Президиум РАНЧеловек Chelovek

  • ISSN (Print) 0236-2007
  • ISSN (Online) 2782-2893

ВРЕМЯ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ Н.А. БЕРДЯЕВА: ОБРАЗ И СМЫСЛ

Код статьи
S27822893S0236200725030025-1
DOI
10.7868/S2782289325030025
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Номер
Том 36 / Номер выпуска 3
Страницы
13-29
Аннотация
В статье рассматриваются особенности философско-антропологической концепции Н.А. Бердяева. Ее конструктивно-смысловым элементом выступает проблема существования человека в истории и вечности. Бердяев предъявляет свою философию как опыт постижения реальности свободного духа, символизацией которого выступает исторический и культурный процесс. В «Смысле творчества» Бердяев толкует человека в религиозно-метафизическом ключе, в «Смысле истории» формулирует продуманную эсхатологическую концепцию философии истории. Русский мыслитель развивает тему времени человека и метаистории в главных книгах 1930-1940-х годов, которые демонстрируют процесс сложения экзистенциально окрашенной системы эсхатологической метафизики Бердяева. Все проблемы, значимые в период, когда он активно поддерживал общественно-политические и религиозно-философские споры русской интеллигенции, после революции Бердяев будет решать с точки зрения духовного смысла исторического процесса и культурного творчества человека. В статье анализируется характерное для Бердяева переосмысление индивидуального и общественного модуса бытия человека в метафизической и эсхатологической перспективе, где время личностного существования понимается философом как персональный, исторический и метаисторический Апокалипсис. Выдвигается тезис, что утверждение Бердяева о творческом вкладе человека в метаисторический процесс имеет этический смысл и является морально-волевым преодолением кризиса христианства, философски осмысленного им. Согласно Бердяеву, выражением этого кризиса стали русская революция, мировые войны, свидетельствующие об отказе современного общества и человека от следования по пути Богочеловечества. По мнению автора, дискурс Бердяева о времени существования человека дает возможность обсудить метафизический поворот в истории философской антропологии и его онтологические, этические и философско-исторические следствия.
Ключевые слова
метафизика творчества философия истории религиозный опыт личность оправдание человека эсхатология
Дата публикации
16.12.2025
Год выхода
2025
Всего подписок
0
Всего просмотров
1

Библиография

  1. 1. Антонов К.М. Вечное и новое в интерпретации христианства в русской религиозной мысли: к постановке проблемы // Бог в русской мысли, культуре, истории: Материалы Ежегодной междисциплинарной научной конференции Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых Кирилла и Мефодия «Церковь и время». М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых Кирилла и Мефодия, 2024. С. 61-72.
  2. 2. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990.
  3. 3. Бердяев Н.А. Мое философское миросозерцание // Н.А. Бердяев: pro et contra. Антология. Кн. I. СПб.: РХГИ, 1994а. С. 21-27.
  4. 4. Бердяев Н.А. Опыт эсхатологической метафизики: Творчество и объективация // Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М.: Республика, 1995.
  5. 5. Бердяев Н.А. Откровение о человеке в творчестве Достоевского // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: в 2 т. Т. 2. М.: Искусство, 1994b.
  6. 6. Бердяев Н.А. Самопознание. Опыт философской автобиографии. М.: Книга, 1991.
  7. 7. Бердяев Н.А. Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы. 2-е изд. Paris: YMCA-Press, 1969.
  8. 8. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994с.
  9. 9. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.
  10. 10. Бердяев Н.А. Христианство на безбожном фронте. Христианство и активность человека. Paris: YMCA-press, 1929.
  11. 11. Взыскующие града. Хроника частной жизни русских религиозных философов в письмах и дневниках С.А. Аскольдова, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Е.Н. Трубецкого, В.Ф. Эрна и др. / pед.-сост. В.И. Кейдан. М. Языки славянской культуры, 1997.
  12. 12. Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии // Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М.: Республика, 1994.
  13. 13. Ермичев А.А. «Я всегда был ничьим человеком…» // Н.А. Бердяев: pro et contra. Антология. Кн. I. СПб.: РХГИ, 1994. С. 8-22.
  14. 14. Жукова О.А. Свобода, творчество, дух: альтернативная метафизика Н.А. Бердяева // Философский журнал. 2024. Т. 17. № 2. С. 21-36.
  15. 15. Жукова О.А. Творчество и религиозность в русской культуре. Философские исследования. М.: Согласие, 2022.
  16. 16. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. Т. 1. Ч. 1. Л.: Эго, 1991.
  17. 17. Левицкий С.А. Бердяев: пророк или еретик? // Н.А. Бердяев: pro et contra. Антология. Кн. I / Сост., вступ. ст. и примеч. А.А. Ермичева. СПб.: РХГИ, 1994. С. 618-639.
  18. 18. Письма Н.А. Бердяева к Э.Ф. Голлербаху // Минувшее: Исторический альманах. 1993. Вып. 14. С. 398-414.
  19. 19. Шпидлик, о. Т. Русская идея: иное видение человека. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2006.
  20. 20. Юркевич П.Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека по учению Слова Божия // Юркевич П.Д. Философские произведения. М.: Правда, 1990.
  21. 21. Bodea R.-O. Nikolai Berdyaev’s Dialectics of Freedom: In Search for Spiritual Freedom. Open Theology. 2019. N5. P. 299-308.
QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека