Трансформация идеи самосовершенствования в индустрию Self-improvement
Трансформация идеи самосовершенствования в индустрию Self-improvement
Аннотация
Код статьи
S023620070018009-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Майленова Фарида Габделхаковна 
Должность: Ведущий научный сотрудник сектора гуманитарных экспертиз и биоэтики
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Страницы
74-85
Аннотация

Стремление к развитию и личностному росту является одной из глубинных человеческих потребностей, и на протяжении большей части истории человечества это был ключевой этический вопрос. Однако современная ситуация человека, стремящегося к совершенству, совсем иная. Вынужденный жить в остро-конкурентном обществе с постоянно растущими требованиями к эффективности, скорости и улучшению социально востребованных личностных качеств, с одной стороны, и расширению возможностей осуществления радикальных изменений благодаря современным информационным, биомедицинским и психотехнологиям, с другой, он должен не просто приспособиться к постоянно меняющимся условиям, став уравновешенным, эффективным, устойчивым к стрессам, быстрым и решительным, но и полюбить перемены и научиться их оборачивать в свою пользу. Популярность идей личностного роста и самосовершенствования, который мы наблюдаем последние десятилетия, обрела небывалый размах с повсеместным проникновением Интернет-технологий в нашу жизнь, так как Всемирная Сеть с ее ценностями скорости и оптимизации переформатирует не только наше мышление, но и наши эмоции и нашу этику. Человек начинает воспринимать себя — свое тело, эмоции, характер, саму личность, как предмет, который можно преобразовать и улучшить с помощью технологий. Идея психологической самопомощи также все больше технологизируется, и множество новых книг и программ по популярной психологии предлагают рецепты достижения счастья, любви, красоты, здоровья и богатства, обещая быстрые результаты. Сегодня психологическая самопомощь превратилась в индустрию, которая вторгается в эмоциональную, ментальную и духовную жизнь человека, но порой приводит не к обретению, а наоборот — потере человеком себя, а идея Self-Improvement, став товаром, превращается в еще один инструмент манипулирования человеком, заставляет современного человека пребывать в бесконечной изнурительной гонке за совершенством.

Ключевые слова
самосовершенствование, саморазвитие, самооптимизация, самопомощь, help-self, индустрия Self-improvement, виртуальные образы, симулякр
Классификатор
Получено
27.12.2021
Дата публикации
27.12.2021
Всего подписок
15
Всего просмотров
1698
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1 Стремление улучшать и совершенствовать себя было присуще человеку во все времена, и на протяжении большей части истории человечества это был скорее духовный или этический вопрос. Еще в древнейших философских трактатах рекомендации и предписания, какие личностные качества нужно развивать в себе, для того чтобы стать достойным, уважаемым, добродетельным человеком занимают ключевое место. Однако современная ситуация человека, стремящегося к совершенству, совсем иная: у него есть возможность улучшать себя не только морально и психологически, но и, используя различные технологические новшества, переделать свое тело и даже изменить свойства мозга, буквально «слепив» себя заново с помощью пластической хирургии и специальных фарм-препаратов, а в самом обозримом будущем — еще и с помощью генного моделирования. Эпоха перфекционизма, в которую нам довелось жить, вынуждает нас предъявлять повышенные требования не только к результатам своей работы, но и к тем аспектам человеческого бытия, которые раньше воспринимались как данность: телосложение, возраст, темперамент, таланты, интеллектуальные способности. Однако недовольство собой, естественный попутчик перфекционизма, может довести до отчаяния.
2 Культ личностного роста и самосовершенствования, который мы наблюдаем последние десятилетия, обретает небывалый размах с развитием новых информационных и психотехнологий, а превалирующие нынче ценности скорости и оптимизации переформатируют не только наше мышление, но и наши эмоции и нашу этику. Трансформация идеи самосовершенствования в идею самооптимизации приводит к тому, что человек начинает воспринимать себя — свое тело, эмоции, характер, саму личность как предмет, который можно преобразовать и улучшить с помощью технологий. Подобный «инженерный» взгляд на природу человека порождает множество псевдонаучных теорий, предлагающих рецепты быстрого достижения счастья, любви, красоты, здоровья и богатства. Однако завышенные ожидания и их несоответствие реальным результатам способны породить глубокое разочарование и апатию, вплоть до серьезных депрессий. Такой необоснованный оптимизм, обещающий мгновенные результаты без особых усилий, в последствии приобрел эпитет «хищнический», так как заставляет современного человека пребывать в бесконечной изнурительной гонке за совершенством.
3

От «тайны Вселенной» к «хищническому» оптимизму

4 В советах по саморазвитию, в стиле их подачи и изложения отражается эпоха, в которую мы живем, с ее ведущими ценностями. В 2008 году одним из самых влиятельных людей планеты по версии журнала «Time» была признана Р. Берн (Rhonda Byrne). Главная мысль ее книги «Тайна» (The Secret) нашла отклик в сердцах миллионов читателей. «Тайна жизни — это закон притяжения! Все, что приходит в вашу жизнь, вы притягиваете к себе сами. Притягиваете силой образов, которые постоянно держите в голове. Ваша жизнь — это то, что вы думаете. Все, что происходит в вашем сознании, вы притягиваете к себе» [1, c. 3] — пишет Берн. Неудачи в жизни людей автор объясняет так же: «Люди не имеют того, чего хотят, по единственной причине: они больше думают о том, чего не хотят, чем о том, чего хотят» [1, 6]. Проанализировав под углом позитивного мышления множество «историй успеха» различных известных и талантливых людей, она соединила их под общим знаменателем «те, кто знают Тайну» и рассказала, как все они страстно верили и желали достичь желаемого — и в результате достигли. Вдохновляющие истории и метафоры Р. Берн, обещающие достижение всех целей, всего лишь благодаря вере и позитивному мышлению, были невероятно популярны — пока не наступил финансовый кризис, и оптимистичная парадигма щедрой и любящей Вселенной перестала работать для большинства людей.
5 Сегодня идея принятия желаемого за действительное и полумагическая убежденность в созидающей силе мысли, основанная на позитивном мышлении, уступает место техникам достижения эффективности. Чем больше появляется технологий и средств, помогающих изменять и улучшать человека, тем больше смещается акцент с волевого и внутреннего усилия на вмешательство извне — посредством биомедицинских технологий, различных приложений, гаджетов, онлайн-коучей. Даже современный подход к психологической помощи (включая программы самопомощи) становится все более технологизированным. Тенденцию к технологизации можно проследить и в том, какие слова чаще используются в соответствующей литературе. Совсем недавно, десятилетие назад психологи-консультанты и коучи говорили о приемах обучения самопомощи (Self-help), сегодня же все больше используется технократическая метафора самооптимизация (Self-optimization), что иллюстрирует все более инструментальное отношение человека не только к миру и к другим людям, но и к самому себе, своему телу, здоровью и даже внутреннему миру.
6 Однако в погоне за эффективностью и быстротой достижения результатов нередко упускается главное: эти приемы быстрого действия являются, по мнению С. Кови (Stephen R. Covey), который включен в число 25 наиболее влиятельных американцев по версии журнала «Time», лишь «своеобразным "социальным аспирином" или "пластырем", которые предлагались для разрешения острейших проблем…однако глубинные, хронические болячки оставались нетронутыми, воспалялись и давали о себе знать вновь и вновь» [8, c. 5] Критически анализируя современную западную литературу по самооптимизации, Кови использует метафоры обучения и земледелия: «Сосредоточение на техниках достижения успеха похоже на такой подход к учебе, когда спокойная безмятежная жизнь в течение семестра перемежается с бешеным натаскиванием себя перед экзаменами…Однако, если не прилагать усилий изо дня в день, по-настоящему знаниями не овладеешь и образованным человеком не станешь. А вы задумывались когда-нибудь над тем, чтобы такую систему применить в работе фермера? Скажем, вы запамятовали провести сев весной, все лето прогуляли, а затем осенью активно готовитесь снять урожай» [8, c. 8]. Кови призывает относиться к человеку как к натуральной системе, не забывая о таких свойствах характера, как «цельность личности, скромность, верность, умеренность, мужество, справедливость, терпеливость, трудолюбие, простота, а также приверженность Золотому Правилу» [8, 5]
7 Большинство современных гуру продуктивности опираются в своих рекомендациях на научные методы и открытия нейронаук, благодаря которым в их распоряжении стало гораздо больше знаний о том, как функционирует наш мозг и как заставить его работать лучше. Методики с доказательствами со ссылками на результаты научных экспериментов продаются намного лучше, особенно если обещаны быстрые и легкие результаты. Однако в процессе популяризации многие научные идеи редуцируются до уровня элементарных советов, которые имеют мало общего с наукой. Тем не менее спрос на самооптимизицию остается возможно еще и потому, что тенденция психологизировать все проблемы, в том числе социальные, что с помощью идей о недостаточно позитивном и креативном мышлении поддерживается иллюзия контроля над своей судьбой и счастьем, которую предлагают авторы мотивирующих книг и программ. Развитие этого бизнеса выгодно тем, кто зарабатывает на человеческих страхах и комплексах, настойчиво внушая потребность улучшить и обновить все части нашего «Я». За многообещающими образами самооптимизации зачастую кроются грандиозный обман и мошенничество, а сама идея Self-improvement, став товаром, превращается в еще один инструмент манипулирования человеком. Между тем нередко проблемы человека коренятся в недостатке средств или качества медицины, но привычка сравнивать себя с теми, кто более успешен и искать корни всех проблем в неправильном образе жизни и мыслей и «неумении выйти из зоны комфорта», порождает чувство стыда и вины за неудачи, реальные и воображаемые. Находясь под гнетом идеальных экранных образов, современный человек, проводящий огромную часть своей жизни в Интернете, стремится и свою жизнь изображать как череду побед и достижений, страдая от несоответствия идеала реальности. Требование становиться с каждым днем лучше оборачивается чувством постоянного напряжения и недовольства собой, и даже мотивирующие примеры могут содержать в себе укор, так как абсолютный идеал безупречно совершенной личности достижим лишь в мечтах или иллюзиях.
8

Зазеркалье самооптимизации

9 Полагая себя живущим в век рационализма, современный человек все глубже погружается в мир иллюзий. Будучи на этапе «финальной стадии расширения человека вовне — стадии технологической симуляции сознания» [10, c. 6], мы находимся во власти виртуальных образов, которыми заполнен Интернет. В отличие от уходящей эпохи печатной книги, которая научила человечество фокусировать свое внимание, позволяя развиваться особому глубокому типу мышления и творчества, Интернет питает мозг мелкими кусочками информации из множества разрозненных источников. Постепенно теряя способность к концентрации, размышлению и глубокой рефлексии, мы получаем взамен навык быстрого скольжения на поверхности информационных волн, не вникая в суть и не задерживаясь ни на чем подолгу. Эти приобретенные свойства нашего мозга позволяют не просто поглощать огромные объемы информации, но еще и незаметно для самих себя подпадать под влияние рекламных образов, обретших собственную сетевую жизнь в виде симулякра [4, c. 258–271]. Таким образом любая мода, включая моду на самоулучшение, оказывается столь заразительной: с одной стороны — рекламные предложения современных коучей, обещающие быстрые и легкие результаты, а с другой — яркие виртуальные образы тех, кто уже улучшил и оптимизировал себя согласно новейшим технологиям.
10 Однако виртуальный образ и реальная личность — далеко не одно и то же. «Субъект обращается в собственный симулякр и, физически, телесно оставаясь в действительном мире, ментально переходит в мир виртуальный, в пространство симулякров, где наделяется новым телом, не имеющем ничего общего с телесностью» [5, c. 86–97]. Жиль Делёз, говоря об искажающей реальность особенности искусственных образов: «В симулякре присутствует некое умопомешательство, некое неограниченное становление. Становление всегда иного, низвергающее глубинное становление, идущее в обход равного, предела, Того же Самого или подобного: всегда сразу больше и меньше, но никогда одинаковое» [6, c. 336–337], возможно, предвидел, как виртуальные образы, живя своей жизнью и вступая во взаимодействие с мощным симулякром идеального, улучшенного «Я», будут стремиться соответствовать ему в бесконечном усилии, мучительно страдая от невозможности слияния с идеалом.
11 Сказанное позволяет объяснить, отчего экранные образы совершенного «Я» столь привлекательны и их обаяние имеет столь огромную силу: они кажутся доступными и достижимыми, а вместо этого уводят все глубже в мир иллюзий, в котором человек уже достиг или вот-вот достигнет желаемого совершенства. Так, постоянно глядя на свои «отфотошопленные» фотографии, сливаясь с этим образами и теряя связь с реальностью, по Делезу, «наблюдатель становится частью самого симулякра» [6, c. 336]. Утрата связи с реальностью наносит также ущерб саморефлексии, так как эти образы-симулякры «... более не зеркала реальности, они вселились в сердце реальности, трансформировав ее в гиперреальность, где от экрана к экрану у образа есть только одна судьба — быть образом. Образ не может более вообразить реальность, поскольку он сам становится реальностью, не может ее превзойти, трансфигурировать, увидеть в мечтах, так как сам образ есть виртуальная подкладка реальности» [3]. Жан Бодрийяр полагает утопичным и лишенным смысла саму идею искать эквивалентность знака и реальности, симулякр, по его мнению, никаким образом не соотносится ни с какой реальностью, кроме своей собственной. «Мы живем в постоянном воспроизведении идеалов, фантазмов, образов, мечтаний... которые нам, в нашей роковой безучастности, необходимо возрождать снова и снова» [3] — писал Бодрийяр. Перенос фокуса внимания в виртуальный мир грез и иллюзий имеет свою цену. Абсурдный итог амбициозного нарциссизма — оторванное от общества и альтруистических целей, бесконечное самосовершенствование постепенно превращается в бессмысленную трату времени и денег, фактически заменяя собой подлинную жизнь.
12

Трансформация идеи совершенства: опасные последствия

13 В свете вышесказанного встает вопрос: насколько подобная радикальная перестройка личности хороша для самого человека, для его целостности? Станет ли он действительно лучше, совершеннее, а главное— счастливее, неотступно следуя технологиям Self-improvement? Некоторые авторы полагают, что в результате бездумного радикального самоулучшения многие становятся вовсе не «улучшенной версией себя», а превращаются в самоуверенных и самовлюбленных, полностью сфокусированных на самом себе и своих ощущениях людей. Однако амбициозный нарциссизм, нарушая саморефлексию и адекватную самооценку, не способствует решению личностных проблем, а лишь создает иллюзию улучшения, которая рано или поздно обрушится. К. Седерстрем (Carl Cederström) и А. Спайсер (André Spicer), профессора бизнес-школы в области организационных исследований, провели и описали уникальный психологический и культурологический эксперимент, протестировав на себе максимальное количество советов и способов самооптимизации, которые предлагает современный рынок. В течение года они подвергали оптимизации самые разные области своей жизни: здоровье, финансы, тайм-менеджмент, физическое развитие (работа с тренером), интеллектуальное развитие, изучение языков, мужское здоровье, работоспособность, диеты, техники развития памяти, медитации и даже прием амфетаминов в «месяц продуктивности», потратив на собственный «апгрейд» более 10 тыс. долларов и многие тысячи часов личного времени. Ироничное описание этого уникального опыта [12, 13] показывает, что Self-improvement в современном обществе потребления все больше превращается в многомиллионный бизнес, и точно так же, как будучи членами общества потребления, мы не можем купить одну пару джинсов и успокоиться, мы не можем, однажды начав, перестать совершенствовать свое «Я» [13, c. 54].
14 «Мы живем в эпоху перфекционизма. Совершенство — это идея, которая убивает…Люди страдают и умирают под гнетом фантазии, которой они не могут стать», — считает У. Сторр [11, с. 68]. Он с тревогой рассказывает о росте самоубийств в США и Британии и считает, что одной из причин этого удручающего явления является неспособность людей оправдать те завышенные ожидания, которые они сами на себя взваливают под влиянием масс-медиа и агрессивно продвигаемой идеи самосовершенствования [11]. В условиях современной остроконкурентной экономики, которая не просто требует от человека быть максимально умным, эффективным и креативным, но еще и хорошо выглядящим, любезным и приятным в общении, социальная конкурентность идет не только за «место под солнцем», но и за все формы социального одобрения, становясь все глубже и травматичнее. Область, которую оценивают другие люди, стала значительно шире, в том числе в связи с перемещением огромной части нашей жизни в Интернет, который подвергает радикальной трансформации частную жизнь и нормы открытости и интимности. Когда постоянное совершенствование становится суровой необходимостью, бесконечным бегом в погоне за идеалом, отчаяние от осознавания недостижимости идеала будет тем больше, чем больше было вложено сил и времени на попытки его достичь. Увлекшись лозунгами позитивного мышления «вы можете быть тем, кем хотите быть» и поверив в собственное всемогущество, невозможно смириться с тем, что не удалось достичь задуманного: ведь человек, который все контролирует, в ответе за все свои неудачи, в том числе за болезни и даже жизненные катастрофы.
15 Позиция С. Бринкмана, чья книга с говорящим названием «Конец эпохи self-help: Как перестать себя совершенствовать» [2] стала всемирным бестселлером в 2017 году, близка к стоицизму. Он советует, отказавшись от навязчивой идеи быть самым лучшим, стоически принять несовершенную человеческую природу с ее слабостями, не пытаясь немедленно ее улучшить. При этом он много говорит о нравственности и таких моральных категориях, как честность, самообладание, достоинство, верность, преданность, чувство солидарности с другими людьми, подчеркивая, что для человека важно выполнять свой долг по отношению к другим и не зацикливаться на своей красоте и успехе.
16 Таким образом мы можем видеть несколько различных точек зрения относительно идеи Self-improvement: от фанатичного увлечения до категорически острой критики. Философа прежде всего интересует сама суть явления, и попытка наблюдать из мета-позиции, не будучи полностью включенным и вовлеченным ни в одну из упомянутых течений. Тем не менее симпатии автора очевидны — они на стороне тех, кто призывает сохранять ясный ум и доброе сердце по отношению к другим людям и к жизни в целом, не превращая ни себя, ни других в средство, пусть и такой восхитительной цели, как совершенствование. Возможно, именно вдумчивое, внимательное и неторопливое проживание жизни — то, что позволит сохранить нашу человечность, но и на самом деле сделает нас лучше, в самом широком и гуманном смысле этого слова.
17 На протяжении долгих веков обычный человек воспринимал себя сквозь призму тяжелого труда во имя выживания, а с наступлением индустриальной эпохи, став фактически приложением к фабрикам и машинам, стал работать еще больше и быстрее. «Однако современный мир достиг такого уровня развития, что у нас появилось достаточно много времени, чтобы не просто выживать, но и пытаться построить для себя насыщенную, интересную и достаточно счастливую жизнь. Об этом мечтали люди на протяжении всей истории человечества, но только в нашу эпоху мы можем попытаться реализовать эту мечту. Однако раз за разом упираемся в укоренившуюся функциональность, которая проросла в культуру и давно уже стала частью отношения людей к себе и к другим». [9; 3] Сегодня же тенденция к объективации и редукционизму вторгается в самое сердце идей, которые, казалось бы, наоборот призваны наконец-то повернуть внимание человека к самому себе, своему внутреннему миру. Функциональное отношение к себе даже не как к работнику, а к личности как таковой — парадокс современной практической психологии. Человек, будучи существом самомодифицирующимся, не может не интересоваться своим внутренним миром и возможностями самоулучшения, и идея самосовершенствования с развитием практической психологии стала особенно популярной. Однако технологизация коснулась и этой сферы жизни, и гуманистической смысл самосовершенствования трансформируется в более технологизированную идею самооптимизации, которая в эпоху постоянного ускорения жизни заняла большое место в жизни современного человека. Романтизм эпохи расцвета гуманистической психологии и веры во всесилие позитивного мышления, который имел влияние в обществе еще до начала нулевых, уступает сегодня место отношению к человеку как инженерному проекту, и, похоже, эта тенденция будет сохраняться и далее, так как открытия в области нейронаук способствуют переносу фокуса внимания на более естественнонаучный взгляд, на психологию и мышление человека. Особое беспокойство вызывает факт превращения Self-improvement в индустрию с агрессивным маркетингом, в котором товаром становится обещание счастья и успеха (увы, чаще всего невыполнимое), что приводит к выхолащиванию гуманистического смысла идеи самосовершенствования, а образы «идеального Я», уже живущие своей собственной сетевой жизнью, в виде симулякра, способны вытеснить реальное восприятие действительности. Возможно, средством, способным оградить от всесилия власти иллюзии и сохранить собственное «Я», может стать ирония, которая, сама будучи специфически постмодернистским способом восприятия действительности, поможет увидеть за «дымовой завесой» агрессивного маркетинга реальность, искажаемую симулятивными технологиями медиа-власти постмодерна. «Ирония и самоирония с одновременной заботой о себе, критическое отношение к двум мирам, в которые мы оказались погружены — окружающей действительности и виртуальной реальности, поможет противодействовать изменению биосоциальной природы человека, трансформации его высших психических функций, и, в конечном счете, сохранить его идентичность» [5, с. 86–97]. В такой ситуации само по себе осознание того, что общество пытается принудительно навязать неоправданно высокие и невыполнимые требования, может стать шагом к освобождению себя, так как осознание и принятие границ своих возможностей — действительно важная составляющая адекватной саморефлексии и самооценки, о чем важно помнить каждому, кто желает достичь высот и в то же время не растерять по пути к достижениям вкус к жизни.

Библиография

1. Берн Р. Тайна. М.: ЭКСМО, 2015.

2. Бринкман С. Конец эпохи self-help. Как перестать себя совершенствовать (Svend Brinkmann & Gyldendal, Copenhagen 2014). М.: Альпина Паблишер, 2020.

3. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла / пер. с фр. Л. Любарской, Е. Марковской. [Электронный ресурс]. М.: Добросвет, 2000. [сайт]. URL: https://philosophy.ru/library/baud/zlo.html (дата обращения: 31.05.2021)

4. Бодрийяр Ж. Симуляция и симулякры // Современная литературная теория: антология / сост. И.В. Кабанова. М.: Флинта; Наука, 2004. С. 258–271.

5. Емелин В.А. Симулякры и технологии виртуализации в информационном обществе // Национальный психологический журнал. 2016. № 3(23). С. 86–97.

6. Делёз Ж. Логика смысла / пер. с фр. [Электронный ресурс]. Москва: Академия, 1995. [сайт]. С. 336–337. URL: http:// www. gumer. info/bogoslov_Buks/ Philos/Bod_SisV/index.php (дата обращения: 31.05.2021).

7. Карр Николас Дж. Пустышка. Что Интернет делает с нашими мозгами / пер. Миронов П.В. М.: BestBusinessBooks, 2012.

8. Кови С.Р. Семь навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты развития личности (The 7 Habits of Highly Effective People: Restoring the Character Ethic). М.: Альпина Паблишер, 2012.

9. Латыпов И. Между роботом и обезьяной. Искусство найти в себе человека. М.: Редкая птица, 2021.

10. Маклюэн Г.М. Понимание медиа. Внешние расширения человека / пер. с англ. М:, Жуковский: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2003.

11. У. Сторр. Селфи. Почему мы зациклены на себе и как это на нас влияет. М.: Индивидуум паблишинг, 2019.

12. Cederström С., Spicer А. The Wellness Syndrome. Polity; 1st edition. February, 2015.

13. Cederström С. Spicer A. Desperately Seeking Self-Improvement: A Year Inside the Optimization Movement. November, 2017.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести