Русский
English
en
Русский
ru
О журнале
Редсовет
Архив
Контакты
Везде
Везде
Автор
Заголовок
Текст
Ключевые слова
Искать
Главная
>
Выпуск №4
>
Стресс и антистресс в современных исследованиях
Стресс и антистресс в современных исследованиях
Оглавление
Аннотация
Оценить
Содержание публикации
Библиография
Комментарии
Поделиться
Метрика
Стресс и антистресс в современных исследованиях
Том 34 4
Стресс и антистресс в современных исследованиях
Софья Нартова-Бочавер
Аннотация
Код статьи
S023620070027452-4-1
Тип публикации
Разное
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Нартова-Бочавер Софья Кимовна
Связаться с автором
ORCID:
0000-0002-8061-4154
Должность: профессор
Аффилиация:
Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”
Адрес: Москва, ул. Мясницкая, д.20
Номер
Том 34 Выпуск №4
Страницы
7-10
Аннотация
Классификатор
Получено
03.09.2023
Дата публикации
03.09.2023
Всего подписок
16
Всего просмотров
444
Оценка читателей
0.0
(0 голосов)
Цитировать
Скачать pdf
ГОСТ
Нартова-Бочавер С. К. Стресс и антистресс в современных исследованиях // Человек. – 2023. – T. 34. – Выпуск №4 C. 7-10 . URL: https://chelovekras.ru/stress-i-antistress-v-sovremennyh-issledovaniyah/?version_id=102244
MLA
Nartova-Bochaver, Sofya K "Stress and Antistress in Modern Research."
Chelovek.
34.4 (2023).:7-10.
APA
Nartova-Bochaver S. (2023). Stress and Antistress in Modern Research.
Chelovek.
vol. 34, no. 4, pp.7-10
Содержание публикации
1
Мы живем в суровое, даже страшное время, которое, как никогда, требует от человека душевной силы, чистоты, преданности идеалам и стойкости перед Лихом.
Мы живем в суровое, даже страшное время, которое, как никогда, требует от человека душевной силы, чистоты, преданности идеалам и стойкости перед Лихом.
Мы живем в суровое, даже страшное время, которое, как никогда, требует от человека душевной силы, чистоты, преданности идеалам и стойкости перед Лихом.
2
Ю. Нагибин.
Предисловие к книге
Дж.Р.Р
. Толкиена
«Кузнец из Большого
Вуттона
»
<em>Ю. Нагибин.</em> <em>Предисловие к книге </em><em>Дж.Р.Р</em><em>. Толкиена </em> <em>«Кузнец из Большого </em><em>Вуттона</em>»
<em>Ю. Нагибин.</em> <em>Предисловие к книге </em><em>Дж.Р.Р</em><em>. Толкиена </em> <em>«Кузнец из Большого </em><em>Вуттона</em>»
3
Стресс — это неотъемлемая часть человеческой жизни, как в экстремальных, так и в повседневных ее ипостасях. Наш мир не создан для комфорта; он побуждает решать новые и новые задачи, противостоять неожиданным вызовам, заново бороться за то, что, казалось бы, принадлежит человеку уже навечно. Никто не может избежать стресса, и, как правило, он приходит с неожиданной стороны, оттуда, где человек особенно беззащитен и неопытен. Однако стресс жестко расширяет этот опыт, опять же, не делая человека универсально устойчивым, но наделяя новыми инструментами взаимодействия с миром. Стресс — это то, что может, не убивая, сделать сильнее: исследователи разделяют эустресс как продуктивную реакцию мобилизации и дистресс как негативную реакцию истощения.
Стресс — это неотъемлемая часть человеческой жизни, как в экстремальных, так и в повседневных ее ипостасях. Наш мир не создан для комфорта; он побуждает решать новые и новые задачи, противостоять неожиданным вызовам, заново бороться за то, что, казалось бы, принадлежит человеку уже навечно. Никто не может избежать стресса, и, как правило, он приходит с неожиданной стороны, оттуда, где человек особенно беззащитен и неопытен. Однако стресс жестко расширяет этот опыт, опять же, не делая человека универсально устойчивым, но наделяя новыми инструментами взаимодействия с миром. Стресс — это то, что может, не убивая, сделать сильнее: исследователи разделяют эустресс как продуктивную реакцию мобилизации и дистресс как негативную реакцию истощения.
Стресс — это неотъемлемая часть человеческой жизни, как в экстремальных, так и в повседневных ее ипостасях. Наш мир не создан для комфорта; он побуждает решать новые и новые задачи, противостоять неожиданным вызовам, заново бороться за то, что, казалось бы, принадлежит человеку уже навечно. Никто не может избежать стресса, и, как правило, он приходит с неожиданной стороны, оттуда, где человек особенно беззащитен и неопытен. Однако стресс жестко расширяет этот опыт, опять же, не делая человека универсально устойчивым, но наделяя новыми инструментами взаимодействия с миром. Стресс — это то, что может, не убивая, сделать сильнее: исследователи разделяют эустресс как продуктивную реакцию мобилизации и дистресс как негативную реакцию истощения.
4
Первоначально, в рамках научных концепций, стресс означал неспецифический ответ организма и психики на воздействие неблагоприятных факторов (стрессоров), которые побуждают организм мобилизовываться, а психику — проводить «инвентаризацию» и упорядочивание возможных ресурсов для того, чтобы совладать с трудной ситуацией. Однако это понятие уже давно вошло в широкий культурный и повседневный дискурс и обросло новыми смысловыми оттенками. В качестве неполных синонимов стресса используют понятие трудных жизненных ситуаций, а в анализе исходных стрессоров уже не ограничиваются воздействиями, угрожающими физическому существованию, а говорят об угрозах личности — морали, финансовой уверенности, самоуважению, идентичности. Оборотной стороной стресса является антистресс в широком смысле слова — качества личности, технологии совладания и самопомощи, которые позволяют выходить из неудовлетворительного состояния.
Первоначально, в рамках научных концепций, стресс означал неспецифический ответ организма и психики на воздействие неблагоприятных факторов (стрессоров), которые побуждают организм мобилизовываться, а психику — проводить «инвентаризацию» и упорядочивание возможных ресурсов для того, чтобы совладать с трудной ситуацией. Однако это понятие уже давно вошло в широкий культурный и повседневный дискурс и обросло новыми смысловыми оттенками. В качестве неполных синонимов стресса используют понятие трудных жизненных ситуаций, а в анализе исходных стрессоров уже не ограничиваются воздействиями, угрожающими физическому существованию, а говорят об угрозах личности — морали, финансовой уверенности, самоуважению, идентичности. Оборотной стороной стресса является антистресс в широком смысле слова — качества личности, технологии совладания и самопомощи, которые позволяют выходить из неудовлетворительного состояния.
Первоначально, в рамках научных концепций, стресс означал неспецифический ответ организма и психики на воздействие неблагоприятных факторов (стрессоров), которые побуждают организм мобилизовываться, а психику — проводить «инвентаризацию» и упорядочивание возможных ресурсов для того, чтобы совладать с трудной ситуацией. Однако это понятие уже давно вошло в широкий культурный и повседневный дискурс и обросло новыми смысловыми оттенками. В качестве неполных синонимов стресса используют понятие трудных жизненных ситуаций, а в анализе исходных стрессоров уже не ограничиваются воздействиями, угрожающими физическому существованию, а говорят об угрозах личности — морали, финансовой уверенности, самоуважению, идентичности. Оборотной стороной стресса является антистресс в широком смысле слова — качества личности, технологии совладания и самопомощи, которые позволяют выходить из неудовлетворительного состояния.
5
В нашем спецвыпуске представлен ряд новых идей относительно философского и психологического понимания стресса и его частных проявлений. Не претендуя на статус абсолютной истины, они расставляют свежие акценты на ви́дении феномена стресса и приглашают к дискуссии.
В нашем спецвыпуске представлен ряд новых идей относительно философского и психологического понимания стресса и его частных проявлений. Не претендуя на статус абсолютной истины, они расставляют свежие акценты на ви́дении феномена стресса и приглашают к дискуссии.
В нашем спецвыпуске представлен ряд новых идей относительно философского и психологического понимания стресса и его частных проявлений. Не претендуя на статус абсолютной истины, они расставляют свежие акценты на ви́дении феномена стресса и приглашают к дискуссии.
6
Стресс можно понимать с точки зрения соотношения жизни и смерти. В рамках эволюционного учения смерть — неизбежный итог индивидуальной жизни, который, тем не менее, поддерживает Жизнь в широком смысле слова, прокладывая дорогу другим индивидам и другим биологическим формам. Однако в условиях избыточного присутствия в современной цивилизации технологий как добровольного допущения Не-жизни, стресс может быть рассмотрен как маркер противостояния этим технологиям, новой реальности, к которой человечество еще не успело адаптироваться на генетическом уровне. Что же с этим делать? Философия стресса побуждает понимать его как стимул к тому, чтобы в регуляции человеческой деятельности уделять больше внимания механизму торможения, а не активации (возбуждения) и таким образом обучаться лучшему противостоянию Не-жизни.
Стресс можно понимать с точки зрения соотношения жизни и смерти. В рамках эволюционного учения смерть — неизбежный итог индивидуальной жизни, который, тем не менее, поддерживает Жизнь в широком смысле слова, прокладывая дорогу другим индивидам и другим биологическим формам. Однако в условиях избыточного присутствия в современной цивилизации технологий как добровольного допущения Не-жизни, стресс может быть рассмотрен как маркер противостояния этим технологиям, новой реальности, к которой человечество еще не успело адаптироваться на генетическом уровне. Что же с этим делать? Философия стресса побуждает понимать его как стимул к тому, чтобы в регуляции человеческой деятельности уделять больше внимания механизму торможения, а не активации (возбуждения) и таким образом обучаться лучшему противостоянию Не-жизни.
Стресс можно понимать с точки зрения соотношения жизни и смерти. В рамках эволюционного учения смерть — неизбежный итог индивидуальной жизни, который, тем не менее, поддерживает Жизнь в широком смысле слова, прокладывая дорогу другим индивидам и другим биологическим формам. Однако в условиях избыточного присутствия в современной цивилизации технологий как добровольного допущения Не-жизни, стресс может быть рассмотрен как маркер противостояния этим технологиям, новой реальности, к которой человечество еще не успело адаптироваться на генетическом уровне. Что же с этим делать? Философия стресса побуждает понимать его как стимул к тому, чтобы в регуляции человеческой деятельности уделять больше внимания механизму торможения, а не активации (возбуждения) и таким образом обучаться лучшему противостоянию Не-жизни.
7
Стресс — это не только шаг на пути от физической жизни к физической же смерти; это также угроза моральной целостности личности. Высокие нагрузки последних лет, вызванные сильными необычными раздражителями медицинского и социального содержания, способны ослабить противостояние нравственным искушениям, сделать человека «морально эластичным». Как следствие, возникают новые культурные практики (коллективные стратегии), возвращающие человека в зону морального комфорта — морализация, интеллектуализация, «новая этика» индивидуального благополучия. Однако насколько они безопасны и эффективны для человеческой души? Складывается впечатление, что для сохранения моральной идентичности человек должен разрабатывать не только индивидуальные способы противостояния общим угрозам, но также искушению некритично следовать этим культурным практикам.
Стресс — это не только шаг на пути от физической жизни к физической же смерти; это также угроза моральной целостности личности. Высокие нагрузки последних лет, вызванные сильными необычными раздражителями медицинского и социального содержания, способны ослабить противостояние нравственным искушениям, сделать человека «морально эластичным». Как следствие, возникают новые культурные практики (коллективные стратегии), возвращающие человека в зону морального комфорта — морализация, интеллектуализация, «новая этика» индивидуального благополучия. Однако насколько они безопасны и эффективны для человеческой души? Складывается впечатление, что для сохранения моральной идентичности человек должен разрабатывать не только индивидуальные способы противостояния общим угрозам, но также искушению некритично следовать этим культурным практикам.
Стресс — это не только шаг на пути от физической жизни к физической же смерти; это также угроза моральной целостности личности. Высокие нагрузки последних лет, вызванные сильными необычными раздражителями медицинского и социального содержания, способны ослабить противостояние нравственным искушениям, сделать человека «морально эластичным». Как следствие, возникают новые культурные практики (коллективные стратегии), возвращающие человека в зону морального комфорта — морализация, интеллектуализация, «новая этика» индивидуального благополучия. Однако насколько они безопасны и эффективны для человеческой души? Складывается впечатление, что для сохранения моральной идентичности человек должен разрабатывать не только индивидуальные способы противостояния общим угрозам, но также искушению некритично следовать этим культурным практикам.
8
Роль социально-культурного дискурса касается не только сферы морали; даже более «осязаемые» стрессоры, такие, как недавно пережитая эпидемия COVID-19, подвержены воздействию медиаэффектов и, более того, создаются ими. Можно говорить о дискурсе «общества стресса», который порождает, управляет и модифицирует содержание негативных переживаний, вводя их в повседневный обиход, от моральной паники до усталости сострадать. Этот дискурс достаточно автономен и навязчив, чтобы активизировать еще и вторичные реакции на стресс, и потому необходимы анти-манипулятивные техники, позволяющие человеку рефлексировать собственную индивидуальную восприимчивость/невосприимчивость к самому стрессу и социальным представлениям о нем.
Роль социально-культурного дискурса касается не только сферы морали; даже более «осязаемые» стрессоры, такие, как недавно пережитая эпидемия COVID-19, подвержены воздействию медиаэффектов и, более того, создаются ими. Можно говорить о дискурсе «общества стресса», который порождает, управляет и модифицирует содержание негативных переживаний, вводя их в повседневный обиход, от моральной паники до усталости сострадать. Этот дискурс достаточно автономен и навязчив, чтобы активизировать еще и вторичные реакции на стресс, и потому необходимы анти-манипулятивные техники, позволяющие человеку рефлексировать собственную индивидуальную восприимчивость/невосприимчивость к самому стрессу и социальным представлениям о нем.
Роль социально-культурного дискурса касается не только сферы морали; даже более «осязаемые» стрессоры, такие, как недавно пережитая эпидемия COVID-19, подвержены воздействию медиаэффектов и, более того, создаются ими. Можно говорить о дискурсе «общества стресса», который порождает, управляет и модифицирует содержание негативных переживаний, вводя их в повседневный обиход, от моральной паники до усталости сострадать. Этот дискурс достаточно автономен и навязчив, чтобы активизировать еще и вторичные реакции на стресс, и потому необходимы анти-манипулятивные техники, позволяющие человеку рефлексировать собственную индивидуальную восприимчивость/невосприимчивость к самому стрессу и социальным представлениям о нем.
9
Итак, стресс — это в первую очередь индивидуальное его восприятие и выработка личных способов совладания с ним; это часть не только социального дискурса, но также — личного нарратива. Какие же индивидуальные качества помогают справиться со стрессом? Верность своему истинному Я, называемая аутентичностью личности, благоприятствует выработке мировоззренческой установки, в силу которой человек понимает, что жизнь без вызовов невозможна и каждый человек с неизбежностью решает сложные жизненные задачи, проходит путь индивидуации, укрепляя контакт со своей природой и Вселенной. Преодолевая кризисы и совладая со стрессом, человек усиливает свою аутентичность и оказывается лучше подготовлен к тому, чтобы без деструктивной суетности принимать и решать новые задачи.
Итак, стресс — это в первую очередь индивидуальное его восприятие и выработка личных способов совладания с ним; это часть не только социального дискурса, но также — личного нарратива. Какие же индивидуальные качества помогают справиться со стрессом? Верность своему истинному Я, называемая аутентичностью личности, благоприятствует выработке мировоззренческой установки, в силу которой человек понимает, что жизнь без вызовов невозможна и каждый человек с неизбежностью решает сложные жизненные задачи, проходит путь индивидуации, укрепляя контакт со своей природой и Вселенной. Преодолевая кризисы и совладая со стрессом, человек усиливает свою аутентичность и оказывается лучше подготовлен к тому, чтобы без деструктивной суетности принимать и решать новые задачи.
Итак, стресс — это в первую очередь индивидуальное его восприятие и выработка личных способов совладания с ним; это часть не только социального дискурса, но также — личного нарратива. Какие же индивидуальные качества помогают справиться со стрессом? Верность своему истинному Я, называемая аутентичностью личности, благоприятствует выработке мировоззренческой установки, в силу которой человек понимает, что жизнь без вызовов невозможна и каждый человек с неизбежностью решает сложные жизненные задачи, проходит путь индивидуации, укрепляя контакт со своей природой и Вселенной. Преодолевая кризисы и совладая со стрессом, человек усиливает свою аутентичность и оказывается лучше подготовлен к тому, чтобы без деструктивной суетности принимать и решать новые задачи.
10
Поскольку каждый стресс отличается от предыдущего, к нему невозможно полностью привыкнуть, и каждая новая ситуация обладает новизной и неопределенностью, усиливая негативное и дисфункциональное состояние человека. Кажется, что достаточно «включить разум», чтобы принять верное решение и оптимизировать психологические затраты. Однако это не так: именно эмоции, обеспечивающие динамическую саморегуляцию, способствуют принятию эффективного решения, что делает эвристичным изучение нового психологического феномена — эмоциональной плавучести.
Поскольку каждый стресс отличается от предыдущего, к нему невозможно полностью привыкнуть, и каждая новая ситуация обладает новизной и неопределенностью, усиливая негативное и дисфункциональное состояние человека. Кажется, что достаточно «включить разум», чтобы принять верное решение и оптимизировать психологические затраты. Однако это не так: именно эмоции, обеспечивающие динамическую саморегуляцию, способствуют принятию эффективного решения, что делает эвристичным изучение нового психологического феномена — эмоциональной плавучести.
Поскольку каждый стресс отличается от предыдущего, к нему невозможно полностью привыкнуть, и каждая новая ситуация обладает новизной и неопределенностью, усиливая негативное и дисфункциональное состояние человека. Кажется, что достаточно «включить разум», чтобы принять верное решение и оптимизировать психологические затраты. Однако это не так: именно эмоции, обеспечивающие динамическую саморегуляцию, способствуют принятию эффективного решения, что делает эвристичным изучение нового психологического феномена — эмоциональной плавучести.
11
Другой оригинальный взгляд на переживание стресса и совладание с ним открывает так называемый парадокс устойчивости — несмотря на то что люди очень различаются по спектру и выраженности своих ресурсных качеств, большинство из них так или иначе приходит к устойчивому существованию. Таким образом, люди практически обречены на совладание со стрессом, но у каждого — своя траектория.
Другой оригинальный взгляд на переживание стресса и совладание с ним открывает так называемый парадокс устойчивости — несмотря на то что люди очень различаются по спектру и выраженности своих ресурсных качеств, большинство из них так или иначе приходит к устойчивому существованию. Таким образом, люди практически обречены на совладание со стрессом, но у каждого — своя траектория.
Другой оригинальный взгляд на переживание стресса и совладание с ним открывает так называемый парадокс устойчивости — несмотря на то что люди очень различаются по спектру и выраженности своих ресурсных качеств, большинство из них так или иначе приходит к устойчивому существованию. Таким образом, люди практически обречены на совладание со стрессом, но у каждого — своя траектория.
12
Тема стресса была бы слишком безнадежной и бесполезной, если бы не подразумевала возможности выхода из трудной ситуации. Разные субъекты совладания и разные проблемы требуют для устойчивого функционирования применения неодинаковых психологических инструментов. Стрессу, в том числе финансовому, может подвергаться не индивид, а семья как целостная группа людей, и тогда эффективным будет диадическое совладание, в котором участвуют оба супруга.
Тема стресса была бы слишком безнадежной и бесполезной, если бы не подразумевала возможности выхода из трудной ситуации. Разные субъекты совладания и разные проблемы требуют для устойчивого функционирования применения неодинаковых психологических инструментов. Стрессу, в том числе финансовому, может подвергаться не индивид, а семья как целостная группа людей, и тогда эффективным будет диадическое совладание, в котором участвуют оба супруга.
Тема стресса была бы слишком безнадежной и бесполезной, если бы не подразумевала возможности выхода из трудной ситуации. Разные субъекты совладания и разные проблемы требуют для устойчивого функционирования применения неодинаковых психологических инструментов. Стрессу, в том числе финансовому, может подвергаться не индивид, а семья как целостная группа людей, и тогда эффективным будет диадическое совладание, в котором участвуют оба супруга.
13
Другое расширение понятия совладания в сторону нюансировки социальных возможностей подразумевает применение цифровых технологий. Люди могут помогать друг другу или вместе преодолевать трудности. Однако они могут использовать и новые возможности, открытые интернет-пространством и сетевой коммуникацией, которые иногда могут быть более экологичными для травмированного человека, позволяя ему сохранить анонимность и избежать иногда стигматизирующего опыта «клиентскости».
Другое расширение понятия совладания в сторону нюансировки социальных возможностей подразумевает применение цифровых технологий. Люди могут помогать друг другу или вместе преодолевать трудности. Однако они могут использовать и новые возможности, открытые интернет-пространством и сетевой коммуникацией, которые иногда могут быть более экологичными для травмированного человека, позволяя ему сохранить анонимность и избежать иногда стигматизирующего опыта «клиентскости».
Другое расширение понятия совладания в сторону нюансировки социальных возможностей подразумевает применение цифровых технологий. Люди могут помогать друг другу или вместе преодолевать трудности. Однако они могут использовать и новые возможности, открытые интернет-пространством и сетевой коммуникацией, которые иногда могут быть более экологичными для травмированного человека, позволяя ему сохранить анонимность и избежать иногда стигматизирующего опыта «клиентскости».
14
Наконец, продолжая тему помощи и самопомощи, интересно проанализировать, какие действия оказались наиболее эффективными в долгий трудный период локдауна для обучающейся молодежи — наиболее активной группы населения. Неожиданно оказалось, что не все молодые люди и девушки воспринимали пандемию как сверхдраматичный опыт, и многие могли справиться с напряжением самостоятельно. Что же до внешних ресурсов, то они обращались за помощью и сами оказывали ее тем, кто испытывал стресс так же, как и они, находили опору в общении с преподавателями и наставниками, а при необходимости обращались в психологические службы. Широкий спектр наличествующих возможностей помогал эффективно справиться со стрессом молодым людям с разными потребностями.
Наконец, продолжая тему помощи и самопомощи, интересно проанализировать, какие действия оказались наиболее эффективными в долгий трудный период локдауна для обучающейся молодежи — наиболее активной группы населения. Неожиданно оказалось, что не все молодые люди и девушки воспринимали пандемию как сверхдраматичный опыт, и многие могли справиться с напряжением самостоятельно. Что же до внешних ресурсов, то они обращались за помощью и сами оказывали ее тем, кто испытывал стресс так же, как и они, находили опору в общении с преподавателями и наставниками, а при необходимости обращались в психологические службы. Широкий спектр наличествующих возможностей помогал эффективно справиться со стрессом молодым людям с разными потребностями.
Наконец, продолжая тему помощи и самопомощи, интересно проанализировать, какие действия оказались наиболее эффективными в долгий трудный период локдауна для обучающейся молодежи — наиболее активной группы населения. Неожиданно оказалось, что не все молодые люди и девушки воспринимали пандемию как сверхдраматичный опыт, и многие могли справиться с напряжением самостоятельно. Что же до внешних ресурсов, то они обращались за помощью и сами оказывали ее тем, кто испытывал стресс так же, как и они, находили опору в общении с преподавателями и наставниками, а при необходимости обращались в психологические службы. Широкий спектр наличествующих возможностей помогал эффективно справиться со стрессом молодым людям с разными потребностями.
15
Еще один новый разворот исследований связан с содержанием стрессоров и их субъективным восприятием. Не всегда мы можем встать на позицию другого человека в понимании воздействий, особенно если этот другой сильно отличается от нас, например, по возрасту. То, что выглядит как забава или развлечение, на самом деле может иметь отсроченные травматичные и деструктивные последствия: например, игры-«страшилки» купируют любопытство ребенка, ограничивая его волю к познанию. Печально, что это может происходить при участии значимых взрослых, которые таким образом неосознанно сигнализируют ребенку, что «быть слишком умным» —опасно.
Еще один новый разворот исследований связан с содержанием стрессоров и их субъективным восприятием. Не всегда мы можем встать на позицию другого человека в понимании воздействий, особенно если этот другой сильно отличается от нас, например, по возрасту. То, что выглядит как забава или развлечение, на самом деле может иметь отсроченные травматичные и деструктивные последствия: например, игры-«страшилки» купируют любопытство ребенка, ограничивая его волю к познанию. Печально, что это может происходить при участии значимых взрослых, которые таким образом неосознанно сигнализируют ребенку, что «быть слишком умным» —опасно.
Еще один новый разворот исследований связан с содержанием стрессоров и их субъективным восприятием. Не всегда мы можем встать на позицию другого человека в понимании воздействий, особенно если этот другой сильно отличается от нас, например, по возрасту. То, что выглядит как забава или развлечение, на самом деле может иметь отсроченные травматичные и деструктивные последствия: например, игры-«страшилки» купируют любопытство ребенка, ограничивая его волю к познанию. Печально, что это может происходить при участии значимых взрослых, которые таким образом неосознанно сигнализируют ребенку, что «быть слишком умным» —опасно.
16
Не только отдельные стрессоры воспринимаются по-разному детьми и взрослыми; сами понятия стресса и антистресса также имеют свои особенности у взрослых, детей и подростков. У ребенка стресс в первую очередь связан с утратами, а у подростков — с покинутостью. Что касается преодоления стресса, то взрослые склонны инфантилизировать детей, приписывая им более высокое стремление к социальной поддержке, в то время как сами дети и подростки, совладая со стрессом, склонны просто отвлекаться от тяжелого события или переживания.
Не только отдельные стрессоры воспринимаются по-разному детьми и взрослыми; сами понятия стресса и антистресса также имеют свои особенности у взрослых, детей и подростков. У ребенка стресс в первую очередь связан с утратами, а у подростков — с покинутостью. Что касается преодоления стресса, то взрослые склонны инфантилизировать детей, приписывая им более высокое стремление к социальной поддержке, в то время как сами дети и подростки, совладая со стрессом, склонны просто отвлекаться от тяжелого события или переживания.
Не только отдельные стрессоры воспринимаются по-разному детьми и взрослыми; сами понятия стресса и антистресса также имеют свои особенности у взрослых, детей и подростков. У ребенка стресс в первую очередь связан с утратами, а у подростков — с покинутостью. Что касается преодоления стресса, то взрослые склонны инфантилизировать детей, приписывая им более высокое стремление к социальной поддержке, в то время как сами дети и подростки, совладая со стрессом, склонны просто отвлекаться от тяжелого события или переживания.
17
Итак, мы представили некоторые новые инсайты о содержании стресса, ресурсах совладания с ним и развивающем значении драматичных опытов для развития личности. Мы надеемся, что заинтересованные читатели сочтут идеи нашего спецвыпуска полезными для постановки новых исследовательских задач и повседневной практики совладания со стрессом.
Итак, мы представили некоторые новые инсайты о содержании стресса, ресурсах совладания с ним и развивающем значении драматичных опытов для развития личности. Мы надеемся, что заинтересованные читатели сочтут идеи нашего спецвыпуска полезными для постановки новых исследовательских задач и повседневной практики совладания со стрессом.
Итак, мы представили некоторые новые инсайты о содержании стресса, ресурсах совладания с ним и развивающем значении драматичных опытов для развития личности. Мы надеемся, что заинтересованные читатели сочтут идеи нашего спецвыпуска полезными для постановки новых исследовательских задач и повседневной практики совладания со стрессом.
18
©
2023
С.К.
Нартова-
Бочавер
,
п
риглашенный редактор
спецвыпуска
,
доктор психологических наук,
профессор
департамента
психологии
Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
<em>©</em><em> 2023 </em><em>С.К. </em><em>Нартова-</em><em>Бочавер</em><em>,</em><em> </em><em>п</em><em>риглашенный редактор </em><em>спецвыпуска</em><em>,</em><em> </em><em>доктор психологических наук, </em><em>профессор</em><em> </em><em>департамента</em><em> </em><em>психологии </em><em>Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».</em><em> </em>
<em>©</em><em> 2023 </em><em>С.К. </em><em>Нартова-</em><em>Бочавер</em><em>,</em><em> </em><em>п</em><em>риглашенный редактор </em><em>спецвыпуска</em><em>,</em><em> </em><em>доктор психологических наук, </em><em>профессор</em><em> </em><em>департамента</em><em> </em><em>психологии </em><em>Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».</em><em> </em>
Комментарии
Сообщения не найдены
Написать отзыв
Перевести
Авторизация
E-mail
Пароль
Войти
Забыли пароль?
Регистрация
Войти через
Комментарии
Сообщения не найдены