Система способов государственного регулирования в сфере осуществления предпринимательской деятельности пользователями недр в современной России
Система способов государственного регулирования в сфере осуществления предпринимательской деятельности пользователями недр в современной России
Аннотация
Код статьи
S102694520017268-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Салиева Роза Наильевна 
Аффилиация: лаборатория правовых проблем недропользования, экологии и топливно-энергетического комплекса Института проблем экологии и недропользования Академии наук Республики Татарстан
Адрес: Российская Федерация,
Номер
Страницы
135-142
Аннотация

В статье проведен анализ норм действующего российского законодательства о государственном регулировании предпринимательских отношений, а также норм, определяющих способы государственного регулирования в сфере осуществления предпринимательской деятельности пользователями недр. Автором также проведено сравнение указанных норм российского законодательства с нормами Модельного кодекса о недрах и недропользовании и Модельного закона «О предпринимательстве». На основе проведенного анализа сформулированы предложения по совершенствованию законодательства о недрах в целях формирования системы способов государственного регулирования в сфере осуществления предпринимательской деятельности пользователями недр в современной России. В частности, следует дополнить такие способы публичной организации предпринимательства в сфере недропользования, как создание специального органа управления в области государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности; а также закрепление на уровне закона норм о техническом регулировании, об основах налогового регулирования, о мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере недропользования. Целесообразно усилить Закон РФ «О недрах» принципами государственного регулирования в сфере недропользования. Представляется необходимым в соответствии с новыми конституционными положениями в Законе РФ «О недрах» в ряду задач государственного регулирования отношений недропользования закрепить задачи поддержки и стимулирования научно-технологического развития в этой сфере.

Ключевые слова
государственное регулирование, способы государственного регулирования, недропользование, предпринимательская деятельность в сфере недропользования, публичная организация предпринимательства в сфере недропользования.
Классификатор
Получено
09.08.2021
Дата публикации
17.11.2021
Всего подписок
13
Всего просмотров
1305
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 В современных социально-экономических условиях сохраняется значение государственного регулирования в экономике в целом, включая государственное регулирование отношений в сфере недропользования.
2 Проблемы государственного регулирования в сфере экономики, в т.ч. в сфере энергетики и недропользования, исследовались известными учеными, специалистами по предпринимательскому (хозяйственному) праву, такими как В.С. Белых1, Е.П. Губин2, И.В. Ершова3, С.С. Занковский4, М.И.ºКлеандров5, В.В. Лаптев6, В.С. Мартемьянов7, С.Н. Шишкин8. Авторами разработаны теоретические положения о формах, методах, способах и средствах государственного регулирования в экономике.
1. См.: Белых В.С. Государственное регулирование предпринимательской деятельности в РФ // Росс. юрид. журнал. 2007. № 1. С. 39 - 47.

2. См.: Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы. М., 2006.

3. См.: Ершова И.В. >>>> в условиях интеграционных процессов // Предпринимательское право. 2014. № 1. С. 23 - 30.

4. См.: Занковский С.С. Конституции и бизнес: взгляд на историю и современность // Труды ИГП РАН. 2014. № 1. С. 15 - 28.

5. См.: Клеандров М.И. Нефтегазовое законодательство в системе российского права. Новосибирск, 1999.

6. См.: Лаптев В.В. Предпринимательское (хозяйственное) право в современных условиях // Предпринимательское (хозяйственное) право: избр. тр. Екатеринбург, 2008. С. 513 - 518.

7. См.: Мартемьянов В.С. Хозяйственное право: учеб. М., 1994. Т. 1. С. 189 - 216.

8. См.: Шишкин С.Н. >>>> государственного регулирования экономики. М., 2011.
3 В целом под государственным регулированием понимается установление и обеспечение государством общих правил осуществления деятельности и ее корректировку в зависимости от изменяющихся условий9.
9. См.: Полякова В.Э. Государственное регулирование: понятие, формы и сферы осуществления // СПС «КонсультантПлюс». 2021.
4 В настоящее время приняты специальные законы либо о государственном регулировании в отдельных экономических сферах деятельности10, либо о государственной поддержке предпринимательской деятельности11. Следует также отметить, что во многих законах содержатся специальные разделы о государственном регулировании в отдельных сферах экономической деятельности12 или отдельные статьи в законах13.
10. См.: Федеральный закон от 20.06.1996 г. № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» // СЗ РФ. 1996. № 26, ст. 3033; Федеральный закон от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2010. № 1, ст. 2; Федеральный закон от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // СЗ РФ. 2003. № 50, ст. 4850 и др.

11. См.: Федеральный закон от 13.07.2020 г. № 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» // СЗ РФ. 2020. № 29, ст. 4503; Федеральный закон от 23.07.2013 г. № 190-ФЗ «О некоторых мерах государственной поддержки отдельных категорий производителей моторных транспортных средств, их узлов и агрегатов» // СЗ РФ. 2013. № 30 (ч. I), ст. 4023.

12. См.: Федеральный закон от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» // СЗ РФ. 2003. № 13, ст. 1177; Федеральный закон от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 14, ст. 1667; Закон РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» // СЗ РФ. 1995. № 10, ст. 823 и др.

13. См.: Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. I), ст. 3448.
5 В целях систематизации законодательства в сфере государственного регулирования предпринимательских отношений представляются обоснованными предложения о целесообразности разработки специального системообразующего закона14.
14. См.: Клеандров М.И. Указ. соч. С. 68; Белых В.С. Указ. соч. С. 46; Занковский С.С. Указ. соч. С. 27.
6 Системообразующие подходы по вопросам государственного регулирования предпринимательских отношений (публичной организации предпринимательства) содержатся в Модельном законодательстве СНГ: Модельном законе «О предпринимательстве», Модельном кодексе о недрах и недропользовании15. Так, в Модельном законе «О предпринимательстве»16 определены публичные отношения в сфере предпринимательства и формы публичной организации предпринимательства. К публичным отношениям отнесены отношения, связанные с государственным регулированием и контролем (надзором) в сфере предпринимательства, основанные на власти и подчинении. К системе способов публичной организации предпринимательства отнесены, в частности государственная регистрация лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, а также в случаях, предусмотренных законом, их имущества и сделок; выдача разрешений на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности (лицензирование); защита конкуренции; тарифное регулирование; техническое регулирование; определение обязательных требований к бухгалтерскому учету и отчетности; организация налогообложения в сфере предпринимательства; определение порядка приватизации предпринимателями публичного имущества; определение порядка национализации имущества предпринимателей; поддержка малого и среднего предпринимательства; внешнеторговое и валютное регулирование и контроль и иные способы, прямо предусмотренные законодательством государства. А в ст. 5 Модельного закона «О предпринимательстве» определены принципы публичной организации предпринимательской деятельности. В гл. VI Модельного кодекса о недрах и недропользовании закреплены основы государственного управления и регулирования в области использования и охраны недр.
15. См.: Модельный кодекс о недрах и недропользовании для государств - участников СНГ (Принят в г. Санкт-Петербурге 07.12.2002 г. постановлением № 20-8 на 20-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств - участников СНГ. 2003. № 30 (ч. 2). С. 5 - 218.

16. См.: постановление № 43-8 Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ «О модельном законе “О предпринимательстве”» (Принято в г. Санкт-Петербурге 27.11.2015 г.) // Там же. 2016. № 64 (ч. 1).
7 Как показывает анализ нормативных правовых актов и правоприменительной практики, в российском законодательстве пока не сложился системный единообразный подход по вопросам государственного регулирования предпринимательской деятельности.
8 В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, научно-технологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации. Одной из важных сфер государственного регулирования на основе конституционных положений о федеральной политике и федеральных программах в области экономического развития остается сфера недропользования и осуществления предпринимательской деятельности пользователями недр. Особую значимость в современных экономических условиях имеют новые конституционные положения об установлении основ федеральной политики не только в области экономического, экологического развития, но также и в области научно-технологического развития. Данные конституционные положения в определенной мере нашли отражение в нормах Закона РФ «О недрах».
9 Так, в п. 2. ст. 3 данного Закона установлено, что к полномочиям федеральных органов относятся: определение и реализация федеральной политики недропользования, определение стратегии использования, темпов воспроизводства, дальнейшего расширения и качественного улучшения минерально-сырьевой базы путем разработки и реализации федеральных программ. В ст. 35 к задачам государственного регулирования отнесены: определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий период и на перспективу по Российской Федерации в целом и по ее субъектам; обеспечение развития минерально-сырьевой базы и подготовки резерва участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; обеспечение геологического изучения территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, Антарктики и дна Мирового океана; установление квот на поставку добываемого минерального сырья; введение платежей, связанных с пользованием недрами, а также регулируемых цен на отдельные виды минерального сырья; разработка норм и правил в области использования и охраны недр (с 01.01.2022 г. данный абзац утрачивает силу).
10 Как видно из приведенных положений Закона РФ «О недрах», задачи научно-технологического развития в сфере недропользования на уровне закона не установлены. В современных социально-экономических условиях наука становится производительной сферой экономики, в т.ч. в области освоения минерально-сырьевых ресурсов17, что обусловливает значимость государственной научно-технической политики и соответственно необходимость государственного регулирования в сфере научно-технологического развития. В связи с этим представляется целесообразным в соответствии с новыми конституционными положениями в Законе РФ «О недрах» в ряду задач государственного регулирования отношений недропользования закрепить задачи поддержки и стимулирования научно-технологического развития в этой сфере.
17. См.: Крюков В.А. Экономика знаний о недрах во времени и пространстве // Управление наукой: теория и практика. 2020. Т. 2. № 4. С. 72.
11 В вышеуказанном Законе определено, что государственное регулирование отношений недропользования осуществляется посредством 1)ºуправления; 2) лицензирования; 3) учета; 4) государственного контроля (надзора).
12 В юридической литературе подчеркивается различие понятий «средство» и «способ» регулирования.
13 Так, В.С. Белых отмечает, что «понятие “способ” сопряжено с вопросом о том, как осуществляется регулирование, а понятие “средство” – что для этого применяют»18. В Словаре дается следующее толкование: «способ – действие или система действий, применяемые при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь»; «средство – прием, способ действия для достижения чего-нибудь»19. В одном из Обзоров судебной практики Верховного Суда РФ отмечается, что «в государственном регулировании предпринимательской и иной экономической деятельности используются как правовые средства, так и средства административного регулирования – разрешение совершения определенных действий (в том числе лицензирование); обязательные предписания совершения каких-либо действий; установление квот и других ограничений; применение мер административного принуждения; применение материальных санкций; контроль и надзор и т.д.»20.
18. Белых В.С. Указ. соч. С. 43.

19. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 2-е изд, испр. и доп. М., 1994. С. 746, 749.

20. См.: Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1 (2014) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.12.2014 г.) (Извлечение) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2015. № 3.
14 Исходя из содержания рассматриваемых категорий «средства» и «способы», применительно к сфере осуществления государственного регулирования предпринимательской и иной деятельности к способам целесообразно относить систему действий, применяемых при осуществлении государственного регулирования. А для достижения целей государственного регулирования необходимо выделять соответствующие средства, т.е. непосредственно осуществление необходимых действий.
15 Рассмотрим способы и средства государственного регулирования, которые определены в Законе РФ «О недрах».
16 Во-первых, законодатель определил, что государственное регулирование в сфере недропользования осуществляется посредством управления. Согласно легальному определению, содержащемуся в Федеральном законе от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»21, государственное управление - это деятельность органов государственной власти по реализации своих полномочий в сфере социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. В Законе РФ «О недрах» определены полномочия федеральных органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования, а также полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
21. См.: СЗ РФ. 2014. № 26 (ч. I), ст. 3378.
17 В декабре 2019 г. ст. 3 Закона «О недрах», в которой определены полномочия федеральных органов государственной власти, была дополнена такими полномочиями федеральных органов, как установление правил разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, правил подготовки проектной документации на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых. Соответственно, для недропользователей установлено в ст. 232 данного Закона правило о том, что разработка технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденной проектной документацией на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, а также правилами разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти.
18 Принимая во внимание новые конституционные положения о реализации государственной политики в сфере научно-технологическом развитии, а также принятые стратегические документы22, в Законе РФ «О недрах» важно закрепить положения о том, что в научно-технологическом развитии минерально-сырьевой базы Российской Федерации высока роль компаний-недропользователей, осуществляющих финансирование технологических разработок, организацию тестового использования прогрессивных методов прогнозирования и поисков месторождений полезных ископаемых, а также нового промышленного оборудования.
22. См.: распоряжение Правительства РФ от 22.12.2018 г. № 2914-р «Об утверждении Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года» // СЗ РФ. 2018. № 53 (ч. II), ст. 8762.
19 В целом необходимость совершенствования законодательства о недрах отмечается как правоведами, так и специалистами отрасли и экономистами23, а также обсуждается законодателями24. Ряд рекомендаций содержится в Отчете Счетной палаты РФ о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации в 2015–2019 годах»25.
23. См.: Лисицын-Светланов А.Г. Параметры правовой политики в сфере энергетики // Правовой энергетический форум. 2020. № 2. С. 7 - 15; Курский А.Н. Вопросы развития российского нефтяного и горного законодательства и учет зарубежного опыта // Геология, геофизика и разработка нефтяных и газовых месторождений. 2002. № 2. С. 4 - 22; Винслав Ю.Б. Минерально-сырьевой комплекс России: тренды технологической модернизации и основные принципы формирования инновационной системы // Росс. экономический журнал. 2018. № 6. С. 27 - 60; Омаров Г.З., Фаррахов А.З., Крючек С.И., Дудиков М.В. Публичные интересы в законодательстве Российской Федерации о недрах: понятие, структура, противоречия // Минеральные ресурсы России. 2020. № 2. С. 61 - 68.

24. См.: Рекомендации заседания Экспертного совета по совершенствованию законодательства в сфере развития топливно-энергетического комплекса: «О законодательном обеспечении увеличения нефтеотдачи и развития минерально-сырьевой базы» // Минеральные ресурсы России. 2018. № 2. С. 58, 59; Рекомендации «круглого стола» на тему «Вопросы законодательного обеспечения деятельности малых и средних нефтегазодобывающих предприятий» от 29.10.2020 г. (Утверждены на заседании Комитета Совета Федерации ФС РФ по экономической политике 17 ноября 2020 года). URL: https:// www.angi.ru/userfiles/file/3_6-12_3028.pdf ; «Круглый стол» «Законодательное обеспечение создания и деятельности малых (юниорных) геолого-разведочных компаний» 3 июня 2021 г. в Комитете по экономической политике Совета Федерации. URL: >>>> постановление СФ ФС РФ от 11.04.2018 г. № 114-СФ «О государственной поддержке социально-экономического развития Забайкальского края» // СЗ РФ. 2018. № 16 (ч. I), ст. 2262.

25. См.: Бюллетень Счетной палаты РФ. 2020. № 5.
20 Полагаем, что в целях совершенствования системы управления в сфере недропользования целесообразно было бы использовать опыт Республики Казахстан в сфере создания специального уполномоченного органа в области государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности26, а также опыт Королевства Норвегия, где власти поощряют исследования и развитие технологий, прежде всего посредством законодательства или других форм регулирования, а также путем прямых отчислений в Исследовательский совет Королевства Норвегия27. Возможно также использование института национальной нефтяной или горнорудной компании как инструмента государственного управления недропользованием28. Практический интерес с точки зрения совершенствования государственного регулирования представляют также подходы правового регулирования в этой сфере в других государствах. Так, в ФРГ отношения недропользования, в т.ч. отношения в сфере государственного регулирования, регламентируются в специальном Горном законе29. В Республике Таджикистан в целях устранения пробелов в действующем законодательстве о недропользовании и административных барьеров, сдерживающих развитие рыночных механизмов развития отрасли, а также создания благоприятных и прозрачных условий и соответствующего механизма для привлечения иностранных инвестиций постановлением Правительства РТ от 1 августа 2012 г. № 385 была утверждена Программа по улучшению инвестиционной привлекательности сферы недропользования в Республике Таджикистан на 2012 - 2015 годы30.
26. См.: Закон Республики Казахстан «О недрах и недропользовании». URL: >>>> ; см. также: Баймишев Р.Н. Эффективные международные подходы в государственном управлении недрами // Горные науки и технологии. 2020. № 5. С. 162 - 184.

27. См.: Исследования и разработки, связанные с нефтью. URL: >>>>

28. См.: Курский А.Н. Указ. соч. С. 9.

29. См.: Handbuch zum Deutsch-Russischen Energierecht / herausgegeben F.J. Säcker. München, 2010. S. 264–299; Энергетическое право России и Германии: сравнительно-правовое исследование / под ред. П.Г. Лахно; пер. с нем. М., 2011. С. 1164.

30. См.: Решение Экономического совета СНГ «Об Обзоре делового климата, льгот инвесторам, свободных экономических зон, промышленных и научно-технических парков государств-участников СНГ» (Принято в г. Санкт-Петербурге 17.06.2015 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
21 Согласно ст. 35 Закона РФ «О недрах» государственное регулирование осуществляется также посредством лицензирования. При анализе нормативных правовых актов выявлено, что в действующем Законе РФ «О недрах» нет правила о заключении лицензионного соглашения. Очевидно, что данное обстоятельство вызывает сложности в сфере правоприменения, поскольку законодательно не определены возможности и условия заключения, предмет, существенные условия, права и обязанности, ответственность участников лицензионных отношений.
22 Положения о заключении лицензионного соглашения содержатся в модельном законодательстве государств - участников СНГ. Так, в ст. 58 Модельного кодекса о недрах31 предусмотрено, что между уполномоченными на то органами государственной власти и владельцем лицензии может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования участком недр, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора. Такой договор является неотъемлемой составной частью лицензии.
31. См.: Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств - участников СНГ. 2003. №º30 (ч. 2). С. 5 - 218.
23 Важно, что в таком соглашении конкретизируются технические, технологические, организационные, финансовые, экономические, социальные, экологические условия пользования недрами, устанавливаются права и обязанности и ответственность участников.
24 Представляется, что регулирование отношений лицензирования в сфере недропользования по приведенной выше схеме: заключение соглашения о пользовании недрами после получения лицензии на право пользования недрами представляется целесообразным в рамках признания концепции хозяйственных обязательств и выделения хозяйственно-управленческих обязательств. В таких соглашениях могут быть предусмотрены специальные условия о предоставлении, например, льгот в связи с внедрением технологий по увеличению нефтеотдачи.
25 В Законе РФ «О недрах» назван также такой способ государственного регулирования, как учет.
26 Согласно ст. 28 данного Закона учет осуществляется: посредством ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр; посредством ведения государственного реестра участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами.
27 Государственный учет и ведение государственных реестров осуществляются по единой системе в порядке , устанавливаемом федеральным органом управления государственным фондом недр.
28 С целью учета состояния минерально-сырьевой базы ведется государственный баланс запасов полезных ископаемых. В соответствии со Стратегией развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года32 использование минерального сырья сохранит важнейшее значение в формировании валового внутреннего продукта, федерального и консолидированного бюджетов субъектов Российской Федерации и государственных резервных фондов.
32. См.: СЗ РФ. 2018. № 53 (ч. II), ст. 8762.
29 Поскольку наличие минеральных ресурсов в недрах остается одним из важнейших конкурентных преимуществ российской экономики, важными являются вопросы оценки запасов полезных ископаемых и оценки прогнозных ресурсов. Нормативное правовое регулирование общественных отношений в сфере оценки и учета прогнозных ресурсов полезных ископаемых, а также регламентация порядка оценки ресурсов, находятся в стадии формирования.
30 В целях преодоления пробела в правовом регулировании отношений в сфере оценки прогнозных ресурсов Министерством природных ресурсов РФ был разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О недрах” в части закрепления порядка оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых, апробации и учета ее результатов»33.
33. Не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 13.12.2016 г. // В официальных источниках не публиковался.
31 Еще одной составляющей государственного регулирования согласно ст. 35 Закона РФ «О недрах» является государственный контроль (надзор). В рамках реформы в сфере контрольно-надзорной деятельности государства принято постановление Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1095 «Об утверждении Положения о федеральном государственном геологическом контроле (надзоре)»34, в котором определены предмет и объекты контроля (надзора). Геологический надзор осуществляется Росприроднадзором и его территориальными органами. Утверждено также Положение о федеральном государственном горном надзоре35, в котором установлен порядок организации и осуществления федерального государственного горного надзора.
34. См.: Официальный интернет-портал правовой информации // >>>> 03.07.2021.

35. См.: постановление Правительства РФ от 30.06.2021 г. № 1074 «О федеральном государственном горном надзоре» (вместе с «Положением о федеральном государственном горном надзоре») // Официальный интернет-портал правовой информации // >>>> 01.07.2021.
32 Как показал анализ, в Законе РФ «О недрах» закреплены основы государственного регулирования в целом отношений недропользования. При этом система способов государственного регулирования отношений недропользования и предпринимательства в сфере недропользования по примеру Модельного законодательства пока не сформирована. В связи с этим целесообразно внесение дополнений в действующее законодательство о недрах.
33 В одном из решений Конституционного Суда РФ было отмечено, что «в Российской Федерации должны создаваться максимально благоприятные условия для функционирования экономической системы в целом, что предполагает необходимость стимулирования свободной рыночной экономики, основанной на принципах самоорганизации хозяйственной деятельности предпринимателей как ее основных субъектов, и принятия государством специальных мер, направленных на защиту их прав и законных интересов и тем самым – на достижение конституционной цели оптимизации государственного регулирования экономических отношений»36. Данная правовая позиция Конституционного Суда РФ отражает необходимость сбалансированного государственного регулирования предпринимательской и иной деятельности в отраслях экономики.
36. См.: постановление Конституционного Суда РФ от 24.06.2009 г. № 11-П «По делу о проверке конституционности положений пунктов 2 и 4 статьи 12, статей 22.1 и 23.1 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” и статей 23, 37 и 51 Федерального закона “О защите конкуренции” в связи с жалобами ОАО “Газэнергосеть” и ОАО “Нижнекамскнефтехим”» // СЗ РФ. 2009. № 28, ст. 3581.
34 Как показал проведенный анализ действующего законодательства о недрах, регламентирующего способы государственного регулирования в сфере осуществления предпринимательской деятельности пользователями недр, необходимо сбалансированное регулирование и дальнейшее совершенствование законодательства. Приведенные выше примеры свидетельствуют о необходимости наиболее полного законодательного закрепления способов государственного регулирования в сфере недропользования, включая предпринимательскую деятельность, на примере системы таких способов, определенных в Модельном законе о предпринимательстве. В частности, представляется целесообразным дополнить действующее законодательство о недропользовании следующими способами: 1) создать специальный орган управления в области государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности и в целом государственного регулирования предпринимательской деятельности в сфере недропользования; 2) в Законе РФ «О недрах» дополнить нормы о техническом регулировании в сфере недропользования, об инвестиционной деятельности, а также об основах налогового регулирования; 3) закрепить конституционные положения о реализации государственной политики в области научно-технологического развитии; 4) предусмотреть специальные меры о поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере недропользования, особенно в сфере деятельности малых (юниорных) геолого-разведочных компаний. Необходимо также усилить Закон РФ «О недрах» законодательно закрепленными принципами государственного регулирования в сфере недропользования.

Библиография

1. Баймишев Р.Н. Эффективные международные подходы в государственном управлении недрами // Горные науки и технологии. 2020. № 5. С. 162 - 184.

2. Белых В.С. Государственное регулирование предпринимательской деятельности в РФ // Росс. юрид. журнал. 2007. № 1. С. 39 - 47.

3. Винслав Ю.Б. Минерально-сырьевой комплекс России: тренды технологической модернизации и основные принципы формирования инновационной системы // Росс. экономический журнал. 2018. № 6. С. 27–60.

4. Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы. М., 2006.

5. Ершова И.В. Лицензирование экономической деятельности в условиях интеграционных процессов // Предпринимательское право. 2014. № 1. С. 23 - 30.

6. Занковский С.С. Конституции и бизнес: взгляд на историю и современность // Труды ИГП РАН. 2014. № 1. С. 15 - 28.

7. Исследования и разработки, связанные с нефтью. URL: https://www.norskpetroleum.no/en/environment-and-technology/petroleum-related-research-and-development/

8. Клеандров М.И. Нефтегазовое законодательство в системе российского права. Новосибирск, 1999. С. 68.

9. Крюков В.А. Экономика знаний о недрах во времени и пространстве // Управление наукой: теория и практика. 2020. Т. 2. № 4. С. 72.

10. Курский А.Н. Вопросы развития российского нефтяного и горного законодательства и учет зарубежного опыта // Геология, геофизика и разработка нефтяных и газовых месторождений. 2002. № 2. С. 4–22.

11. Лаптев В.В. Предпринимательское (хозяйственное) право в современных условиях // Предпринимательское (хозяйственное) право: избр. тр. Екатеринбург, 2008. С.º513 - 518.

12. Лисицын-Светланов А.Г. Параметры правовой политики в сфере энергетики // Правовой энергетический форум. 2020. № 2. С. 7–15.

13. Мартемьянов В.С. Хозяйственное право: учеб. М., 1994. Т. 1. С. 189 - 216.

14. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 2-е изд, испр. и доп. М., 1994. С. 746, 749.

15. Омаров Г.З., Фаррахов А.З., Крючек С.И., Дудиков М.В. Публичные интересы в законодательстве Российской Федерации о недрах: понятие, структура, противоречия // Минеральные ресурсы России. 2020. № 2. С. 61 - 68.

16. Полякова В.Э. Государственное регулирование: понятие, формы и сферы осуществления // СПС «КонсультантПлюс». 2021.

17. Шишкин С.Н. Предпринимательско-правовые (хозяйственно-правовые) основы государственного регулирования экономики. М., 2011.

18. Энергетическое право России и Германии: сравнительно-правовое исследование / под ред. П.Г. Лахно; пер. с нем. М., 2011. С. 1164.

19. Handbuch zum Deutsch-Russischen Energierecht / herausgegeben F.J. Säcker. München, 2010. S. 264–299.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести