Стрессогенные объекты типа «чертик из табакерки»: поведение взрослых и их реакции на реакции детей и друг друга
Стрессогенные объекты типа «чертик из табакерки»: поведение взрослых и их реакции на реакции детей и друг друга
Аннотация
Код статьи
S023620070027351-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Поддьяков Александр Николаевич 
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, 101000 Москва, ул. Мясницкая, д. 20
Страницы
27-38
Аннотация

Рассматривается особый класс культурных объектов под обобщенным названием «Чертик из табакерки». Они позиционируются как игрушки, но игрушками не являются из-за нередко вызываемых ими у детей страха и ужаса. Скримеры из фильмов и видеоигр ужасов представляют собой родственное явление. Анализируются выложенные в Интернет видео, на которых взрослые организуют встречу ребенка с такой игрушкой, и комментарии под ними. При том что есть взрослые, искренне расстраивающиеся от ужаса и плача детей, есть и те, кто получает от этого удовольствие. Развертывается эмоциональная полемика между теми, кто считает, что это смешно и не вредно, и теми, кто считает это вредным для детей и позорным для взрослых, которые в это вовлечены и получают удовольствие. С рационально-прагматической позиции эволюционного подхода игрушки типа «Чертик из табакерки» могут рассматриваться как одно из стрессогенных средств подготовки к стрессу столкновения с новизной и непредсказуемостью. Это не снимает личной нравственной ответственности с тех, кто ищет удовольствие в ужасе и плаче маленького ребенка, и с тех, кто создает условия для этого удовольствия. В дальнейшем представляет интерес изучение места игрушек типа «Чертик из табакерки» среди других контрисследовательских объектов, которые в соответствии с замыслом их создателей с разной силой наказывают за исследовательское поведение и любопытство. Стресс столкновения с такими объектами может усиливаться от осознания преднамеренности созданной провокативной ситуации и обмана или вероломства человека, ее создавшего.

Ключевые слова
«Чертик из табакерки», Jack-in-the-box, скример, провокация, стресс, Интернет-видео, полемика
Классификатор
Получено
02.09.2023
Дата публикации
03.09.2023
Всего подписок
15
Всего просмотров
627
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1 Ранее [Поддьяков, 2017; 2019] мы коротко обозначили особый класс культурных объектов. Они позиционируются как игрушки, но игровую функцию по крайней мере на начальном этапе не выполняют из-за нередко вызываемых ими у детей страха и ужаса. Собственно, именно стрессогенное назначение является для части из них основным. Речь идет об объектах под обобщенным названием «Jack-in-the-box», или «Чертик из табакерки». В большинстве случаев это жестяная коробка с вращающейся рукояткой, напоминающая шарманку, и крышкой. При вращении рукоятки некоторое время звучит приятная мелодия, затем внутри срабатывает невидимая пружина, крышка с громким щелчком открывается, и из коробки резко появляется спрятанный («прятавшийся») объект. В наиболее мягких вариантах это симпатичное животное или забавный персонаж мультфильма. Игры взрослых с детьми с использованием именно таких, мягких вариантов считаются средством интеллектуального и эмоционального развития детей [Understanding Separation Anxiety…, 2016]. Специально подобранные или сконструированные объекты такого типа используются в психолого-педагогических исследованиях [Bonawitz; Rogoff et al., 1984].
2 Но есть коробки, из которых может выскочить и клоун с улыбкой-оскалом, и скелет с оскалившимся черепом. (Правда, мы не знаем, не является ли последний объектом-сюрпризом, предназначенным для взрослых, — в видео с детьми он нам не встречался). Увидеть наиболее пугающие игрушки можно, проведя поиск по словам «scary jack in the box» (без кавычек) [см., напр.: Jack in the Box. A scary collection…, 2016].
3 Если говорить о комическом обыгрывании такой игрушки, то можно вспомнить эпизод из фильма «Бриллиантовая рука» (реж. Л. Гайдай, 1968). Женщине-управдому (роль Н. Мордюковой) вернувшийся из зарубежной турпоездки жилец (роль Ю. Никулина) дарит красивую коробочку. Она с нетерпеливым любопытством вертит ее в руках, нажимает на кнопку и смешно пугается внезапно выскочившего чертика.
4 По данным Национального зала славы игрушек (National Toy Hall of Fame, USA), игрушка «Jack-in-the-box» известна, самое позднее, с XVI века [Jack-in-the-box]. При этом можно полагать, что она служит удовлетворению достаточно важной потребности людей пугать других чем-то, вводить их в состояние страха и ужаса.
5 Возможно, у этой потребности есть некоторые биологические предпосылки. В рассказе «Забавы Шепа» Дж. Хэрриота описана собака, развлекавшаяся тем, что неожиданно выпрыгивала поверх забора и рявкала на какого-нибудь прохожего. Ее мотивировала явная реакция испуга, наблюдавшаяся в большинстве случаев [Хэрриот, 1996: 186–191]. Есть научные исследования поведения хищников, атакующих из засады (ambush predators) [Caraco, Gillespie, 1986; DeVries et al., 2012; Feng et al., 2022; Shine, Sun, 2003]. Несложно представить себе игры детенышей этих хищников между собой или родителей и детенышей, эволюционно нацеленные на отработку будущих неожиданных атак из укрытия (полезно для атакующего) и быстрой реакции на них (полезно для атакуемого).
6 Детские игры такого рода (неожиданно выпрыгнуть и громко закричать) тоже хорошо известны. Люди более старшего возраста — школьники, используя самоделки, устраивают друг другу небольшие шутливые провокации, играя на любопытстве жертвы. Например, человеку подкладывают закрытый пакет, при разворачивании которого происходит неожиданное и пугающее: скажем, начинает биться и трещать на закрученной резинке пуговица, вызывая ужас у того, кто ее вынул. В Интернете есть видео, снятое, вероятно, в каком-то торгово-развлекательном центре. Мальчик подходит к витрине с двумя женскими манекенами в человеческий рост, их лиц не видно. Когда ребенок приближается совсем близко, видимо, приглядываясь и прислушиваясь к чему-то в витрине, над туловищем манекена мгновенно появляется ужасная голова. Мальчик вскрикивает и отпрыгивает назад так резко, что падает на спину.
7 В искусстве неожиданно пугающее появление чего-то воспроизводится в фильмах ужасов и видеоиграх ужасов (horror video games) и называется скримером (screamer) или jump scare (пугающий прыжок, прыжок от страха). Приведем неформальное определение скримера из словаря «Викиреальность» (Викиреальность — «интеллектуальный клуб, работающий над свободной энциклопедией об Интернете: сайтах, блогах, жаргоне, сервисах, сетевых энциклопедиях, людях и всем прочем» [Викиреальность. Заглавная страница]), который сам представляет культурное явление. «Скример (от англ. “scream” — крик, он же “кричалка”, “пугач”, пугалка) — разновидность шок-контента, основанная на элементе неожиданности, призванная запугать зрителя до смерти. Представляет собой жестокий розыгрыш в Интернете, где ты сначала смотришь видео (или играешь в игру), а потом выскакивает ужастик» [Скример, 2022].
8 Описанию и анализу скримеров в фильмах и видеоиграх посвящаются научные и научно-популярные статьи [Clasen, 2017; Graves, 2022; McAndrew, 2019; Rovou, 2016; Werner, 2010]; об эволюционном подходе к видеоиграм ужасов см.: [Kjeldgaard-Christiansen, Clasen, 2019].
9 Скримеры популярны — в Интернете можно найти подборки видео «Идеальные скримеры», «Топ 10 скримеров в играх», «Топ 10 Самых страшных скримеров» и т.п. с сотнями тысяч просмотров (есть и более миллиона) и десятками тысяч лайков. Есть выложенные в сеть домашние видео со скримерами. Например, домашняя хозяйка на среднем плане чем-то мирно занимается на кухне. Внезапно в кадре крупным планом появляется загримированное страшное оскаленное лицо другого участника съемки, заглянувшего в камеру.
10 Но нас интересуют видео, в которых взрослые предлагают детям от полугода до 3–4-х лет игрушки «Jack-in-the-box», и комментарии и обсуждение под этими видео.
11

Поведение детей и взрослых на видео с игрушками «Jack-in-the-box»

12 Мы вели интернет-поиск по словам «kids reactions to jack in the box» и «kids jack in the box» (оба варианта без кавычек) и обнаружили подборки соответствующих видео. На них наблюдались следующие типы поведения детей [Поддьяков, 2019].
13 1. Легкое удивление (особенно у младенцев, способных еще лишь сидеть на руках у взрослого).
14 2. Живой исследовательский интерес.
15 3. Страх, ужас, плач.
16 4. Агрессия без видимого страха — например, ребенок хватает игрушку, мотает ее и затем бросает в кусты.
17 5. Начальный страх и последующая агрессия.
18 6. Страх и последующее расслабление, смех.
19 7. Смех и радость без страха и агрессии.
20 Наблюдавшиеся на видео реакции и поведение старших участников — организаторов встречи ребенка с игрушкой — были очень разными.
21 1. Расстройство от расстройства ребенка, попытки успокоить его.
22 2. Удовлетворение, довольный смех;
23 3. Злорадство (злой смех, демонстрация удовольствия от вызванного у ребенка стресса).
24

Комментарии взрослых под видео и их обсуждение участниками

25 Представим ранее не описанные и не обсуждавшиеся комментарии взрослых под одним из видео — «Funny babies scared and why? Reactions To Jack In The Box». В настоящее время доступ к нему ограничен, удалены комментарии и информация о количестве просмотров и о количестве лайков и дизлайков. Само видео сохранилось в веб-архиве [Funny babies scared and why…, 2019]. Мы будем использовать комментарии, сохраненные нами в октябре 2019 году. На тот момент видео набрало 124 470 просмотров, 724 лайка и 89 дизлайков. Процитируем некоторые комментарии. Поскольку они удалены, мы не нарушаем этики, приводя высказывания, авторство которых установить уже невозможно.
26 «LOL» (laughing out loud) («много смеха», «ржунимогу»).
27 «Anxiety training starts early» («Тренинг тревожности начинается рано»).
28 «Pranks on little one at their expense» («Розыгрыши маленьких за их счет»).
29 «Won't this have any negative effects on the kids???» («Не повлияет ли это негативно на детей???»).
30 «No because when they reach around 6 or 7, they forget everything when they were 1–3» («Нет, потому что когда они достигают 6–7 лет, они забывают все, что было в возрасте 1–3 лет»). Здесь можно сказать, что комментатор, видимо, ничего не знает о травмирующих событиях из детства, о которых у человека не осталось осознанных воспоминаний, но которые при этом остаются неосознаваемой психологической травмой для него.
31 «The ones who laugh has a great sense of humor, while The ones who cried are just stupid babies” («У тех, кто смеется, огромное чувство юмора, а те, кто плакал, просто глупые малыши»). Противопоставление «больших юмористов» и «глупых плачущих малышей» похоже на сарказм, но точно утверждать это нельзя.
32 «The fact than even one child is startled or frightened by the jack in the boxes is enough to not attempt to surprise them in this manner, because most of the small babies are frightened. The jack in the box may be compared to a circus clown. Even some adults find clowns to be loathsome creatures. Some clowns show very disturbing body language, enough to concern anyone because you don't know if jack the ripper is behind the mask or not. I just think it is cruel to surprise a baby in this manner, then laugh out loud about it, while your child is crying. How cruel can you get?» («Того факта, что даже один ребенок напуган этим jack-in-the-box достаточно, чтобы не пытаться удивлять их таким манером, потому что большинство малышей пугается. Jack-in-the-box можно сравнить с цирковым клоуном. Даже некоторые взрослые считают клоунов отвратительными созданиями. Некоторые клоуны демонстрируют очень тревожащий язык тела, достаточный, чтобы обеспокоить каждого, поскольку вы не знаете, не Джек ли потрошитель прячется за маской. Я просто думаю, это жестоко удивлять малыша таким способом, а потом громко смеяться, когда он плачет. Насколько жестокими вы можете быть?»).
33 «I don’t find this funny at all. The kids that find humor in it, fine and let them have the fun with it. However, those that are truly stressing out over it, shouldn’t be confronted with it over and over just to get on YouTube. Some kids just need longer to properly process this toy until they understand that it is not meant to harm them. I feel this runs borderline onto mental abuse just like locking a child into a closet or dark cellar; very shameful indeed!» («Я вообще не нахожу это смешным. Дети, которые находят в этом юмор, в порядке, и пусть они получают от этого удовольствие. Но тех, кого это вводит в настоящий стресс, нельзя сталкивать с ним снова и снова, просто чтобы выложить на YouTube. Некоторым детям нужно время, чтобы правильно обработать информацию об игрушке, пока они не поймут, что она не нанесет им вред. Я чувствую, что это граничит с психическим насилием — подобно запиранию ребенка в шкафу или темном подвале; это позорно, на самом деле!»).
34 Мы присоединяемся к этой оценке. Организация ситуации, в которой ребенок приходит в ужас, для последующего размещения видео его плача в Интернете и веселья взрослых, представляется безнравственной. Подводки «Watch in HD and with sound for extra laughs!!» («Смотрите в высоком разрешении и со звуком, чтобы смеяться больше!!») от людей, выкладывающих эти видео, тоже заслуживают внимания и анализа. Также привлекает внимание название заметки «Hilarious video shows a baby's terrified reaction to a Jack-in-the-Box toy» («Веселое видео показывает реакцию испуга ребенка на игрушку Jack-in-the-Box»), опубликованной таблоидом Daily Mail. «Ребенок продолжает в шоке смотреть на нее (выскочившую игрушку. — А.П.) и снова пытается закричать, но так напуган, что не может издать ни звука», — комментирует автор [Rodriguez, 2017], считающий это видео веселым.
35 Вернемся к анализируемому видео. Возможно, именно из-за реакций и комментариев части людей публикатор впоследствии ограничил доступ к нему и удалил или скрыл комментарии. Отчасти сходная судьба постигла видео «Pop Goes The Weasel — Kids Reactions To Jack In The Box» [Pop Goes The Weasel…, 2019]. На настоящий момент у него 208603 просмотра, более тысячи лайков и нет дизлайков, но комментарии отключены, а прежние не видны (в 2019 году было 76 комментариев, 715 лайков и 46 дизлайков).
36 В 2019 году я написал, что эти материалы интересны тем, что показывают считающееся относительно приемлемым в настоящее время, а какова будет динамика приемлемости в будущем, мы не знаем, это также можно и нужно изучать. Закрытие доступа к некоторым видео и удаление комментариев и информации о дизлайках позволяет предположить, что динамика оценок приемлемости этих видео имеется. Это вряд ли мешает появлению других видео примерно того же содержания и с той же динамикой.
37 С рационально-прагматической позиции эволюционного подхода игрушки типа «Чертик из табакерки» могут рассматриваться как одно из стрессогенных средств подготовки к стрессу столкновения с новизной и непредсказуемостью [Поддьяков, 2019]. Новое потенциально опасно (ведь мы еще не знаем его свойств), и нередко люди, взрослые и дети, получают травмы и гибнут из-за проявленного любопытства. Поэтому обследование новых объектов, ведомое мощнейшей мотивацией любопытства, связано и с готовностью к оборонительной реакции и бегству (отпрыгнуть и убежать, предупреждая криком об опасности). В культуре есть многоуровневая система средств, призванных не только стимулировать любознательность и исследовательское поведение, но и подавлять их, причем цели этого подавления могут быть очень разными — от обеспечения безопасности ребенка до поддержания общественного статус-кво, сохранения приватности или секретности и др. [Поддьяков, 2016].
38 Но это, возвращаясь к нашей теме, не снимает, с нашей точки зрения, личной ответственности с тех, кто ищет удовольствия в ужасе и плаче маленького ребенка, и с тех, кто создает условия для этого удовольствия. Не обязательно именно им быть орудиями жестокого воспитания, их к этому никто не принуждает, и это их личный сознательный выбор.
39 В дальнейшем представляет интерес изучение места игрушек типа «Чертик из табакерки» среди других контрисследовательских объектов, которые в соответствии с замыслом их создателей с разной силой наказывают за исследовательское поведение и любопытство. (Не трогал бы ручку «шарманки», не испугался бы потом до полусмерти, и теперь будешь относиться к новым объектам с большей опаской).1 Стресс столкновения с такими объектами может усиливаться от сознания преднамеренности созданной провокативной ситуации и обмана или вероломства человека, ее создавшего.
1. Диапазон таких объектов широк — от фабричных игрушек типа «Чертика из табакерки» и аналогичных самоделок до заминированных объектов, призванных своим видом привлечь внимание и вызвать желание приблизиться и обследовать их (так называемые мины-ловушки, mine traps, booby-traps [Booby trap, 2023; Mine Action.., 2005]).
40

Выводы

41 1. Игрушки типа «Чертик из табакерки» служат удовлетворению достаточно важной потребности людей вводить других людей в состояние стресса, страха и ужаса, у которой есть определенные биологические предпосылки. Скримеры из фильмов и видеоигр ужасов представляют собой родственное явление. Объекты такого рода востребованы — люди хотят, чтобы их напугали в игровой форме.
42 2. Для части маленьких детей эти объекты, рассматриваемые взрослыми как игрушки, игрушками не являются. Они вызывают не игровую мотивацию и эмоции, а мотивацию спасения себя и эмоции страха и ужаса.
43 3. При том что есть взрослые, искренне расстраивающиеся от такой реакции детей, есть и те, кто получает от нее удовольствие и готов создавать стрессовые ситуации для ребенка ради этого удовольствия. Также есть те, кто готов поддержать стремление к этому удовольствию и записывает видео, которые затем выкладывает в Интернет.
44 4. В случае возможности комментариев под такими видео возникает эмоциональная полемика между теми, кто считает, что это смешно и не вредно, и теми, кто считает это вредным для детей и позорным для взрослых, которые в это вовлечены и получают удовольствие.
45 5. С рационально-прагматической позиции эволюционного подхода игрушки типа «Чертик из табакерки» могут рассматриваться как одно из стрессогенных средств подготовки к стрессу столкновения с новизной и непредсказуемостью. Это не снимает личной нравственной ответственности с тех, кто ищет удовольствия в ужасе и плаче маленького ребенка, и с тех, кто создает условия для этого удовольствия. Не обязательно именно им быть орудиями жестокого воспитания и обучения, их к этому никто не принуждает, и это их личный сознательный выбор.
46 6. В дальнейшем представляет интерес изучение места игрушек типа «Чертик из табакерки» среди других контрисследовательских объектов, которые в соответствии с замыслом их создателей с разной силой наказывают за исследовательское поведение и любопытство. Стресс столкновения с такими объектами может усиливаться от сознания преднамеренности созданной провокативной ситуации и обмана или вероломства человека, ее создавшего.

Библиография

1. Викиреальность. Заглавная страница // Викиреальность [Электронный ресурс]. URL: https://wikireality.ru/wiki/Заглавная_страница (дата обращения: 28.08.2023).

2. Поддьяков А.Н. Исследовательские и контрисследовательские объекты: дизайн предоставляемых возможностей // Российский журнал когнитивной науки. 2017. Т. 4, № 2–3. С. 49–59.

3. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М.: Национальное образование, 2016.

4. Поддьяков А.Н. «Чертик из табакерки»: стрессогенные функции контрисследовательских игрушек и реакции на них // Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие: материалы V Междунар. науч. конф. Кострома, 26–28 сент. 2019 г.: в 2 т. Т. 1. Кострома: Изд-во Костром. гос. ун-та, 2019. С. 104–108.

5. Скример // Викиреальность. 30.05.2022 [Электронный ресурс]. URL: https://wikireality.ru/wiki/Скример (дата обращения: 19.02.2023).

6. Хэрриот Дж. Собачьи истории / Пер. с англ. М.: Мир, 1996.

7. Bonawitz E. Understanding How Children Change Their Minds. Research statement. Computational Cognitive Science Lab [Electronic resource]. URL: http://cocosci.princeton.edu/Liz/Statement.pdf (date of access: 19.02.2023).

8. Booby trap. The Britannica Dictionary. 2023 [Electronic resource]. URL: https://www.britannica.com/dictionary/booby-trap (date of access: 19.02.2023).

9. Caraco T., Gillespie R. G. Risk-Sensitivity: Foraging Mode in an Ambush Predator. Ecology. 1986. Vol. 67, N 5. P. 1180–1185.

10. Clasen M. Why Horror Seduces. New York: Oxford Academic, 2017.

11. DeVries M.S., Murphy E.A.K., Patek S.N. Strike Mechanics of an Ambush Predator: the Spearing Mantis Shrimp. Journal of Experimental Biology. 2012. Vol. 215, N 24. P. 4374–4384.

12. Feng J., Jiang T., Sun C., Gu H., Li O., Bai L., Fan L., Wu L. Ambush Predation and the Origin of Euprimates. Science Advances. 2022. Vol. 8, N 37. DOI: 10.1126/sciadv.abn6248

13. Funny Babies Scared and Why? Reactions To Jack in The Box. The Wayback Machine. Internet Archive. 01.03.2019 [Electronic resource]. URL: https://web.archive.org/web/20210109014632/https://www.youtube.com/watch?v=VOAzHVkkXRg (date of access: 19.02.2023).

14. Graves S. A Brief History of the Jump Scare. Collider. November 10.11.2022 [Electronic resource]. URL: https://collider.com/jump-scare-history/ (date of access: 19.02.2023).

15. Jack-in-the-Box. National Toy Hall of Fame [Electronic resource]. URL: https://web.archive.org/web/20140818105840/https://www.toyhalloffame.org/toys/jack-box (date of access: 19.02.2023).

16. Jack in the Box. A Scary Collection of Jack in the Box toys. Gridlove. 01.02.2016 [Electronic resource]. URL: https://www.scaryforkids.com/jack-in-the-box/ (date of access: 19.02.2023).

17. Kjeldgaard-Christiansen J., Clasen M. Threat Simulation in Virtual Limbo: An Evolutionary Approach to Horror Video Games. Journal of Gaming and Virtual Worlds. 2019. Vol. 11, N 2. P. 119–138.

18. McAndrew F.T. Why We Love Big, Blood-Curdling Screams. Psychology Today. 28.10.2019 [Electronic resource]. URL: https://www.psychologytoday.com/us/blog/out-the-ooze/201910/why-we-love-big-blood-curdling-screams (date of access: 19.02.2023).

19. Mine Action: Lessons and Challenges. Geneva: GICHD, 2005.

20. Pop Goes The Weasel – Kids Reactions To Jack In The Box. Youtube. 16.03.2019 [Electronic resource]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=WWxUkzOJX58 (date of access: 19.02.2023).

21. Rodriguez G. Hilarious Video Shows a Baby's Terrified Reaction to a Jack-in-the-Box toy. Daily Mail. 05.10.2017 [Electronic resource]. URL: https://www.dailymail.co.uk/news/article-4953324/Video-shows-baby-s-terrified-reaction-Jack-Box.html (date of access: 19.02.2023).

22. Rogoff B., Malkin C., Gilbride K. Interaction with Babies as Guidance in Development. New Directions for Child Development. 1984. Vol. 23. P. 31–44.

23. Rovou J. The Psychology of Hollywood Screamers (You Know Who They Are) Explained. The Hollywood Reporter. 24.06.2016 [Electronic resource]. URL: https://www.hollywoodreporter.com/news/general-news/psychology-hollywood-screamers-you-know-904983/ (date of access: 19.02.2023).

24. Shine R., Sun L.-X. Attack Strategy of an Ambush Predator: Which Attributes of the Prey Trigger a Pit-Viper's Strike? Functional Ecology. 2003. Vol. 17, N 3. P. 340–348.

25. Understanding Separation Anxiety in Infants and Young Children. DC Department of Behavioral Health, Prevention and Early Intervention Programs, Healthy Futures. OSSE 2016 Infant and Toddler Conference. 20.05.2016 [Electronic resource]. URL: https://osse.dc.gov/sites/default/files/dc/sites/osse/publication/attachments/DEL_Mental%20Health_Social%20Emotional%20Development_Understanding%20Separation%20Anxiety.pdf (date of access: 19.02.2023).

26. Werner M. Why Do We Crave Horror? Evolutionary Psychology and Viewer Response to Horror Films. Bright Lights Film Journal. 30.04.2010 [Electronic resource]. URL: https://brightlightsfilm.com/why-do-we-crave-horror-evolutionary-psychology-and-viewer-response-to-horror-films (date of access: 19.02.2023).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести