Philosophy of Physical Fitness: From Palestra to Fitness Club
Table of contents
Share
QR
Metrics
Philosophy of Physical Fitness: From Palestra to Fitness Club
Annotation
PII
S023620070025538-8-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Dmitriy Mikhel 
Occupation: Leading Research Fellow, Professor
Affiliation: Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
Address: 82/1 Vernadsky Prosp., Moscow 119571, Russian Federation
Irina Mikhel
Occupation: Senior Research Fellow
Affiliation: Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
Address: 82/1 Vernadsky Prosp., Moscow 119571, Russian Federation
Pages
112-117
Abstract

What philosophy do fitness club visitors adhere to? Since people come to fitness clubs for health, a good figure and longevity, it must be admitted that a philosophy of avoiding death, amortalism, implicitly dominates there. Like the first fitness clubs, it appeared in the 1970s. in the United States, in connection with the rejection of the ideology of militarism and the end of the Vietnam War. The emergence of the fitness industry and the arrival of the “mass visitor” to the clubs made it mass. In the militarized societies of the past, a philosophy of preparation for death, or mortalism, dominated. One of the places of its incarnation was the Greek palaestra. The young men involved in gymnastics were preparing to become warriors and face death on the battlefield. Despite the differences between the philosophy of the palaestra and that of the fitness club, what they have in common is their lack of connection to sport. Common to them is also an internal orientation to victory over oneself.

Keywords
physical fitness, fitness club, palaestra, philosophy, avoidance of death, preparation for death
Received
30.05.2023
Date of publication
30.05.2023
Number of purchasers
14
Views
263
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
1 Возле нашего дома есть фитнес-клуб, и мы посещаем его уже много лет. Двери его открыты с раннего утра до полуночи. Фитнес-клубы — характерная деталь нашего времени. Фитнес-бум начался в 1970-е годы в США, а затем распространился по всему миру. Несмотря на различия в ценах и перечне предоставляемых услуг, все фитнес-клубы устроены одинаково: дверь с вывеской, стойка рецепции, турникет, клубные карты, залы для тренировок, раздевалки, душевые, барная стойка. Сердце каждого клуба — тренировочный зал.
2 Люди приходят в фитнес-клубы, чтобы «накачать мышцы», «сбросить лишний вес», «поправить фигуру». Этим целям служат ряды велосипедов и беговых дорожек, а также тренажеры и сами тренеры. Мотивы, приводящие людей в фитнес-клубы, различны, но все же их можно свести к трем — укрепить здоровье, исправить внешность и быть похожим на ту или модель. Резюмируя упомянутые, идеологи фитнес-движения и его исследователи сводят все к одному мотиву — to fit, то есть «быть в форме» [Smith Maguire, 2008]. Вопрос о том, что значит «быть в форме», у посетителей фитнес-клубов не имеет однозначного ответа, но мы рискнем его дать, сформулировав ту философию, что господствует в тренировочном зале.
3 В исследованиях, которые предпринимают социологи, суть этой философии, как правило, излагается в признаниях посетителей клубов интервьюерам. Не ссылаясь на какое-либо конкретное исследование, попросту перечислим наиболее часто встречающиеся ответы: «прихожу в клуб, чтобы не поломаться на работе», «пока не занимался, чувствовал, что уже начинаю разваливаться», «занимаюсь, чтобы убежать от сердечно-сосудистых заболеваний», «хожу сюда, чтобы подольше пожить», «тренируюсь, чтобы не умереть раньше времени». Далее можно не продолжать. Господствующая здесь философия — это избегание смерти. Современные общества — это общества, стыдящиеся смерти и скрывающие ее. Институтом, скрывшим смерть от людей и помогшим им самим скрыться от смерти, в ХХ веке стала больница. На исходе ХХ столетия еще одним таким институтом стал фитнес-клуб. Это место для избегания смерти, а соответствующая ему философия — амортализм.
4 Анализируя историю фитнеса, несложно заметить, что этот тип физической готовности возник в обстоятельствах зарождения экономики услуг, продолжающейся урбанизации и, что важно, демилитаризации общества. В США, ставших родиной фитнес-движения, его появление было связано с отказом от всеобщей воинской повинности. Нечто подобное фитнес-клубам существовало и раньше. Были и спортивные залы с тренажерами, и разнообразные тренировочные программы, и связанные с ними программы питания. Для появления фитнес-индустрии не хватало лишь отказа общества от милитаристской идеологии. После антивоенных кампаний 1960-х годов и вывода американских войск из Вьетнама идеология милитаризма была отвергнута, ей на смену пришла одержимость жизнью, здоровьем и долголетием, а вместе с этим — фитнес-клубы и философия амортализма.
5 У истоков европейской культуры наблюдается иной тип общества и иной тип физической готовности. Древние греки жили в условиях непрекращающейся войны, но их общество не было тотально милитаризированным. В архаической Греции война была делом аристократии, которая по той же причине была единственной группой, практикующей регулярные физические упражнения. Согласно Гомеру, царь Одиссей был искусен не только на поле битвы, но и на площадке для упражнений, где он лучше всех метал каменный диск. Дерзким феакийским юношам, вызывающим Одиссея мериться силой, он сообщает, что также искусен в беге, кулачном бою, борьбе, стрельбе из лука — во всех занятиях, относящихся к сфере военного дела и полезных мужчине в мирное время.
6 В классической Греции, где на смену власти царей пришла демократия, война стала обязанностью всех свободных мужчин. С появлением народного ополчения возникла и необходимость подготовки мужского населения к нагрузкам, связанным с бегом, метанием стрел и копий и т.п. Каждое поколение мальчиков от семи до восемнадцати лет должно было готовиться к тому, чтобы вступить в ряды ополчения. Его физической готовности уделялось большое внимание, ибо последняя становилась условием выживания общества в целом. Местом для подготовки мужского населения стали палестры — песчаные площадки под открытым небом, обсаженные по краям деревьями. В литературе и вазовой живописи греков остались описания палестр, благодаря чему известно, как там были организованы занятия.
7 По обычаю, заведенному критянами и спартанцами, юноши в палестрах занимались обнаженными. Это укрепляло тело и дух, приучало переносить боль. Палестра не была местом для развлечений, и там не царила праздничная атмосфера, как в фитнес-клубе. Физические упражнения, предназначенные для воинов, были жестоки. В палестрах проливалась кровь и ломались пальцы. Платон в «Государстве», обсуждая вопрос о физическом воспитании стражей, называет последнее «гимнастикой» и отличает его от искусства атлетов, предназначенного для праздничных состязаний. Призванная культивировать «арете» — доблесть воинов, гимнастика была предметом самых влиятельных систем воспитания той эпохи.
8 Технические различия между фитнес-клубом и греческой палестрой значительны, но еще более разнятся те цели, которым служат одно и другое. В фитнес-клуб приходят, чтобы сберечь здоровье и избежать преждевременной смерти, в палестру — чтобы приобрести готовность ко встрече со смертью. Палестра и фитнес-клуб — места для двух разных философий физической готовности — мортализма и амортализма.
9 До сих пор говорилось о различиях палестры и фитнес-клуба. Но есть ли что-нибудь, их объединяющее? Как ни странно, общим для них является отсутствие связи со спортом. Ни в фитнес-клубе, ни в палестре профессиональным атлетам не место. У физического воспитания и спорта —вообще разные корни, хотя в ХХ веке было сделано многое, чтобы сблизить эти две разные стороны человеческой культуры. У греков спорт был разновидностью гражданской религии, ритуалы которой отделяли время войны от времени мира [Christaki, 2018]. Современный спорт, возрожденный П. де Кубертеном, по-прежнему остается религией, у которой имеется собственная церковь, боги и церемонии. Как и во времена древних греков, спорт — это действо, вызывающее эйфорию у миллионов людей, наблюдающих, как их божества-атлеты демонстрируют свои сверхчеловеческие способности.
10 Палестру и фитнес-клуб объединяет и еще одно — внутренняя ориентация на победу. Греческие юноши в палестре готовились к войне и смерти и поэтому учились побеждать себя. Посетители фитнес-клуба, сознающие, что их главная цель — долгая жизнь и здоровье, для ее достижения тоже должны совладать с собой. Пути, ведущие к этой цели, остаются теми же.

References

1. Christaki A. The Political and Religious Setting of Olympic Contests in Antiquity. Trivium: Estudos Interdisciplinares. 2018. Vol. 10, N 1. P. 96–102.

2. Smith Maguire J. Fit for Consumption: Sociology and the Business of Fitness. New York: Routledge, 2008.

Comments

No posts found

Write a review
Translate