Духовная функция государства как направление деятельности к духовно-экологической цивилизации (Окончание)
Духовная функция государства как направление деятельности к духовно-экологической цивилизации (Окончание)
Аннотация
Код статьи
S013207690009666-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Бринчук Михаил Михайлович 
Должность: Главный научный сотрудник сектора экологического, земельного и аграрного права Института государства и права Российской академии наук
Аффилиация: Институт государства и права Российской академии наук
Адрес: Российская Федерация, Москва
Номер
Страницы
32-44
Аннотация

В свете современного кризисного состояния развития общества в статье дается оценка выделенных в общей теории государства и права постоянных и основных функций государства. Переживаемое человечеством кризисное состояние оценивается, в частности, как показатель эффективности осуществления функций государства. Рассматривая духовный упадок человечества важнейшим фактором современного кризиса, обосновывается выделение в системе функций духовной функции государства, что послужит ресурсом перехода к новому типу цивилизации (духовно-экологической) и преодолению кризиса.

Ключевые слова
общая теории государства и права, основные функции государства, идеологическая функция, эффективность экономической функции, кризисное состояние, угроза существованию человечества, качество фундамента общественного и государственного строя, концепция устойчивого духовного развития, духовная функция государства
Источник финансирования
Подготовлено при информационной поддержке СПС «КонсультантПлюс».
Классификатор
Получено
21.01.2020
Дата публикации
22.06.2020
Всего подписок
36
Всего просмотров
2275
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1

Современный кризис и роль духовного в его преодолении как государственная задача

2 Современное состояние человеческого общества и его развития, оцениваемое во многих работах, относящимся к разным направлениям науки, хотя и определяемое по-разному, сводится к одному его качеству: антропологический кризис, ценностный кризис, или кризис «оснований» человеческого бытия, системный кризис, духовный кризис, цивилизационный кризис и др.
3

На это тревожное и опасное для судьбы человечества явление было обращено внимание довольно давно. О состоянии духовной составляющей общественного развития в его движении к духовным пределам на Западе много говорится, как минимум в последние сто лет. Об этом свидетельствовал, в частности, философский труд О. Шпенглера«Закат Европы», опубликованный век назад сейчас иногда издаваться под названием «Закат Западного мира». В это же время в своих автобиографических сочинениях А. Швейцер, будущий лауреат Нобелевской премии, пишет как о переживании, омрачающем его жизнь: «Я родился в период духовного упадка человечества»1. Исследованию духовного состояние современного мира в начале 1930-х годов большое внимание уделял и замечательный отечественный философ Н. Бердяев. При этом он заключал: «Все в современном мире находится под знаком кризиса, не только социального и экономического, но также и культурного, но и духовного кризиса, все стало проблематическим»2.

1. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992. С. 23.

2. Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства. Т. 1. М., 1994. С. 485, 486.
4 Н.К. Рерих, которого называют универсальным культурным гением, духовным подвижником ХХ в.3, всегда утверждавший незыблемые духовные основы жизни и именно в их забвении усматривал надломленность «“механической цивилизации”, которую ошибочно иногда называли культурой». «Каждый чувствует всемирный кризис, — писал он. — Но некоторые недальновидные думают, что это материальный кризис. Ничуть не бывало! Это духовный кризис. Человечество забыло истинные ценности, которые стоят в основе жизни и не могут считаться отвлеченными»4.
3. См.: Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Скрижали метаистории: творцы и ступени духовно-экологической цивилизации. Барнаул, 2006. С. 615.

4. Рерих Н.К. Держава света. Священный дозор. Рига, 1992. С. 232.
5 Как верно отмечала проф. Т.П. Григорьева, «в преддверии XX в. мир пребывал в горячке. Те, кто ощущал приближение кризиса, взял на себя бремя вины и ответственности. Разуверившись в будущем европейской цивилизации, вопреки фактам, вопреки ее умопомрачительным и именно помрачительным успехам, лучшие умы Запада и Востока решились преградить путь мировой эпидемии, иссушающей русло человечности.
6 Век назад их было не так много, радетелей Истины, решившихся на поединок с мировым злом, но сила их провидения была столь велика, что мир не мог их не услышать. "Одумайтесь!", "Опомнитесь, пока не поздно!", "Так жить нельзя!", – они били тревогу, опасаясь, что сила тьмы справит тризну по земле, загубит все, позволяющее человеку выживать в самые тяжкие времена. Нельзя сказать, что их призыв дошел до сознания, но мир прислушался, а потом понял, что тревожились они не напрасно. Поначалу их было немного, но у каждого народа – свой глашатай Истины: Толстой – в России, Тагор – в Индии, Окакура Какудзо – в Японии, Ромен Роллан – во Франции. Братство людей, прообраз будущего, хотя соратники могли не знать друг друга. И все же это было братство, одна семья, объединенная болью за людей»5.
5. Григорьева Т.П. Дао и Логос. Встреча культур. М., 1992. С. 4; см. также: URL: >>>> (дата обращения: 03.04. 2013).
7 Выдающийся американский психоаналитик и философ Э. Фромм в работе «Иметь или быть», выдержавшей миллионные издания, с горькой иронией пишет: «Великие Обещания Безграничного Прогресса – предчувствие господства над природой, материального изобилия, наибольшего счастья для наибольшего числа людей и безграничной личной свободы – питали надежды и веру поколений с самого начала индустриального века… Мы чувствовали, что находимся на пути к неограниченному производству и, следовательно, к неограниченному потреблению; что техника сделала нас всемогущими, а наука - всезнающими. Мы были на пути к тому, чтобы стать богами, высшими существами, способными создать второй мир, используя мир природы лишь в качестве строительного материала для своего нового творения.., предполагалось, что богатство и комфорт в итоге принесут всем безграничное счастье»6.
6. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990. С. 10.
8 Но индустриальный век, как продолжает Фромм, «не сумел выполнить свои Великие Обещания, и все большее число людей начинает осознавать, что:
  • Неограниченное удовлетворение всех желаний не способствует благоденствию, оно не может быть путем к счастью или даже получению максимума удовольствия.
  • Мечте о том, чтобы быть независимыми хозяевами собственных жизней, пришел конец, когда мы начали понимать, что стали винтиками бюрократической машины и нашими мыслями, чувствами и вкусами манипулируют правительство, индустрия и находящиеся под их контролем средства массовой информации…
  • Сам технический прогресс создал опасность для окружающей среды и угрозу ядерной войны, каждая из которых в отдельности — или обе вместе — способны уничтожить всю цивилизацию и, возможно, вообще жизнь на земле»7.
7. Там же.
9 Неудивительно, подчеркивает В.С. Стёпин, что своеобразная оппозиция западной техногенной культуры культуре традиционных обществ проявлялась прежде всего в противопоставлении научной картины мира и ее философских следствий «организмическим» представлениям о мире традиционных восточных культур8.
8. См.: Стёпин В.С. Теоретическое знание. М., 1999. С. 682.
10 С точки зрения мировоззрения и потребностей совершенствования общественной практики большое значение для отечественной науки имеет признание идеи космического значения моральных качеств человека, которая была одной из древнейших и фундаментальных в китайской философии. В.С. Стёпин отмечает: «Размышляя о резонансе всех частей космоса, китайские мудрецы считали, что “от поведения человека, от его нравственности зависит порядок в космосе, правильная смена времен года, жары и холода”. Путь в образе дао, или неба, регулирует поступки людей. Но небо “может и повернуться лицом к человеку и отвернуться от него”. Не случайно китайцы говорят, что “небо действует в зависимости от поступков людей”. Стихийные бедствия в Древнем Китае воспринимались как свидетельства неправильного правления, как показатель безнравственного поведения властителей»9.
9. Там же. С. 692. В.С. Стёпин цитирует работы: Го Юй. Речи царств. М., 1987. С. 298; Григорьева Т.П. Японская художественная традиция. М., 1979. С. 113.
11 Не будет преувеличением сказать, что ни в науке, ни в политике, в том числе опосредованной деятельностью государства, осуществляемой в рамках выделенных в теории государства и права функций, эти оценки качественного состояния развития общества преимущественно остаются вне достойного внимания.
12 Оценивая состояние общества и тенденции его развития, потребности в повороте вектора развития, физик Ф. Капра подчеркивает, что «в ХХ веке мы оказались в состоянии глубокого, мирового кризиса. Это сложный, многосторонний кризис, затрагивающий все стороны жизни – наше здоровье, образ жизни, качество окружающей среды и социальных отношений, экономику, технику и политику. Это кризис интеллектуальный, моральный и духовный; кризис, беспрецедентный по своим масштабам и серьезности. Первый раз за все время существования цивилизации мы сталкиваемся с весьма реальной угрозой исчезновения человеческой расы и всей жизни на планете10. Тяжесть и глубина нашего настоящего кризиса указывают на то, что такая перемена скорее всего приведет к трансформациям беспрецедентного масштаба, к поворотному пункту для всей планеты»11.
10. См.: Капра Ф. Поворотный пункт: наука, общество и зарождающаяся культура / пер. с англ. ИЭФБ, 2009. С. 14. URL: >>>> (дата обращения: 09.02.2012).

11. Там же. С. 10.
13 Экологический, социальный, духовный, цивилизационный и иные кризисы, называемые в современной науке12, могут быть диагностированы как болезнь современного общества. Известно, если больной организм не лечить, то исход может быть неблагоприятным. В этом отношении кризис как диагноз состояния общества имеет сходство с болезнью человека и другого живого организма.
12. Кроме названных выше ученых, наличие общесистемного глобального кризиса констатируется сегодня целым рядом других исследователей. См., в частности: Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. М., 2003; Лесков Л.В. Чего не делать? Футуросинергетика России. М., 1998; Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь Разума. М., 1998; Его же. Быть или не быть … человечеству? М., 1999; Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С., Рейф И.Е. Перед главным вызовом цивилизации. Взгляд из России. М., 2005; Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Указ. соч.; Россия в глобализирующемся мире: мировоззренческие и социокультурные аспекты / отв. ред. В.С. Степин. М., 2007; и др.
14 С точки зрения перспектив избавления от этого специфического диагноза риски для общественного развития возрастают в связи с тем, что, оценивая цивилизационный аспект тупиков современного миропорядка в национальной и мировой политике, его духовный контекст как основа мирового стратегического пути к добру не стоит в повестке. Духовное возрождение человека пока не является предметом, тем более приоритетом ни заявлений и программ политических лидеров отдельных государств, ни концепций и стратегий обеспечения национальной безопасности, ни международных организаций, ни международного сообщества в сфере обеспечения международной безопасности.
15 В этом направлении следует оценивать суждения и предложения Президента РФ В.В. Путина, высказанные в октябре 2014 г. в его речи на заседании дискуссионного клуба «Валдай» по теме «Мировой порядок: новые правила или игра без правил?». При оценке существующей ситуации в мире В.В. Путин подчеркнул угрозу дальнейшего разрастания глобального хаоса. При этом он призывал: «В такой ситуации в мире пора бы начать договариваться по принципиальным вещам», отмечая, что это чрезвычайно важно и необходимо.
16 «Какой может быть правовая, политическая, экономическая основа нового миропорядка, которая обеспечила бы стабильность и безопасность? Вряд ли кто-то может дать сейчас абсолютно исчерпывающие, готовые рецепты. Здесь потребуется длительная работа при участии широкого круга государств, мирового бизнеса, гражданского общества…
17 Добавлю, что международные отношения должны строиться на международном праве, в основе которого должны быть и моральные принципы, такие как справедливость, равноправие, правда. Пожалуй, главное – это уважение к партнёру и его интересам. Очевидная формула, но простое следование ей способно в корне изменить ситуацию в мире»13.
13. URL: >>>> (дата обращения: 12.11. 2014).
18 Поставленный Президентом РФ вопрос: «Какой может быть правовая, политическая, экономическая основа нового миропорядка?», - коренной для дальнейшего устойчивого развития мира, мирового сообщества. Очевидно, что, если в основе международного права должны быть и моральные принципы, эти же принципы должны быть непременным элементом всей правовой, политической и экономической основы нового миропорядка, в полной мере распространяемой и на национальные порядки.
19 О роли и значении духовного в праве и в жизни в целом писали многие. Так, о роли нравственного (этического) как об элементе качества права пишет Г.В. Мальцев. Он утверждает, что как система норм право действительно состоит из строгих, выверенных практикой формул, претендующих на истинность и достоверность, но оно вместе с тем есть запрограммированный в нормах порядок, который должен неукоснительно осуществляться (нормативный аспект), соответствовать идеалам добра, справедливости, человеческого достоинства (ценностный аспект)14. Мы не можем не видеть прямую связь между концепцией о нормах права, программирующих порядок, соответствующий идеалам добра, справедливости, человеческого достоинства, и концепцией устойчивого духовного развития.
14. См.: Мальцев Г.В. Социальные основания права. М., 2007. С. 76.
20 Мораль, нравственность, духовность как универсальный ресурс бытия и развития человека, общества и государства имеет значение применительно ко всем сферам, частной и публичной (политической, правовой, социальной, экономической, экологической, культурной жизни).
21 Духовный кризис, являющийся наиболее существенной составляющей, ядром цивилизационного кризиса, может быть преодолен только с ростом духовности человека и общества.
22 Можно утверждать, что мысль о духовности как о факторе и ресурсе развития «стары как мир». На них особое внимание уделялось в античной и восточной философии, в теологии.
23 О духовном как факторе и ресурсе развития в данном случае мы будем рассуждать в двух взаимосвязанных аспектах: как о предмете философии права и как реальном и эффективном инструменте, весьма значимом в поведении каждого человека, в жизни общества в целом и в праве как потенциально эффективном социальном регуляторе общественных отношений на национальном и международном уровнях. Особо подчеркну, что учет духовных факторов в праве, основывание его норм на духовных принципах, обеспечивая системный подход к регулированию общественных отношений, несомненно, повысит эффективность права.
24 В качестве методологической посылки к оценке роли духовного можно рассматривать мудрые слова Ч. Амирэджиби, советского грузинского писателя, сказанные им в романе «Дата Туташхиа» (книга вторая): «Жизнь – это процесс добывания духовной и материальной пищи, а нравственность – сила, организующая этот процесс». Здесь очевиден системный подход к оценке такого фундаментального для каждого человека и общества, включая мировое сообщество, явления, как жизнь. Жизнь, повседневное бытие человека не ограничиваются лишь его материальными интересами и потребностями. «Не хлебом единым жив человек» - библейская мудрость.
25 Заметим, что в таком системном видении жизни, распространяющемся как на жизнь каждого отдельного человека, так и общества, на первое место поставлена потребность добывания духовной пищи. Применительно к духовным и материальным основам развития человека, общества и всего мирового сообщества в системном контексте устойчивого цивилизационного развития приоритет, по нашему убеждению, принадлежит, должен принадлежать духовному.
26 Нарушение системного видения жизни как формы развития, отступление от него чревато теми крайне неблагоприятными для человека и человечества последствиями, которые мы и наблюдаем в виде кризисов, главный и наиболее опасный из которых – духовный. Особо подчеркнем, что нарушение системного восприятия жизни было в свое время совершено в науке в виде явления, названного картезианством15, характерного этапу развития науки в XVI и более поздние века. Стереотип поведения ученого-материалиста, пренебрегшего системный метод, был в свое время поэтически выражен И. Гёте:
15. Связанного с именем Р. Декарта (1596 - 1650), французского философа, математика, механика, поделившего реальность на две отдельные сферы: разум и материю.
27 Живой предмет желая изучить,
28 Чтоб ясное о нем понятье получить,
29 Ученый прежде душу изгоняет,
30 Затем предмет на части расчленяет
31 И видит их; да жаль: духовная их связь
32 Тем временем исчезла, унеслась!
33 Заметим, что и сегодня духовная связь «живого предмета», как написал более двухсот лет назад Гете в «Фаусте», не только в науке, в частности в физике как науке о природе, даже не то что «исчезает и уносится», она изначально игнорируется.
34 Для объяснения квантовых явлений, связанных с сознанием человека, физик-теоретик, проф. А. Госвами первую часть своей монографии о самосознающей вселенной назвал «Объединение науки и духовности»16. В этом контексте он пишет: «Смятение в сегодняшнем мире достигает критического уровня. Наша вера в духовные компоненты жизни — в живую реальность сознания, ценностей и Бога — разрушается под беспощадными атаками научного материализма. С одной стороны, мы приветствуем блага, которые дает наука, предполагающая материалистическое мировоззрение. С другой стороны, это господствующее мировоззрение не может удовлетворить наши интуитивные догадки о смысле жизни»17.
16. Госвами А. Самосознающая вселенная. Как сознание создает материальный мир / пер. с англ. М., 2008.

17. Там же. С. 20.
35 В жизни цивилизованного мира в последние века духовное проявляется как нечто не важное, второстепенное. Как писал американский романист Дж.Ф. Купер, «нетрудно заметить, что люди всегда склонны сначала заботиться о своих телесных нуждах и лишь потом вспоминают, что надо бы позаботиться и о душе»18. Хотя известно, что на планете проживают люди, имеющие лишь минимально достаточный материальный достаток, вполне удовлетворенные своей жизнью благодаря духовному. Духовный уровень, потенциал этих людей весьма высок. Богатые духовно, они довольствуются лишь необходимым для жизни минимумом материального.
18. Купер Дж.Ф. Пионеры, или у истоков Саскуиханны. М., 2007.
36 Духовность – основной критерий цивилизованности общества. Операционным, функциональным средством и необходимым критерием для оценки восстановления и обеспечения поддержания положительного, имеющего потенциал поступательного развития, баланса духовных и материальных ценностей в обществе служит учет нравственного измерения в каждом решении, как духовном, так и материальном.
37 Духовные факторы должны стать цивилизационными ориентирами и практическими критериями оценки повседневного поведения человека, любых публично значимых действий, в том числе политических и правовых, распространяющихся на все отрасли и сферы жизни и развития общества – экономику, здравоохранение, культуру, науку и др. Нравственность является не только «силой, организующей процесс добывания духовной пищи», что справедливо применяется к жизни человека, общества, государства и мирового сообщества, но и эффективным средством измерения духовности.
38 Очевидно, что говоря о духовном как факторе общественного развития, можно и важно видеть в нем и роль религии, значение ее норм в системе социо-нормативных регуляторов, так и чисто «светское» содержание данного феномена. Признавая потенциал православной церкви, православной религии в деле духовного воспитания и возрождения в России, важно видеть большой смысл в сотрудничестве государства и Русской православной церкви. О таком сотрудничестве в исследуемом контексте можно говорить на двух примерах, в частности. Первый касается слов Государственного гимна РФ как государственного символа, правовой статус которого регулируются Законом высокого уровня – Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 г № 3-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации»19:
19. СЗ РФ. 2000. № 52 (ч. I), ст. 5022.
39 От южных морей до полярного края
40 Раскинулись наши леса и поля.
41 Одна ты на свете! Одна ты такая –
42 Хранимая Богом родная земля!
43 О духовном потенциале Российского государства свидетельствует и то, что в системе государственных наград высшим орденом Российской Федерации является орден Святого апостола Андрея Первозванного20. Наличие такого ордена в государстве и его правовой статус можно оценивать как существенный символ духовности России.
20. Апостол Андрей – один из >>>> , учеников >>>> ; первым, согласно Евангелию от Иоанна, был призван Иисусом Христом, поэтому назван Первозванным. По преданию, был распят в >>>> около 67 г. Андреевский крест изображен на флаге ВМФ России. В православной церкви апостол Андрей Первозванный занимает особенное место, он считается покровителем Руси.
44 В этом же контексте, а также в аспекте исследования духовной функции современного государства важно обратить внимание и подчеркнуть научное значение выделения в «Программе фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013 - 2020 годы», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 3 декабря 2012 г. № 2237-р21, следующих направлений фундаментальных исследований: Философия в социально-культурном и духовном пространстве России (№ 175); цивилизационные перемены в современной России: духовные процессы, ценности, идеалы (№ 185).
21. СЗ РФ. 2012. № 50 (ч. 6), ст. 7089.
45 При этом основные ожидаемые результаты в рамках направления № 175 в соответствии с Программой предполагается получить в широком круге научных дисциплин, включая: эпистемологию, онтологию, логику, философию науки, философию междисциплинарных проблем научно-технического развития; социальную философию, философию политики, историю политической философии, философию культуры; аксиологию, социокультурные изменения идеологических процессов, философскую антропологию, этику, эстетику, философию религии; русскую философию, классическую и современную западную философию, восточные философии, философию античности и средневековья; комплексные исследования человека, гуманитарную экспертизу и биоэтику и др.
46 Широкий спектр научных дисциплин, образующих духовное пространство России, закономерно расширяет потенциал духовного и применительно к жизни человека и общества.
47 Основные результаты фундаментальных исследований духовных процессов, ценностей, идеалов в контексте цивилизационных перемен в современной России ожидаются в таких направлениях, как «исторические формы и современные способы функционирования отечественной социокультурной системы; построение моделей формирования, функционирования и трансформации этносоциокультурных комплексов в южном полиэтничном макрорегионе; выработка методологии и методики исследования культурных универсалий в литературном тексте».
48 Очевидно, что «духовные процессы, ценности, идеалы» в духовном пространстве России находят соответствующее отражение и в праве. Духовность в выделяемом нами аспекте определяет цивилизационный уровень состояния общества и, что, соответственно, крайне важно, - качество общественных отношений, регулируемых правом, на что иногда обращается внимание и в общей теории права. Характеризуя начала, на которых основываются принципы правоустановительной деятельности, акад. РАН В.С. Нерсесянц утверждал, что содержание, характер, цели и результаты правоустановительной деятельности определяются большим и сложным комплексом объективных и субъективных материальных и духовных факторов22. Добавим, что большой и сложный комплекс духовных факторов равным образом влияет и на все стороны деятельности исполнительной и судебной власти и главы государства. Само правосознание как важнейшая категория права, во многом определяющая содержание деятельности ее субъектов как субъектов права, суть духовная категория.
22. См.: Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: учеб. М., 2002. С. 419.
49 Соответственно, проблема правосознания не только государственных работников, но и в обществе в целом, в т.ч. как элемент духовного состояния в обществе, ̶ одна из забот государства. Ее можно и следует оценивать как высоко значимое и приоритетное направление деятельности в виде главной, основной и постоянной духовной функции государства.
50

Сущность и механизм осуществления духовной функции государства и ООН

51 Хорошо, когда духовное состояние общества определяется и направляется достойными, привлекательными для большинства идеалами, национальной идеей, служащими ресурсами развития. Так, во время Великой отечественной войны большинство общества было сплочено идеей противостояния врагу, борьбы с ним любыми доступными средствами, изгнанием с пределов страны. На современном этапе жизни общества, в условиях вновь необоснованного и несправедливого преследования России со стороны Запада, в частности посредством наложения надуманных «санкций», противостояние этой агрессивной войне также консолидировало российское общество. Мы видим, что несправедливость по отношению к государству, проявляемая извне, к работникам со стороны работодателей, к людям со стороны властей и других членов общества, служит фактором нарушения духовного комфорта и отражается в целом на духовном состоянии общества.
52 Для духовного возрождения, культивирования и упрочения здорового, оптимистичного духовного состояния современного общества также нужны идеалы жизни и развития, может быть, объединенные национальной идеей.
53 В любом случае, поскольку духовное состояние во многом определяется уровнем нравственности в обществе, в основе содержания духовной функции государства должна быть идея нравственного образа жизни. Эта идея должна распространяться как на профессиональную сферу деятельности на всех уровнях жизни общества и функционирования государства, так и в обычной повседневной жизни. Так как «рыба гниет с головы», обеспечение нравственного образа жизни прежде всего актуально на руководящем уровне государственной власти, муниципалитетов, корпораций.
54 В этом контексте в рамках содержания духовной функции государства разрабатывается и предлагается обществу привлекательная для него модель поведения, разумная в своей основе и поэтому привлекательная для всех членов общества и обязательная на уровне принятий решений. В эту модель и должна быть вписана, вмонтирована основная идея, объединяющая российскую нацию. Для достижения национальной идеи государством предусматривается комплекс мер и мероприятия, включая ориентирование на нее государственной политики, ее включение в содержание функций государства, разработку и осуществление просвещенческой деятельности в сотрудничестве с общественными структурами. Таким образом, модель поведения и «идея» становятся компонентами государственной политики в различной сфере – социальной, экологической, экономической, духовной. Организационно-правовой формой, аккумулирующей такую модель жизни общества, может быть концепция устойчивого развития.
55 Усовершенствованная за счет духовного компонента концепция устойчивого развития послужит мировому сообществу методологической и нормативно-правовой основой поступательного цивилизованного духовного и материального развития общества и государства, укрепления миропорядка. В частности, обновленная концепция станет основой отражения моральных принципов как в международном, так и в национальном праве.
56 Представляется особенно важным то, что в концепции устойчивого духовного развития предлагается не только методология, но и инструментарий принятия решений, в том числе нормативно-правовых, обеспечивающих правопорядок, качество которого будет выражать и идеалы добра, справедливости, человеческого достоинства.
57 Вопрос о характере и сущности современного этапа цивилизационного развития человечества в целом, в том числе применительно к сфере взаимодействия с природой, имеет, соответственно, ключевое значение. Именно это обстоятельство предопределяет острую и первоочередную потребность пересмотра некоторых принципов развития современной цивилизации. Уточним – существенных, жизнеобеспечивающих принципов. Уместно подчеркнуть, что в 1980-е годы концепция устойчивого развития была разработана под эгидой ООН в контексте решения глобальных экологических проблем и выражена в документах, принятых на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (1992), в частности в Декларации по окружающей среде и развитию23.
23. См.: Действующее международное право. Т. 3. М., 1997. С. 687 - 692; Международное публичное право: сб. док. Т. 2. М., 1996. С. 135–138; URL: >>>>
58 «Человечество переживает решающий момент своей истории» – именно в экологическом контексте сформулирован этот, один из главных выводов Конференции ООН по окружающей среде и развитию. Еще более категорично и определенно заявление М. Стронга, генерального секретаря этой Конференции, сделанное им в свете оценки самой Конференции и принятых на ней документов: «Или будет спасен весь мир, или погибнет вся цивилизация». После Конференции экологическая ситуация в мире продолжает лишь ухудшаться, обостряться.
59 В контексте вопроса о признании экологического кризиса, с одной стороны, сложностей, связанных с реализацией концепции устойчивого развития – с другой, важно обратить особое внимание на отношение к экологической сфере в иерархии проблем, определяемых в свете современных угроз международной безопасности и глобальных тенденций развития человечества.
60 Для разработки мер по повышению эффективности деятельности ООН в 2002 г. Генеральным секретарем ООН была создана Группа высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам. По убеждению Группы, существует шесть блоков угроз, которыми мир должен заниматься сейчас и в предстоящие десятилетия:
  • экономические и социальные угрозы, включая нищету, инфекционные болезни и экологическую деградацию;
  • межгосударственные конфликты;
  • внутренние конфликты, включая гражданскую войну, геноцид и другие массовые зверства;
  • ядерное, радиологическое, химическое и биологическое оружие;
  • терроризм (включая и экологический терроризм);
  • транснациональная организованная преступность24.
24. См.: UN Doc. A/59/565. 2 дек. 2004 г. Последующие меры по итогам Саммита тысячелетия.
61 В подготовленном Группой Докладе «Более безопасный мир: наша общая ответственность» указывается на то, что «любое событие или процесс, которые ведут к массовой гибели людей или уменьшению шансов на выживание и ослабляют государства как базовые элементы международной системы, представляют собой угрозу международной безопасности». То, что Группой высокого уровня, созданной и работавшей в системе ООН, экологические угрозы, как «уменьшающие шансы на выживание», не выделены отдельным и самостоятельным блоком угроз, необъяснимо и необоснованно.
62 В исследуемом контексте важно особенно подчеркнуть, что принятая мировым сообществом концепция устойчивого развития страдает существенным дефектом – она ограничена материальными аспектами развития25.
25. В экологическом аспекте ее суть выражена в принципе 4 Декларации: для того, чтобы добиться устойчивого развития, охрана окружающей среды должна стать неотъемлемой частью процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него.
63 В этой связи особо обратим внимание на игнорирование значения и учета духовных факторов развития как Международной комиссией по окружающей среде и развитию, в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию, так и в докладе Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам, созданной ООН. Принципиально важно подчеркнуть то, что каждый из выделенных Группой высокого уровня видов угроз имеет прежде всего духовные корни.
64 Подчеркнем также, что учет в развитии общества материальной составляющей является важным условием его устойчивого развития. Но учета лишь этого фактора для устойчивости развития человечества крайне недостаточно. В мудром видении советским грузинским классиком Ч. Амирэджиби жизни как «процесса добывания духовной и материальной пищи, а нравственность – сила, организующая этот процесс» очевиден системный подход, чего применительно к развитию общества недоставало в документах по устойчивому развитию.
65 Эта принципиальная позиция, отнесенная к жизни человека, лежит и в фундаменте цивилизационного развития всего человечества. Для устойчивости развития в качестве его критерия требуется создать и использовать механизм адекватного учета не только материального, но и духовного. Соответственно, чтобы развитие было устойчивым и эффективным, важен системный подход к определению его содержания, к формированию и использованию механизмов регулирования.
66 Само понятие «развитие», на которое была ориентирована Международная комиссия по окружающей среде и развитию, не сводится лишь к удовлетворению материальных потребностей. Более того, развитие не связано лишь с удовлетворением потребностей. Развитие - это и форма бытия, к примеру, человека. Человек, как и общество, в своем бытии всегда находится в состоянии развития.
67 Рассматривая развитие не только как экономическую или социальную деятельность, ориентированную на удовлетворение соответствующих потребностей, но и как форму бытия, методологически важно обратить внимание на то, что фундамент такого развития-бытия лежит на двух опорах – материальной и духовной. Это две принципиальные стороны и формы бытия-развития, лежащие в фундаменте цивилизации, всего цивилизационного развития человечества и человека.
68 Включение духовного в механизм развития является не только мощнейшим фактором определения перспектив в поступательном цивилизационном и цивилизованном развитии человека и общества. Если цивилизацию26 рассматривать как устроение общества, основанное на достижениях культуры, присущих определенному историческому этапу его существования, при этом культура является фундаментом, на котором зиждется материальное и духовное развитие мирового сообщества, нации, социальных групп общества, отдельного человека, то духовность, имеющая в своей основе нравственность, может служить почти универсальным критерием оценки (с точки зрения добра и зла) почти всех макро- и микро событий общественной и личной жизни, оценки цивилизованности государств, уровня цивилизации в целом. В наши дни этот вопрос приобрел особую остроту. Ряд государств, называющих себя цивилизованными, представляющих себя миру учителями демократии, облачающихся в мантию судей мира, ради достижения своих бездуховных по содержанию и разрушительных (для устойчивого и благополучного развития) по форме целей не только свою политику основывают на заведомо лживой информации, но и распространяют ее по всей планете. Проявлением духовного кризиса и его усугублением является то, что двойные и тройные стандарты поведения в межгосударственной сфере, безнравственность, ложь и лицемерие стали важными средствами ведения войны, в частности информационной, политическими лидерами этих «цивилизованных» государств.
26. Член-корр. РАН Е.А. Лукашева отмечает существенный разброс мнений относительно компонентов, составляющих цивилизационную систему. По ее мнению, представители различных отраслей науки могут избирать метод исследования и определения признаков цивилизации в соответствии с природой изучаемых явлений. Для правоведения таким методом является нормативно-ценностное измерение (см.: Лукашева Е.А. Человек, право, цивилизация: нормативно-ценностное измерение. М., 2009. С. 6, 7).
69 Духовность, нравственность – это мощнейшие ресурсы устойчивого развития человека, нации, мирового сообщества. Духовность, нравственность – и основополагающие, главные критерии цивилизованности этого развития.
70 Заметим, что духовная функция исследуется в статье применительно к потребностям Российского государства. Важно, что применение в этих целях концепции устойчивого развития возможно и в отдельном государстве. Но с учетом духовного упадка всего человечества эту проблему наиболее целесообразно решать глобально, согласовав и скоординировав усилия государств. Для глобального масштаба важно хотя бы привлечь к ней внимание мирового сообщества.
71 Осознание роли и значения духовного начала в жизни человека и общества как фактора их устойчивого развития требует таких же по форме интеллектуальных усилий мирового сообщества, как и те, которые были проявлены для решения проблем устойчивого материального развития в 1980-е годы. Соответствующая инициатива может исходить от Генерального Секретаря ООН как наиболее высокого авторитетного представителя человечества. Как и в те годы, целесообразно создание новой Международной комиссии по духовному развитию человека и человечества. В нее войдут духовные авторитеты, представляющие континенты Земли. Так как духовность человека является фактором, производным от духовности вселенской природы, работу такой комиссии можно рассматривать продолжением миссии Международной комиссии по окружающей среде и развитию. В силу того, что духовность человека и общества является условием и предпосылкой устойчивости рационального природопользования и социально-экономического развития, в новой концепции устойчивого развития будут сформулированы соответствующие начала. Очевидно, что работа по подготовке документов по устойчивому духовному развитию потребует внесения корректив в документы, принятые на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, и документы по устойчивому развитию, принятые позднее.
72 Особенно важно, чтобы такие работы велись на системной основе, включая учет всех относящихся к этому направлению факторов, в условиях мировой реальности, в первую очередь наличия кризисов и связанных с ними соответствующих рисков для человека и общества. Пока же риски в развитии, связанные с духовным кризисом, игнорируются27.
27. На «саммите-8», проходившем в 2009 г. в Лондоне по поводу финансово-экономического кризиса, ряд лидеров в качестве его причин называли безнравственность экономики. В последовавшие годы предпринимались разнообразные усилия по преодолению этого кризиса, но о безнравственности мировой экономики уже не говорилось. Но этот существенный фактор – одна из реальных причин финансово-экономических потрясений мира.
73 По аналогии с предшествующим опытом деятельности ООН научные выводы Международной комиссии по духовному развитию целесообразно трансформировать в соответствующие принципы, консолидированно выраженные в Декларации принципов по духовному развитию. Как источник международного права Декларация создаст нормативную основу регулирования духовного поведения человека, общества, государства, межгосударственных образований.
74 Одно из важнейших направлений работы Международной комиссии по духовному развитию – разработка Программы действий международного сообщества, государств, отдельных институтов государства и общества по духовному возрождению. В программе формулируются конкретные задачи и сферы ответственности названных субъектов по духовному возрождению на соответствующем уровне; определяются мероприятия в данной сфере; сроки их проведения; механизмы обеспечения и др.
75 С учетом роли и влияния сознания человека как духовного фактора28 не только на качество своей жизни, на состояние собственного здоровья, но и на окружающий материальный и духовный мир важное место в Программе действий по духовному возрождению должна занимать культура мышления человека. Каждый должен осознавать, что добрая мысль, выражаемая, в том числе, в словах и реализуемая в поступках человека, облагораживает, оздоровляет как человека, так и среду его обитания. Злое же – угнетает то и другое, имеет негативные последствия, в том числе и долговременные.
28. Большое значение в этом отношении имеет понимание сознания как основы вселенского бытия, в котором сознание является трансцендентальным фактором в квантовой теории (подробнее об этом см.: Госвами А. Указ. соч.).
76 В этой связи особо хочу подчеркнуть необходимость отражения в концепции устойчивого духовного развития, а по возможности и в Декларации принципов по духовному развитию, потребностей учета духовных интересов будущих поколений и их защиты по аналогии с принятой Декларацией по окружающей среде и развитию. Согласно принципу 3 этой Декларации право на развитие должно соблюдаться таким образом, чтобы адекватно удовлетворялись потребности нынешнего и будущих поколений в областях развития и окружающей среды.
77 Мораль, нравственность, духовность как универсальный ресурс бытия и развития человека, общества и государства29 имеет значение применительно ко всем сферам, частной и публичной, ̶ политической, правовой, социальной, экономической, экологической, культурной жизни.
29. В контексте видения роли государства на путях духовного обновления И.А. Ильин определяет государство как органическое единение живых людей, одаренных честью, совестью и правосознанием (см.: Ильин И.А. Путь духовного обновления. М., 2006. С. 383).
78 Развитие человека, общества, мирового сообщества не может быть устойчивым без духовного возрождения человека. Что крайне важно, включение духовного компонента в концепцию устойчивого развития придаст развитию всей цивилизации управляемый характер.
79 Будущее человека и человечества зависит от настоящего. Соответственно дело – за волей каждого человека, как и тех, кому мы вверяем право принимать решения, касающиеся развития.
80 Устойчивое развитие – это развитие, осуществляемое в гармоничном процессе получения духовных и материальных ресурсов жизни человека, удовлетворения оптимальных духовных и материальных потребностей настоящих поколений, в котором духовные критерии лежат в основе социально-экономических и иных проектов, в том числе правовых и политических, учитывающих интересы и будущих поколений. Устойчивым может быть лишь развитие, прежде всего основанное на духовных началах. Базирующееся на духовных началах развитие будет не только устойчивым, но и гармоничным, что крайне важно с точки зрения цивилизованности развития.
81 Как видим, вопрос совершенствования подходов к развитию человека, общества и всего человечества обусловлен не только логикой жизни и благоразумного ее восприятия в системе ресурсов, но и отсутствием альтернативы ему. Если современной техногенной цивилизацией порождены многочисленные глобальные проблемы, поставившие под угрозу само существование человечества, этот тип цивилизации должен быть заменен. Осознание данного жизненно важного обстоятельства диктует национальным обществам, государствам и мировому сообществу потребность к целенаправленному действию. Очевидно, что государство не может оставаться безучастным к этой ситуации. Прежде всего эта ситуация означает для современного государства, что с его функциями что-то не так.
82 Об альтернативах техногенной цивилизации, техногенно-потребительской цивилизации, цивилизации суперпотребления говорится не только в доктрине, философии, но и в праве. Так, согласно ст. 1 Закона КНР «Об охране окружающей среды»30 цель данного Закона – охрана и улучшение окружающей среды, профилактика загрязнения и других общественных опасностей, обеспечение здоровья человека, способствование строительству экологической цивилизации, содействие устойчивому социальному и экономическому развитию.
30. См.: Народное правительство КНР [сайт]. URL: >>>> (дата обращения: 08.10.2018).
83 В ряде своих работ о новой парадигме цивилизационного развития пишет физик Ф. Капра в контексте постепенно сдающей свои позиции парадигмы, доминировавшей в нашей культуре на протяжении нескольких столетий31. За это время она сформировала наше нынешнее западное общество и оказала значительное влияние на остальной мир. Эта парадигма включает в себя определенный ряд идей и ценностей, среди которых – взгляд на Вселенную как на механическую систему, составленную из элементарных «строительных кирпичиков»32; взгляд на человеческое тело как на машину; представление о жизни как о конкурентной борьбе за существование; вера в неограниченный материальный прогресс, осуществляемый и форме экономического и технологического развития.
31. См.: Капра Ф. Паутина жизни. Новое научное понимание живых систем / пер. с англ., под ред. В.Г. Трилиса. Киев; М., 2003. URL: >>>> Его же. Дао физики: Общие корни современной физики и восточного мистицизма. М., 2008. С. 383 - 395.

32. Материальной основой этой парадигмы была позиция, что элементарными «строительными кирпичиками» Вселенной как механической системы была материя. Квантовая физика опровергает этот взгляд. Об этом, в частности, свидетельствует написанная в контексте квантовой теории физиком-теоретиком, проф. А. Госвами монография (см.: Госвами А. Указ. соч.). В соответствии с выраженной в названии книги концепцией если сознание как духовный фактор развития создает материальный мир (материю), то элементарным «строительным кирпичиком» Вселенной является духовная энергия (см. подр.: Бринчук М.М. Законы природы и общества: в 2 ч. Ч. 1. М., 2015. Гл. 7. Квантовая физика ведет к Богу. С. 343–538).
84 Как утверждает Ф. Капра, такой пересмотр парадигм уже идет. Новая, рождающаяся на наших глазах парадигма может быть описана различными способами. Ее можно назвать холистическим мировоззрением — видением мира как единого целого, а не набора отдельных частей. Ее можно назвать также экологическим мировоззрением, и я предпочитаю именно это название. Слово экологический я использую здесь в гораздо более широком и глубоком смысле, чем обычно. Экологическая осведомленность в этом расширенном смысле означает признание фундаментальной взаимозависимости всех явлений и вложенности всех индивидов и обществ в циклический процесс Природы. Это глубокое экологическое осознание происходит сейчас не только в научных кругах, но и в других самых разных сферах нашего общества.
85 Экологическую парадигму поддерживает современная наука, но корни ее уходят значительно глубже, в осознание единственности всякой жизни, взаимозависимости всех ее проявлений, ее циклов перемен и трансформаций. В конечном счете это глубокое экологическое осознание есть осознание духовное. Если человеческий дух понимается как состояние сознания, в котором индивид ощущает свою связь с Космосом как целостность, то очевидно, что экологическое осознание духовно в своей глубочайшей сущности; и тогда не вызывает удивления тот факт, что новое видение реальности оказалось в полном согласии с видением духовных традиций.
86 И теперь я могу отчетливо определить более широкий контекст «Дао физики». Новая физика есть неотъемлемая часть нового мировоззрения, формирующегося сейчас во всех отраслях наук и в обществе. Новое же мировоззрение есть мировоззрение экологическое, в своем итоге опирающееся на духовное осознание. Поэтому вполне естественно, что новая парадигма не только в физике, но и во всех других науках согласуется с многими идеями духовных традиций33.
33. См.: Капра Ф. Дао физики: Общие корни современной физики и восточного мистицизма. С. 383, 384.
87 Российские философы пишут о современности как времени великого размежевания: от техногенно-потребительской — к духовно-экологической цивилизации34. Ученые с основанием утверждают, что «спасением от грозящей нам экологической катастрофы и геополитического безумия может и должен стать переход к духовно-экологической, или ноосферной цивилизации»35. По их убеждению, суть духовно-экологической, или ноосферной цивилизации «состоит в том, что научно-технический прогресс, производство материальных товаров и услуг, политические и финансово-экономические интересы должны быть не целью, а всего лишь средством гармонизации отношений между обществом и природой, подспорьем для утверждения высших идеалов человеческого существования: бесконечного познания, всестороннего творческого развития и нравственного совершенствования»36.
34. Как видим, им принадлежит существенная роль в формировании философских основ новой цивилизации (см.: Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Указ. соч.; Их же. Духовно-экологическая цивилизация: устои и перспективы. 2-е изд., испр. Барнаул, 2010; URL: >>>> (дата обращения: 26.05.2012).

35. Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Духовно-экологическая цивилизация: устои и перспективы. С. 18.

36. Там же. С. 19.
88 Основываясь на глубоко философски справедливой и имеющей огромный потенциал с точки зрения поступательного цивилизационного развития общества нормы ст. 9 Конституции РФ о природе как основе жизни и деятельности народов, уважаемый читатель вместе с автором статьи вполне согласится с тем, что научно-технический прогресс, производство материальных товаров и услуг, политические и финансово-экономические интересы должны быть не целью, а всего лишь средством гармонизации отношений между обществом и природой.
89 Научные эколого-правовые основы духовно-экологической цивилизации, не имеющей альтернативы с точки зрения возможностей выживания человечества и возврата на пути устойчивого духовного и материального цивилизационного развития, формируются в ряде работ автора37. Существенным ресурсом перехода на этот путь может стать духовная функция государства.
37. См., в част.: Бринчук М.М. Принципы экологического права. М., 2013; Его же. Законы природы и общества; Его же. Конституция и экологическое право. [Электронный ресурс]. М., 2019; Его же. Экологическое право в правовой системе // Труды ИГП РАН. Актуальные проблемы государства и права. 2009. № 3. С. 131 - 155; Его же. Вселенная – универсальная естественная экосистема: эколого-правовой контекст // Труды ИГП РАН. Актуальные проблемы государства и права. 2010. № 3. С. 72 - 99; Его же. Методология модернизации экономики, иных общественных сфер и экологического права: теория и практика // Труды ИГП РАН. Актуальные проблемы государства и права. 2012. № 3. С. 88 - 118; Его же. Концепция устойчивого развития как методологическая основа цивилизационного развития // Государство и право. 2014. № 10. С. 15–24.
90

* * *

91 Содержащиеся в статье суждения о глобальном подходе и механизме обеспечения учета духовного фактора в концепции развития под эгидой ООН могут быть инициативно и самостоятельно осуществлены на национальном уровне. Они могут быть успешно реализованы посредством организованной государством разработки научной концепции духовного развития (возрождения) нации и ее последующего нормативно-правового оформления федеральным законом или как минимум Указом Президента РФ38 в рамках осуществления духовной функции государства.
38. По аналогии с Указом Президента РФ от 01.04.1996 г. № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» // СЗ РФ. 1996. № 15, ст. 1572.

Библиография

1. Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства. Т. 1. М., 1994. С. 485, 486.

2. Бринчук М.М. Вселенная – универсальная естественная экосистема: эколого-правовой контекст // Труды ИГП РАН. Актуальные проблемы государства и права. 2010. № 3. С. 72–99.

3. Бринчук М.М. Законы природы и общества: в 2 ч. Ч. 1. М., 2015. Гл. 7. Квантовая физика ведет к Богу. С. 343–538.

4. Бринчук М.М. Конституция и экологическое право. [Электронный ресурс]. М., 2019.

5. Бринчук М.М. Концепция устойчивого развития как методологическая основа цивилизационного развития // Государство и право. 2014. № 10. С. 15–24.

6. Бринчук М.М. Методология модернизации экономики, иных общественных сфер и экологического права: теория и практика // Труды ИГП РАН. Актуальные проблемы государства и права. 2012. № 3. С. 88–118.

7. Бринчук М.М. Принципы экологического права. М., 2013.

8. Бринчук М.М. Экологическое право в правовой системе // Труды ИГП РАН. Актуальные проблемы государства и права. 2009. № 3. С. 131–155.

9. Госвами А. Самосознающая вселенная. Как сознание создает материальный мир / пер. с англ. М., 2008. С. 20.

10. Григорьева Т.П. Дао и Логос. Встреча культур. М., 1992. С. 4.

11. Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С., Рейф И.Е. Перед главным вызовом цивилизации. Взгляд из России. М., 2005.

12. Действующее международное право. Т. 3. М., 1997. С. 687–692.

13. Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Духовно-экологическая цивилизация: устои и перспективы. 2-е изд., испр. Барнаул, 2010. С. 18, 19.

14. Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Скрижали метаистории: творцы и ступени духовно-экологической цивилизации. Барнаул, 2006. С. 615.

15. Ильин И.А. Путь духовного обновления. М., 2006. С. 383.

16. Капра Ф. Дао физики: Общие корни современной физики и восточного мистицизма. М., 2008. С. 383 - 395.

17. Капра Ф. Паутина жизни. Новое научное понимание живых систем / пер. с англ., под ред. В.Г. Трилиса. Киев; М., 2003. URL: http://svitk.ru/004_book_book/15b/3266_kapra-pautina_jizni.php

18. Капра Ф. Поворотный пункт: наука, общество и зарождающаяся культура / пер. с англ. ИЭФБ, 2009. С. 10, 14. URL: http://biospace.nw.ru/books/capra (дата обращения: 09.02.2012).

19. Купер Дж.Ф. Пионеры, или у истоков Саскуиханны. М., 2007.

20. Лесков Л.В. Чего не делать? Футуросинергетика России. М., 1998.

21. Лукашева Е.А. Человек, право, цивилизация: нормативно-ценностное измерение. М., 2009. С. 6, 7.

22. Мальцев Г.В. Социальные основания права. М., 2007. С. 76.

23. Международное публичное право: сб. док. Т. 2. М., 1996. С. 135–138.

24. Моисеев Н.Н. Быть или не быть … человечеству? М., 1999.

25. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь Разума. М., 1998.

26. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: учеб. М., 2002. С. 419.

27. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. М., 2003.

28. Рерих Н.К. Держава света. Священный дозор. Рига, 1992. С. 232.

29. Россия в глобализирующемся мире: мировоззренческие и социокультурные аспекты / отв. ред. В.С. Степин. М., 2007.

30. Стёпин В.С. Теоретическое знание. М., 1999. С. 682, 692.

31. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990. С. 10.

32. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992. С. 23.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести