On the cultural-symbolic nature of sports: politico-philosophical aspect Irina I. Myurberg
Table of contents
Share
QR
Metrics
On the cultural-symbolic nature of sports: politico-philosophical aspect Irina I. Myurberg
Annotation
PII
S023620070025534-4-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Irina Myrberg 
Occupation: leading research fellow
Affiliation: Institute of Philosophy RAS
Address: 12/1 Goncharnaya Str., Moscow 109240, Russian Federation
Pages
90-94
Abstract

The purpose of the study is to revise sports as a phenomenon of European culture, placed in the context of modern socio-political pictures of the world. The relevance and novelty of the goal is ensured by phenomenological approach to the subject of research, supplemented with the historical analysis of the main tasks - those associated with the purpose of revealing cultural and symbolic content of such a concept as “competitive sports”. The research is centered on the task of situating modern approaches with those which associate the phenomenon of sports within F. Nietzsche’s philosophical message. Philosophically topical here are cultural and symbolic meanings (those manifesting themselves in “big-time sports”) surviving as political and normative hallmarks; they empower theory to search for interdisciplinary continuity between the analysis of the socio-political evolution of the changing European world and studies dealing with durable cultural and symbolic meanings.

Keywords
sports, competition, cultural-symbolic meanings, phenomenological approach, political morality, historical narrative, world picture, political philosophy, antiquity, modernity
Received
30.05.2023
Date of publication
30.05.2023
Number of purchasers
14
Views
301
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
1 При помощи культуры история связывает между собой столь непохожие сферы жизни, как спорт и политика. Представим себе общество в виде большого мозаичного панно, где каждая частичка — вид человеческой деятельности. Частички соединяются в кластеры, образуя категории: строительство, образование, медицина и т.д. Лишь один кластер состоит только из спорта и театра. Это все, что осталось от изначально вездесущих практик институциализированного сопереживания «высокого». Речь идет о моральной проблематике, в контексте которой встает в полный рост тема поисков смысла жизни. В исторически переломные моменты особенно отчетливо проявляется роль театра и состязательных видов «большого» спорта как носителей вопросов, придающих жизненный смысл ситуациям, которые иначе могли бы оставаться не более чем игрой. По большому счету общество никогда не перестает нуждаться в «искусствах», напоминая человеку о символической стороне его духовности. Веками процветавшие в Древней Греции спортивные игры были отменены, а позже признаны вновь по морально-политическим причинам. Спортивные игры объективно не могли быть окончательно утраченными для общества. Их ценностно-символический аспект был всегда актуален. Лучше других почувствовал это Ф. Ницше. В статье «Состязание у Гомера» [Ницше, 2009] философ размышлял о традиции античных олимпиад. В этом размышлении содержится отсылка к его концепции сверхчеловека. Неявно присутствующие в этой статье мотивы противостояния между «романтическим» и «практическим» разумом обнаружимы и сегодня как некий опыт: «обязательное противопоставление подлинного — неподлинному, глубокого — поверхностному. Эти две грани неразрывно связаны и воплощаются непосредственно в практике повседневности» [Полякова, 2017: 83]. Такой подход выступает вызовом философии Ницше.
2 В спорте образ сверхчеловека воплощает собой идею сверхмобилизации жизненных сил. Философ же открывает здесь для себя картину не только возвышенно-духовного, но и практического восприятия деятельностных возможностей человека. Философии присуща охота за «мегапонятиями», ей созвучна не только политическая теория Ницше, но и сам он. Размышляя о спорте, Ницше рефлектирует о переустройстве действительности как коллективной сущности. Последняя есть для него источник жизненно важных ценностей. Объявленная Ницше цель «переоценки всех ценностей» упраздняет, делает ненужными многие (в том числе некоторые политико-философские) представления. Мир человеческих ценностей выводится им из воли к власти как «точки отсчета», со времен античности влияющей на картину изменения человека и его морали. Философ пользуется нетипичными для политической мысли понятиями: «благородство» и «доброта». «Даже для добрых стоит благородный поперек дороги; и даже когда они называют его добрым, этим хотят они устранить его с дороги. Новое хочет создать благородный, новую добродетель. Старого хочет добрый, и чтобы старое сохранилось» [Ницше, 1990: 31]. «Благородство» — это умение видеть и выбирать главное в потоке изменений, заключенное в мужественном отказе от веры в онтологическое единство мироздания — веры, при которой «во всем совершающемся и подо всем совершающимся предполагается некая цельность, система, даже организация: так что душа, жаждущая восхищения, благоговения, упивается общим представлением некоторой высшей формы власти и управления» [Ницше, 2005: 34]. Как бы ни относились люди к внутренней изменчивости понятий, сами понятия отнюдь не случайны; они — совместное творение любви, желающей властвовать, и любви, желающей повиноваться. Ницше утверждает: «Человек теряет веру в свою ценность, если через него не действует бесконечно ценное целое… Он создал такое целое, чтобы иметь возможность веровать в свою собственную ценность» [Ницше, 2005: 720]. Именно таким является политическое поведение благородного человека. Только «низы» политической жизни ориентируются исключительно на институты власти. Благородные сообразуются с ценностями.
3 Развитие и преодоление — таковы моральные принципы политической жизни в эпоху, приближающуюся к переходу в иное состояние. Античные спортивные игры рубежа эпох были явлены этому обществу как прообраз важных элементов модели наилучшего общественного устройства — в этой модели усматривали образ носителя высоких целей. Обращаясь к набору символических смыслов Олимпийских игр, Ницше думает о морально-политическом статусе олимпиад и их культурно-символическом наполнении. Смысл олимпиад — служить моделью по-спортивному честной, публичной политической борьбы. Открытость и ясность ее правил уравнивают для участников шансы на победу. Этого — достойных условий соперничества с конкурентами — жаждет и болельщик, и честный политик.
4 В наши дни неугасающий интерес к социально-политической значимости спорта продолжает напоминать о том, что историческим предтечей спортивных встреч было отправление религиозного культа. Спорт уникален тем, что в нем, как в античной мистерии, должно происходить чудо осуществления высоких ожиданий. По крайней мере, именно чуда озарения, преображения самих себя жаждали люди, вовлеченные в это действо. Современный философ назвал бы это действо процедурой превращения неофита в субъект культуры.

References

1. Voronin A.A. Antropologicheskie osnovy sporta: k postanovke voprosa [Antropological foundation of sport: formulating the issue]. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2000. N 4. P. 96–105.

2. Nietzsche F. Volya k vlasti [The Will to Power], transl. from German by E. Herzyk and others. Moscow: Kul'turnaya revolyuciya Publ., 2005.

3. Nietzsche F. Sostyazanie u Gomera [Homer’s Competition], transl. from German by I. I. Myurberg. Voprosy filosofii. 2009. N 5. Р. 47–60.

4. Nietzsche F. Tak govoril Zaratustra [Thus Spoke Zarathustra], transl. from German by Yu.M. Antonovsky, N. Polilov, K.A. Svasyan, V.A. Flerova. Sochineniya v 2-h tt. [Works: in 2 vol.] Vol. 2. Moscow: Mysl' Publ., 1990.

5. Polyakova I.I. Sovremennye koncepcii povsednevnosti, analiz sushchnosti i struktura povsednevnogo bytiya lyudej [Modern concepts of everyday life: analysing essence and structure of existence in everyday life]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya, Sociologiya. Politologiya. 2017. N 37. P. 83–91.

Comments

No posts found

Write a review
Translate