Новгороде сложилось старейшее русское денежно-счетное понятие гривны, прошедшее сложный путь развития и дожившее до советского времени включительно в форме небольшой никелевой монеты «гривенник» и в настоящее время являющееся денежной единицей Украины. Само название денег «гривна» (если верить историку В.Н. Татищеву) пришло в Киев из Новгорода, где оно зародилось еще в дорюриковское время. Изначально норманны, соседствовавшие со славянами, то враждовавшие с ними, то находившиеся в дружеских отношениях, приводили к ним на торги и ярмарки лошадей, держа их за гривы. Отсюда понятие «гривна», которое сначала использовалось применительно к такому хорошо продаваемому товару, как лошади, затем к деньгам из металла – к слиткам и монетам. Монеты будут чеканиться в Киеве в правление Владимира и Ярослава в XI в. и называться гривнами.
33 Денежное обращение в Новгороде давало развивавшемуся государству в его казну немалые деньги. С иностранных купцов пошлина взималась как при въезде в Новгородскую землю, так и при торгах за продажу товаров. Отдельные товары (золотые изделия, дорогие меха, ковры из сасанидского Ирана) облагались косвенными налогами. Пошлины взимались и с новгородских купцов, но более скромные. В правление Рюрика в Новгороде зарождается класс купцов. В прошлом это бережливые и трудолюбивые смерды-крестьяне. Они – свободные люди. Постоянно торгуют в Новгороде и других крупных поселениях продуктами земледелия, богатеют, уплачивая пошлины. Постепенно отделяются от своего сословия смердов-крестьян, покупают или строят дома в Новгороде и переезжают туда на постоянное место жительства. Наиболее напористые и сметливые из них с помощью капиталов, кредитуясь у бояр, занимаются крупными торговыми оборотами, имеют свои конторы в прибалтийских немецких городах – Любеке и Ганзе.
34 Кредитные операции в Новгороде в правление Рюрика расцветают. Наряду с боярами, в прошлом состоявшими в дружине Рюрика и разбогатевшими благодаря полученным крупным земельным владениям, кредиторами выступают купцы. Отношения между кредитором и заемщиком регулируются не нормами обычного права, а правовыми нормами. Это не только кредит монетами, такой кредит только рождается. Заем совершается чаще всего в натуральной форме: предметом его могут быть хлеб, мед, сено, пчелы, животные, что «свидетельствует о наиболее ранней форме кредита» в новгородском государстве21.
21. См.: Кулишер И.М. История русского народного хозяйства. Т. 1. М., 1925. С. 147.
35 Власти города осуществляют контроль за кредитными операциями: заемщик платил проценты кредитору, кредитор уплачивал пошлину государству.
36 Наконец, еще один метод обогащения в эпоху правления Рюрика, зародившийся в первобытном обществе и получивший статус постоянного, - это грабеж в форме набега на соседние племена и их земли: все ценное забирается, скот угоняется. Если противник не уничтожается, то побежденный облагается данью, а для ее сбора назначается кто-либо из дружинников. Эта форма обложения данью, которая получит название «полюдье» и будет широко использоваться позднее при князьях Олеге, Игоре, Святославе и далее. Военная добыча – метод обогащения, характерный не только для архаических эпох, мы его видим и в более поздние времена. Ж. Боден, французский мыслитель-юрист, автор теории о суверенитете государства, живший в XVI в., в работе «Шесть книг о республике» в списке доходов современных ему государств назвал военную добычу. Война ради грабежа в новгородском государстве также признается одним из доходов в казну. Правда, эта добыча распределяется своеобразно. Значительная ее доля присваивается в первую очередь князем. Другая часть делится между дружинниками и, что самое интересное, определенная ее часть, относящаяся к серебряным или золотым монетам, драгоценным камням и дорогим тканям, образует неприкосновенный фонд новгородского государства, своего рода «золотовалютный резерв», который использовался только при чрезвычайных обстоятельствах. Это, если смотреть в будущее и видеть Московское царство XVI в., есть зачатки Приказа Большой казны.
37 Новгород как первая столица Древнерусского государства впервые был упомянут летописцем Нестором в «Повести временных лет» как город, с которого начиналась история Русского государства. Прекрасно об этом городе сказал Н.М. Карамзин: «История Новгорода составляет любопытнейшую часть древней Российской. В самых диких местах, в климате суровом основанный, может быть, толпою славянских рыборей, который в водах Ильменя наполняли свои мрежи изобильным ловом, он умел возвыситься до степени Державы знаменитой»22. В Новгороде Рюриковичи начинают политику объединения славянских племен. Затем в правление Олега переносят столицу в Киев с его более мягким климатом, близостью к культурной и образованной Византии, как бы повторяя путь «из варяг в греки», но уже с постоянной остановкой на Днепре.
22. Карамзин Н.М. Указ. соч. Кн. II. М., 1989. С. 83.
38

Эпилог.

39 Несмотря на то что Новгород перестал быть столицей Древнерусского государства, он по-прежнему играл важную роль в политической жизни Руси. В 1136 - 1478 гг. город – центр Новгородской республики и крупнейший торговый центр Восточной Европы. Его называют Великим Новгородом, в котором существовали иноземные дворы, главным образом немецкие, и одна из торговых контор Ганзы в ХIV - ХV вв. В XIII в. город, возможно, благодаря своему богатству избежал татаро-монгольского нашествия, но выплачивал дань.
40 Новгород до окончательного присоединения к Московскому великому княжеству имел свою денежную систему: денежный двор, выпускавший металлические деньги (монеты), денежную единицу, называвшуюся «новгородской деньгой», заменявшую монеты Ревеля, Риги, Любека, княжества Литовского. Заметим, что в более позднем Новгороде, зависевшем от Киева, имела хождение монета, называвшаяся «новгородской гривной». Ей на смену в первой половине XIV в. пришла другая монета с рублевым обозначением, как бы засвидетельствовавшая восход и усиление древнерусского города Москвы.
41 Денежная система Новгорода в 1478 г. после присоединения к Московскому великому княжеству, была унифицирована: на одной стороне новгородской монеты появилось изображение всадника с надписью «Князь великий Иван Васильевич». Но данная монета в обращении продержалась недолго. После масштабной денежной реформы, проведенной матерью Ивана Грозного царицей Е.В. Глинской в 1535 г., хождение старых денег, в т.ч. новгородских, было запрещено. Денежное дело было монополизировано Москвой. Однако Новгород навсегда остался городом-памятником, откуда стартовало построение Русского государства.

References

1. Belyaev I.D. Essay on the history of the ancient monetary system in Russia. M., 1946. P. 1–3 (in Russ.).

2. Vernadsky G.V. The Kievan Rus. M., 1996 (in Russ.).

3. Grekov B.D. Kiev Rus. M., 1949. P. 237 (in Russ.).

4. Ivanovsky V.V. Administrative Law (Police Law). Kazan, 1904 (in Russ.).

5. Karamzin N.M. History of the Russian state. Book 1. Vol. 1. 1988. P. 39, 40; book II. M., 1989. P. 83 (in Russ.).

6. Kosven M.O. Essay on the history of primitive culture. M., 1953. P. 31, 32 (in Russ.).

7. Kulisher I.M. History of the Russian national economy. Vol. 1. M., 1925. P. 147 (in Russ.).

8. The chronicle of Nestor, including the teachings of Vladimir Monomakh. SPb., 1893. P. 8 (in Russ.).

9. Primitive society: collection of articles / ed. by N.M. Matorin. M., 1932. P. 207 (in Russ.).

10. Chronicle / transl. and com. D.S. Likhachev. SPb., 2007. P. 13 (in Russ.).

11. Pogodin M.P. Ancient Russian history before the Mongol yoke. Vol. 1. M., 1871. P. 1, 2 (in Russ.).

12. Presnyakov A.E. Knyazhoe right. M., 1993. P. 438, 439 (in Russ.).

13. Pchelov E.V. Rurik. 2nd ed. M., 2012 (in Russ.).

14. Solovyov S.M. History of Russia from ancient times to the present day. Book 1. Vol. 2. M., 1960. P. 345 (in Russ.).

15. Spasskiy N.G. The Russian monetary system. M., 1960 (in Russ.).

16. Say J.-B. Treatise of political economy. M., 1896. P. 52, 53 (in Russ.).

17. Tarasov I.T. History and Finance // Legal Bulletin. 1880. No. 5. P. 5 (in Russ.).

18. Takhtarev K.M. Essays on the history of primitive culture. Primitive society. L., 1924. P. 161 (in Russ.).

19. Tolstoy D.A. History of financial institutions in Russia since the Foundation of the state until the death of the Empress Catherine II. SPb., 1848 (in Russ.).

Comments

No posts found

Write a review
Translate