- Код статьи
- S27822893S0236200725050013-1
- DOI
- 10.7868/S2782289325050013
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Номер
- Том 36 / Номер выпуска 5
- Страницы
- 7-27
- Аннотация
- Способность к связности — ключевая и стержневая априорная способность человеческого сознания. Когнитивный «механизм», практикуемый сознанием в осуществление этой способности, — полагание «что-и-какое». Не наблюдаемый напрямую, он уверенно прочитывается в своих проявлениях во всех звеньях эпистемной цепочки: язык, чувственное восприятие, мышление. Восприятие вещи (а не рассыпанного множества качеств), высказывание (речевая практика) и суждение (логическое мышление) возможны как полагание связности подлежащего и сказуемого, субъекта и предиката, «что» и «какое». Связность, как утверждал еще И. Кант, не может быть взята из предмета познания, она полагаема нашим сознанием. Значит, это — способность сознания, и только сознания, которая обеспечивает как связность самого сознания (то есть согласованность его разных функций), так и связность мира в целом и каждого отдельного объекта мира. Поскольку большая культура — продукт разворачивания сознания, эта же способность задает связность большой культуры и согласованность ее сегментов, чем разъясняется смысл замеченной О. Шпенглером «морфологии культуры». Способность к связности реализуется вариативно: множество данных мира («какое») собирается сознанием в объект благодаря полаганию «что», которое может полагаться как субстанция, а может полагаться как действие. В двух случаях задействованы разные интуиции. Как реализует себя вариативная способность податчика свинцом, показано на примеры вхождения математической формулы у = 2x (или, в общем виде, y = Nx). Даны примеры из области исламского и европейского искусства и продемонстрирован неустранимый контраст смыслополагания с обеих сторон, вызванный несоподданным способом податчика «что-и-какое». Значение когнитивного опыта не западных больших культур заключается в том, что его — опыт разворачивания вариатного податчика «что-и-какое», отличающихся от того, который лежит в основании европейской большой культуры. Исследование сознания, не принимающее во внимание полноту когнитивного опыта человечества, заранее обрекает себя на ограниченность своих результатов.
- Ключевые слова
- связность «что-и-какое» исламское искусство морфология культуры большая культура орнамент логика смысла субстанция алмаза логика процессуальная логика
- Дата публикации
- 18.12.2025
- Год выхода
- 2025
- Всего подписок
- 0
- Всего просмотров
- 4
Библиография
- 1. Буркхардт Т. Сакральное искусство Востока и Запада: Принципы и методы / пер. с англ. Н.П. Локман. М.: Алетейа, 1999.
- 2. Ибн Джубайр. Рихла [Странствие]. Байрут: Дар саир. Б.г. (На арабском языке).
- 3. Масиньон Л. Методы художественного выражения у мусульманских народов / пер. с фр. Н.Ю. Чалисовой // Арабская средневековая культура и литература: Сборник статей зарубежных ученых / сост. и автор предисл. И.М. Фильштинский; отв. ред. Д.В. Фролов. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1978. С. 46–59.
- 4. Ал‑МукÖаддаси, Шамс ад ô ‑Динô . АхÖсан ат‑такÖаси ô м фи ô ма‘рифат ал ô ‑’акÖали ô м [Наи ô лучшее из делений для познания регионов]. Лейден: Брилль, 1906. (На арабском языке).
- 5. Назарли М.Д. Два мира восточной миниатюры: проблемы прагматической интерпретации сефевидской живописи. М.: Изд. центр РГГУ, 2006.
- 6. Памук О. Имя мне — Красный / пер. c тур. М. Шарова. СПб.: Азбука, 2015.
- 7. Памук О. Меня зовут Красный / пер. c тур. В.Б. Феоновой. СПб.: Амфора, 2002.
- 8. Смирнов А.В. Логика смысла как философия сознания: приглашение к размышлению. М.: ЯСК, 2021.
- 9. Чалисова Н.Ю., Смирнов А.В. Подражания восточным стихотворцам: встреча русской поэзии и арабо-персидской поэтики // Сравнительная философия. М.: Вост. лит., 2000. С. 245–344.