- Код статьи
- S27822893S0236200725030096-1
- DOI
- 10.7868/S2782289325030096
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Номер
- Том 36 / Номер выпуска 3
- Страницы
- 132-143
- Аннотация
- Цель данной работы заключается в прояснении понимания значения искусства искусственного интеллекта (ИИ) с точки зрения философской антропологии и объяснении того, как искусство ИИ может влиять на самосознание человека. В настоящее время, с развитием ряда соответствующих технологий, генеративный ИИ уже широко используется в художественном творчестве, и многие произведения, созданные с его помощью, привлекли внимание как арт-сообщества, так и исследователей. Однако вокруг произведений искусства, созданных ИИ, существует множество споров. Одна из ключевых проблем заключается в том, что сама способность к творению ИИ вызывает сомнения: традиционное понимание искусства утверждает, что ИИ не может обладать способностью к творению, однако эксперименты уже показали, что люди не могут отличить работы, созданные ИИ, от работ, созданных художниками. Многие современные философы полагают, что способность к творению не является исключительно человеческим качеством, следовательно, нет препятствий для признания творчеством работ ИИ. Автор статьи считает, что вопрос о природе творческих способностей ИИ не может быть разрешен так просто, и это не помогает нам понять искусство ИИ. В своем подходе автор развивает философскую антропологию Ф.И. Гиренка, ориентированную на рассмотрение наших галлюцинаций и галлюценозов. Это, в свою очередь, может помочь нам лучше понять художественность творчества ИИ и его влияние на наше самосознание.
- Ключевые слова
- искусство искусственный интеллект генеративный искусственный интеллект философская антропология цифровая философия галлюценоз Ф.И. Гиренок
- Дата публикации
- 16.12.2025
- Год выхода
- 2025
- Всего подписок
- 0
- Всего просмотров
- 3
Библиография
- 1. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике: Введение / пер. с нем. Б.Г. Столпнера // Гегель Г.В.Ф. Эстетика: в 4 т. / общ. ред. М.А. Лифшица. Т. 1. М.: Искусство, 1968. C. 7-96.
- 2. Гиренок Ф.И. Закат греческого мифа о человеке и бытии // Вестник СПБГУ. Философия и конфликтология. 2021. № 3. С. 554-567.
- 3. Гиренок Ф.И. Кризис субъекта // Литературная Газета. 2015. № 34 [Электроный ресурс]. URL: https://lgz.ru/article/-34-6522-2-09-2015/krizis-subekta/ (дата обращения: 31.10.2024).
- 4. Гиренок Ф.И. О двух философских стратегиях в исследовании человека // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 457. С. 66-71.
- 5. Гиренок Ф.И. О новой методологии неестественных наук // Философия хозяйства. 2024a. № 5. С. 169-182.
- 6. Гиренок Ф.И. О совпадении неясной сущности времени и человека // Человек. 2024b. Т. 35, № 1. С. 9-25.
- 7. Гиренок Ф.И. Признаки постхайдеггерианского мышления // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2019. № 2. С. 19-25.
- 8. Гиренок Ф.И. Сознание и аффект в антропологическом дискурсе // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 487. С. 50-54.
- 9. Гиренок Ф.И. Фигуры и складки. М.: Академический Проект, 2014.
- 10. Гиренок Ф.И. Ценности и смыслы в галлюценозе русского сознания: Монография. М.: Проспект, 2024c.
- 11. Колесник М.А., Омелик А.А. Искусственный интеллект в сфере культуры и искусства: обзор зарубежных публикаций // Социология искусственного интеллекта. 2024. Т. 5, № 2. С. 59-72.
- 12. Широкова М.А. Славянофилы о соотношении «внутреннего» и «внешнего» в конструировании границ российской идентичности // Сибирский философский журнал. 2021. T. 19, № 3. С. 102-114.
- 13. Boden M.A. The creative mind: myths and mechanisms. London: Routledge, 2004.
- 14. Coeckelbergh M. Can machines create art? Philosophy & Technology. 2017. Vol. 30, N 7. P. 285-303.
- 15. Elgammal A., Liu B., Elhoseiny M., Mazzone M. CAN: Creative adversarial networks, generating “art” by learning about styles and deviating from style norms. 2017 [Electronic resource]. URL: https://arxiv.org/abs/1706.07068 (date of access: 16.01.2025).
- 16. Cetinic E., She J. Understanding and Creating Art with AI: Review and Outlook. 2022 [Electronic resource]. URL: https://arxiv.org/abs/2102.09109 (date of access: 16.01.2025).
- 17. Hertzmann A. Computers do not make art, people do. Communications of the ACM. 2020. Vol. 63, N 5. P. 45-48.
- 18. Tao F. A new harmonisation of art and technology: Philosophic interpretations of artificial intelligence art. Critical Arts. 2022. Vol. 36, N 1-2. P. 110-125.