Нарративы народного православия
Нарративы народного православия
Аннотация
Код статьи
S0236-20070000616-8-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Номер
Страницы
125-142
Аннотация
Поставлена проблема неоднородности, субэтничности русского православия. Исследование основывается на полевых материалах рубежа XX-XXI веков, собранных на территории Воронежского Прихоперья; сравниваются верования жителей моноконфессиональных и поликонфессиональных населенных пунктов. Народное православие рассматривается как динамическое целое, состоящее из ядра и периферии и характеризующееся следующими особенностями: синкретизм (христианства, магии и язычества) ядра и диалогизм периферии народных верований; фольклорно-образный, конкретно-действенный характер веры, толерантность и милосердие как главный канон народной религиозности. Подробно описаны такие обряды, как колядовать, рождествить, жечь пурынь, содержащие в себе как языческие, так и православные семантические признаки, а также отношение церкви и крестьян к народным целителям. В работе подчеркивается, что открытость народной культуры обусловлена как ее синкретизмом, так и диалогичностью.
Ключевые слова
НАРОДНОЕ ПРАВОСЛАВИЕ, СУБЭТНИЧНОСТЬ, СИНКРЕТИЗМ И ДИАЛОГИЗМ, ТОЛЕРАНТНОСТЬ И МИЛОСЕРДИЕ
Классификатор
Дата публикации
01.08.2015
Всего подписок
1
Всего просмотров
1100
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Белова О.В. Народное православие Полесья // Живая старина. 1994. № 3. С. 46.
  2. Воронежская молвь: Материалы для тематических словарей Воронежского края. Борисоглебск, 2008.
  3. Гинзбург К. Сыр и черви. Картина мира одного мельника, жившего в XVI в. М.: РОССПЭН, 2000.
  4. Доддс Э.Р. Язычник и христианин в смутное время. Некоторые аспекты религиозных практик в период от Марка Аврелия до Константина. СПб., 2003.
  5. Зеленин Д.К.Народный обычай "греть покойников" // Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 1901-1913. М.: Индрик, 1994.
  6. Климова С.М., Молостова Е.С. Социологическое изучение религии и атеизация населения, 1960-1970-е годы // Социологический журнал. 2013. № 3.
  7. Лебедев С.Д., Благоевич М. Институциональная и личностная идентификация православия в России и Сербии // Человек. 2014. № 3.
  8. Лотман Ю.М. Избранные статьи в 3-х томах. Статьи по семиотике и типологии культуры. Т. I. Таллин: Александрия, 1992.
  9. Мень А.В. Таинство, слово и образ. Богослужение восточной церкви. Л.: Ферро-Логос, 1991. С. 39.
  10. Пахомов Д. Село Третьяки Новохопёрского уезда. Записки сельского священника. Воронеж, 2005.
  11. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. М.: Лабиринт, 2000.
  12. Толстой Н.И. Язык и культура // Толстой Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М.: Индрик, 1995.
  13. Трубачев О.Н. В поисках единства. М.: Наука, 1997.
  14. Филатова В.Ф. Обряд и обрядовая лексика в этнолингвосемиотическом аспекте (на материале говоров восточной части Воронежской области): Автореф. дис.. канд. филол. наук. Воронеж, 1995.
  15. Филатова В.Ф. Семиотика магии. Лексика, структура и семантика воронежских магических обрядов. Lambert Academic Publishing, 2012.
  16. Хачатурян В.М. Процессы архаизации в современной России // Человек. 2014. № 2.
  17. Черенкова А.Д.Воронежские диалектные тексты как источник для изучения русского национального языка, истории и культуры народа: Учебное пособие. Воронеж, 2009.
  18. Чичеров В.И. Зимний период русского земледельческого календаря XVI-XIX веков. Очерки по истории народных верований. М.: Изд-во АН СССР, 1957.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести