Методологические основы исследования концепта «культура» и института культурных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
Методологические основы исследования концепта «культура» и института культурных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
Аннотация
Код статьи
S102694520010526-9-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Ивакина Дарья Сергеевна 
Должность: Доцент кафедры государственно-правовых и уголовно-правовых дисциплин Калининградского филиала Московского финансово-юридического университета
Аффилиация: Калининградский филиал Московского финансово-юридического университета
Адрес: Российская Федерация, Калининград
Номер
Страницы
107-116
Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме – анализу методологических основ исследования концепта «культура» и института культурных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. В частности, изучается влияние диалектического метода на институт культурных прав и свобод, анализируется культурологический метод в деле исследования культурных прав и свобод, проводится изучение формально-юридического, историко-правового, сравнительно-правового, а также статистического метода исследования культурных прав и свобод.

Ключевые слова
культурные права и свободы человека и гражданина, концепт «культура», диалектический и иные методы
Классификатор
Получено
12.07.2020
Дата публикации
17.11.2021
Всего подписок
13
Всего просмотров
1766
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 Конституция РФ закрепляет право человека и гражданина на свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ч. 1 ст. 44), а также право участвовать в культурной жизни, пользоваться учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44), право на образование (ст. 43) и другие культурные права и свободы.
2 Под культурными правами и свободами человека и гражданина в науке конституционного права следует понимать особую группу прав и свобод человека и гражданина, представляющих собой гарантированные конституцией или законом возможности самореализации человека в сфере культурной и научной жизни, а также гарантированные государством возможности каждого свободно использовать весь комплекс культурных благ и удовлетворять свои потребности в этой области1.
1. См.: Ивакина Д. С. Культурные права и свободы человека и гражданина: вопросы содержания, методологии и классификации // Журнал росс. права. 2020. № 4. С. 28 - 41.
3 Большой интерес представляет исследование методологических основ концепта «культура» и института культурных прав и свобод человека и гражданина в рамках науки конституционного права Российской Федерации.
4 Методологии права и методологическим проблемам юридической науки посвящены работы многих известных правоведов2.
2. См., напр.: Толстик В.А. От плюрализма правопонимания к борьбе за содержание права // Государство и право. 2000. № 3. С. 5–11; Демидов А.И. О методологической ситуации в правоведении // Правоведение. 2001. № 4. С. 18; Сырых В.М. Логические основания общей теории: в 2 т. 2-е изд., испр. и доп. М., 2001. Т. 1. Элементный состав; Тарасов Н.Н. Методологические проблемы юридической науки. Екатеринбург, 2001; Керимов Д.А. Методология права: предмет, функции, проблемы философии права. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2003; Методология юридической науки: состояние, проблемы, перспективы / под ред. М.Н. Марченко. М., 2006. Вып. I; Кроткова Н.В. История и методология юридической науки («Круглый стол» кафедры теории государства и права и политологии юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и журнала «Государство и право») // Государство и право. 2016. № 4. С. 5–31; Лазарев В.В., Липень С.В. История и методология юридической науки: университетский курс для магистрантов юрид. вузов / под ред. А.В. Корнева. М., 2016; Жуков В.Н. Юриспруденция как наука: возвращение к забытым истинам // Государство и право. 2017. № 9. С. 5–24; Экимов А.И. Доверие к юридической науке в России: методологические и праксеологические проблемы // Государство и право. 2021. № 6. С. 63–72.
5 В науке сложилось консолидированное представление о сущности феномена методологии, которая представляет собой систему определенных принципов, способов, приемов, методов, правил научной деятельности, применяемых для получения истинных знаний об окружающей действительности. Причем имеется в виду вся совокупность познавательного инструментария, а также учение об этом инструментарии3.
3. См.: Современные методы исследования в правоведении / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. Саратов, 2007. С. 12.
6 В.В. Лазарев и С.В. Липень утверждают, что «методология науки – это выявленная наукой совокупность принципов, приемов, способов научной деятельности, применяемых для получения истинных, отражающих объективную реальность знаний»4.
4. См.: Лазарев В.В., Липень С.В. Указ. соч. С. 163.
7 Проблема анализа методологических основ исследования концепта «культура» и института культурных прав и свобод человека и гражданина является чрезвычайно актуальной в науке конституционного права в силу ряда причин. Во-первых, подобный анализ методов исследования культурных прав и свобод практически не проводился в юридической науке. Имеется обширный материал относительно исследования феномена методологии, отдельных общенаучных и частнонаучных методов познания как в теории государства и права, так и конституционном праве, но конкретные исследования относительно анализа методологии исследования культурных прав и свобод не проводились.
8 Вo-вторых, методологические основы исследования культурных прав и свобод позволят обозначить проблемное поле феномена культурных прав и свобод как самостоятельного института, имеющего свои признаки, свой механизм реализации, гарантии и т.д., качественно провести анализ нормативного содержания культурных прав и свобод человека и гражданина.
9 В-третьих, любое фундаментальное исследование начинается с детального анализа методов познания, и культурные права и свободы человека и гражданина не исключение.
10 Целью исследования является детальный анализ методологических основ изучения концепта «культура» и института культурных прав и свобод человека и гражданина. В свою очередь, задачами выступают: 1) изучение влияния диалектического метода на институт культурных прав и свобод; 2)ºиспользование культурологического метода в деле исследования культурных прав и свобод; 3) применение системного метода, а также метода классификации; 4) познание культурных прав личности с помощью частнонаучных методов: формально-юридического, историко-правового, сравнительно-правового; 5) изучение использования статистического метода исследования культурных прав и свобод.
11 Для всестороннего исследования института культурных прав человека и гражданина необходимо обратиться к различным общенаучным и частнонаучным методам познания.
12 Существенное значение при исследовании данной группы прав и свобод имеет диалектический метод познания. Диалектика - объективно-истинное учение о процессах и явлениях, существовавших в прошлом и существующих ныне, и обо всем том, что возникает в ближайшем или отдаленном будущем. В этом видится одна из основных особенностей категорий и законов диалектики, отличающих их от понятий и категорий конкретных наук, отражающих исторически преходящие процессы, стороны, связи и сохраняющих свое научное значение в той мере, в какой существует и действует отраженный ими коррелят5.
5. См.: Современные методы исследования в правоведении / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. С. 131.
13 В арсенале диалектического метода при исследовании прав и свобод находятся категории, раскрывающие сущность культурных прав и свобод человека и гражданина, а также формы диалектического мышления (суждение, понятие, умозаключение, теория, проблема, гипотеза, идея). Диалектический метод позволяет использовать в науке конституционного права различные культурные аспекты, анализировать эту группу прав в разные исторические периоды. Данный способ направлен на познание сущности культурно-духовных феноменов и социодинамики культуры. Понятие «социодинамика» происходит от соединения латинского слова «социум» – общество и греческого «динамика», что означает состояние движения, ход развития6. При рассмотрении социокультурной динамики речь идет об изменениях, которые происходят в культуре под воздействием внешних и внутренних сил.
6. См.: Культурология / под ред. Г.В. Драча. Ростов н/Д., 1999. С. 422.
14 Важную роль диалектический метод играет при анализе концепта «культура», так как исследование института культурных прав и свобод начинается с изучения именно этого термина.
15 Концепт «культура» исследовался в философии, социологии, культурологии, политологии, и других областях научного познания. Термин «концепт» был введен был в философию П. Абеляром в связи с осмыслением универсалий. П. Абеляр считал, что в процессе познания человек рассматривает различные аспекты единичных вещей (индивидуалий) и путем абстрагирования создает смешанный образ, который выражается именем, словом7.
7. См.: Усманова А. Р. Петер Абеляр // Всемирная энциклопедия: философия / гл. науч. ред. А.А. Грицанов. Минск, 2002. С. 776.
16 В конституционном праве существует весьма скромное количество работ, посвященное этому феномену8. В юриспруденции существует ряд работ относительно исследования разновидностей культуры, в частности, правовой, конституционной, но исследований именно концепта «культура» достаточно мало. Именно поэтому роль диалектического метода в деле познания данного феномена неоспорима.
8. См.: Сазонникова Е.В. Наука конституционного права и концепт «культура»: вопросы теории и практики: дис. … д-ра юрид. наук. М., 2012.
17 Считаем целесообразным обратиться к сущности термина «концепт». Как указывает Е.В. Сазонникова, концепты – это обобщения наиболее существенных признаков явлений не только на рациональной основе, но с учетом жизненного опыта, интуиции и воображения ученого. Концепты («культура», «нравственность», «справедливость», «экология» и др.) обеспечивают теоретическую организацию знания в тех областях науки конституционного права, где мышление научными понятиями является неплодотворным, потому что трудно обобщить признаки явлений логически.
18 Вопрос о разграничении «концепта» и «понятия» в самом общем смысле может быть решен следующим образом: понятие отражает объективное единство существенных свойств предмета, созданное на основе правил рассудка, а концепт зависим от субъекта, в его осмыслении важнейшее значение имеет интуиция, жизненный опыт, воображение.
19 Таким образом, концепт «культура» обобщает разнообразные культурные явления, что позволяет рассматривать это знание как целостность, включенную в предмет науки конституционного права9.
9. См.: Сазонникова Е.В. Указ. соч. С. 28.
20 В законодательстве термин «культура» впервые был закреплен в Указе Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики»10. В данном документе под культурой понимается совокупность формальных и неформальных институтов, явлений и факторов, влияющих на сохранение, производство, трансляцию и распространение духовных ценностей (этических, эстетических, интеллектуальных, гражданских и др.)
10. См.: СЗ РФ. 2014. № 52 (ч. I), ст. 7753.
21 Но в Законе РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-1 (в ред. Федерального закона от 01.04.2020 г.) «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»11 данный термин отсутствует. Получается, что вплоть до 2014 г. в отраслевом законодательстве понятие «культура» не было закреплено. Конечно, существует научная доктрина, и там вопросы культуры рассматривались, причем разрозненно и в основном в теории государства и права, например, вопрос о правовой культуре детально рассматривался в науке. Освещались также отдельные культурные аспекты, но понятие «культура» в правовом контексте мало исследовалось, и такое широко используемое определение не нашло своего места в законодательстве.
11. См.: Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 46, ст. 2615; СЗ РФ. 2020. № 14 (ч. I), ст. 2028.
22 На наш взгляд, данная ситуация объясняется рядом причин. Во-первых, Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» принимался в 1992 г. В то время происходили кардинальные изменения в социальной, политической, и прежде всего экономической жизни страны. Культуре была отведена второстепенная роль. Она существовала сама по себе, веками передаваемые культурные ценности просто сохранялись поколениями людей.
23 Во-вторых, на Федеральное Собрание легла огромная нагрузка по принятию необходимых и важных законодательных актов, регулирующих первостепенные сферы жизни общества, опять же политическую, экономическую, социальную, кардинально отличные от советских. И снова не до культуры. Причем, заметим, что указанный Закон действует и доныне. Законодательный орган Российской Федерации так и не принял новый закон о культуре, столь необходимый, хотя бы в силу приведения его в соответствие с Конституцией РФ.
24 В-третьих, вплоть до 2014 г. в государстве происходит налаживание эффективной работы государственных органов, региональных органов власти, местного самоуправления. Усиленно развивается экономическая сфера, в частности бизнес. Социальные вопросы также требуют своего решения, например, пенсионная реформа. Культура снова отодвигается на задний план.
25 Безусловно, для своего времени Основы законодательства о культуре имели большое значение как системообразующий для законодательства о культуре акт, однако с течением времени устарели и не осветили все вопросы, связанные с культурой.
26 В Указе Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» наконец-то закрепляется понятие «культура», «духовная сфера», «менталитет, ментальность российского народа», «информационная среда», «информационная грамотность». В полном спектре представлены категории, обремененные культурной составляющей.
27 Разновидностью культуры выступает правовая культура12. Правовая культура – это одна из форм социально значимой творческой деятельности граждан в сфере государственно-правовых отношений, которая выражается в правовых нормах, институтах, в способности оценки этих явлений и духовных продуктах жизнедеятельности, в навыках и ценностях, которые влияют на их юридически значимое поведение.
12. См., напр.: Малько А.В., Гурьев В.В., Затонский В.А., Кроткова Н.В. Правовая культура, правовая политика и права человека (Обзор материалов научно-практической конференции) // Государство и право. 2021. № 2. С. 145 - 159. DOI: 10.31857/S102694520013680-9
28 Правовая культура – один из факторов, детерминирующих процессы формирования и реализации норм права. Поэтому полноценное изучение названных процессов возможно только путем обращения к соответствующим культурным феноменам. Правовая культура связана и зависит от общей культуры как части общественного сознания.
29 Понятие «правовая культура», сформулированное на основе диалектического подхода, играет большую роль при определении предметной области юридической науки, которая не должна ограничиваться правовыми актами, правоприменительными решениями. Ученые справедливо отмечают, что право находится в тесной связи с искусством, литературой, театром13.
13. См.: Гриценко Г.Д. Право как социокультурное явление (философско-антропологическая концепция): дис. … д-ра филос. наук. Ставрополь, 2003. С. 4 - 10.
30 Поэтому исследование юридических явлений может происходить на основе анализа литературных произведений, сказаний, мифов, легенд, пословиц, телерадиопередач, кинофильмов, других культурных артефактов, содержащих информацию, позволяющую глубже познавать юридические нормы.
31 В свете рассмотренных определений концепта «культура» важным является феномен конституционной культуры, как разновидности правовой культуры.
32 В литературе отмечается, что конституционная культура – разновидность общей, и в частности правовой, культуры. Она представляет собой обусловленное социально-экономическим, духовным и политическим строем качественное состояние конституционно-правовой жизни общества, отражающее меру освоения и использования конституционных ценностей14.
14. См.: Кряжков В.А. Конституционная культура в зеркале правосудия Конституционного Суда РФ // Журнал конституционного правосудия 2008. № 3. С. 3–8.
33 На наш взгляд, конституционная культура представляет собой качественное состояние конституционно-правовой жизни общества, основанной на совокупности основных элементов современного конституционного строя (политических, социально-экономических, духовно-культурных), отражающее меру освоения и использования базовых правовых ценностей, как на государственном, так и на личностном уровнях.
34 Большой вклад в формирование конституционной культуры внесет и проводимая в Российской Федерации конституционная реформа. Изменения, которые внесены в Конституцию РФ, затронули не только политическую, социальную и экономическую сферы, но и сферу культуры в целом.
35 В соответствии с Законом РФ о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ15 ст. 69 Конституции РФ дополнена положениями о том, что государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия. Часть 3 ст. 69 закрепляет норму о том, что Российская Федерация оказывает поддержку соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности.
15. См.: СЗ РФ. 2020. № 11, ст. 1416.
36 Согласно указанному Закону Конституция РФ также дополнена ст. 671. Наконец в Конституции РФ содержится норма о вере в Бога. Часть 2 ст. 671 гласит, что Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившиеся государственное единство. Важное значение для российского общества имеет и ч. 4 ст. 671, в которой отмечается, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики Российской Федерации. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения.
37 Кроме того, в Конституцию РФ добавлен пункт «ж1» в ст. 72, в соответствии с которым закрепляется норма о защите семьи, материнства, отцовства и детства; защите института брака как союза мужчины и женщины; создании условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях.
38 Таким образом, Конституция РФ обозначила институт брака как духовную ценность для общества и государства, а также закрепила положения о том, что семейные ценности находятся под покровительством государства, что является важным шагом в укреплении государственности.
39 1 июля 2020 г. состоялось голосование граждан по пакету поправок к Конституции РФ, которое отразило уровень конституционной культуры в российском обществе. Понимание гражданами Российской Федерации важности данного мероприятия позволило успешно завершить конституционную реформу.
40 В целом изменения, которые внесены в Конституцию РФ, сделали большой шаг в развитии государственности, построении правового государства и укреплении значения культуры для российского общества.
41 По нашему мнению, именно благодаря диалектическому методу познания следует в науку конституционного права ввести понятие «категории, обремененные культурной составляющей», под которыми следует понимать категории, включающие культурный аспект или указывающие на связь с концептом «культура». К ним следует отнести такие категории и термины, как «культурные права и свободы человека и гражданина», «культура», «правовая культура», «конституционная культура», «культурная жизнь», «культурные ценности», «культурное многообразие», «культурная политика государства» и т.д.
42 Особого внимания заслуживает культурологический метод. В литературе отмечается, что «наука выступает как элемент культуры в целом, воплощающий определенный тип деятельности…»16 в этой сфере.
16. Швырев В.С. Научное познание как деятельность. М., 1984. С. 22.
43 Культурологический подход включает применение методов исследования культуры для познания конституционно-правовых явлений. Его использование позволяет глубже понять специфику закрепления в конституционном праве различных культурных аспектов.
44 В рамках вышеназванного подхода право, в т.ч. культурные права человека и гражданина, рассматриваются с точки зрения того влияния, которое на человека оказывают порожденные им материальные и нематериальные объекты. Вполне справедливо отмечено, что «человек является творцом культуры, а она, в свою очередь, творит человека» совместно с обществом17.
17. См.: Культурология / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. М., 2005. С. 73.
45 Культурологический метод позволяет использовать знания культурологии и применять их в процессе исследования концепта «культура», культурных прав и свобод, культурных отношений, культурного развития и культурной политики государства в конституционном праве.
46 Термин «конституционное культуроведение», впервые предложенный Е.В. Сазонниковой в науке конституционного права18, прочно вошел в научный оборот и, безусловно, требует дальнейших научных разработок.
18. См.: Сазонникова Е.В. Указ. соч. С. 118, 119.
47 Выделим отдельные вопросы, составляющие проблемное поле конституционного культуроведения с использованием не только культурологического метода, но и иных упомянутых методов: 1)ºисследование института культурных прав и свобод в рамках конституционного права; 2) изучение конституционной культуры с учетом происходящих конституционных преобразований; 3) анализ позиций Конституционного Суда РФ, касающихся защиты культурных прав и свобод; 4) исследование конституционных ценностей, в т.ч. места культуры в системе этих ценностей; 5) изучение категорий, обремененных культурной составляющей; 6) влияние искусства на культурный уровень личности и т. д.
48 В рамках конституционного культуроведения большой интерес представляет работа В.О. Лучина, Т.М. Пряхиной «Конституция в культурном пространстве»19. Авторы отмечают, что синтез права и искусства в сфере конституционно-правовой тематики позволяет найти новые формы закрепления конституционного императива в практике государственной и общественной жизни, повысить уровень правовой культуры россиян, нарастить общекультурный уровень российского общества в целом. Не может считаться культурным человек, нарушающий Конституцию и иные законы государства. И наоборот, высококультурная личность будет придерживаться правомерной модели поведения. Конституция РФ гарантирует единство культурного пространства как во временном, так и в пространственном отношении.
19. См.: Лучин В.О., Пряхина Т.М. Конституция в культурном пространстве. Саратов, 2018. С. 67.
49 Вышеизложенное подтверждает необходимость развития конституционного культуроведения, в частности исследований, касающихся конституционных категорий, обремененных культурной составляющей.
50 Большое значение для данного исследования имеет системный метод. Он использован для изучения знания о культурных правах как определенной целостности, для построения их внутренней организации.
51 Актуализация системного подхода обусловлена двумя важными обстоятельствами. Во-первых, все более настоятельной теоретической и практической необходимостью целостного, системного и комплексного освоения и преобразования социальных условий жизни и соответствующих общественных отношений. Ныне отчетливо выявляется потребность внедрения системного метода не только в науку, но и в организацию и управление производством, социальными, политическими процессами. Во-вторых, современное научное знание и деятельность настолько углубляются, специализируются и дифференцируются, что общая картина общественного бытия, общественная практика как бы распадаются на отдельные, на первый взгляд не связанные между собой и обособленные друг от друга фрагменты или формы деятельности. Возникает объективная потребность не только в систематизации знания и деятельности, но и в их интеграции, синтезе, в восстановлении общей картины общественного бытия, общественной практики в целом. И эту задачу призван реализовать системный подход в исследовании, который предполагает всесторонний анализ сложных динамических целостностей, части которых находятся между собой в единстве и взаимодействии20. Заметим, что подобное единство и взаимодействие не всегда являются оптимальными или сбалансированными.
20. См.: Керимов Д.А. Указ. соч. С. 226.
52 Системный метод используется также для обозначения места культурных прав и свобод человека и гражданина в системе основных прав и свобод личности. Его применение позволило дифференцировать совокупность нормативных актов, регулирующих отношения в сфере культуры, выделив Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, подзаконные акты и т.д.
53 Существенное значение имеет метод классификации анализируемой группы прав и свобод, выступающий как часть более широкого логического метода. Она (классификация) позволяет обозначить их конкретные виды (подвиды) на основании сходства в определенных свойствах (качествах). Это делает возможным выделение в качестве самостоятельных - культурных, экономических, социальных, политических, личных прав и свобод и их объединение в единую систему основных прав и свобод.
54 И.В. Понкин и А.И. Редькина отмечают, что метод классификации используется для достижения различных целей, как научно-теоретических, так и сугубо практических. Классификационные методы и процедуры применяются в научном исследовании для решения самых различных познавательных задач. Классификация выступает методом формирования и (или) отражения реального или воображаемого порядка21. Она позволяет глубже, полнее познать суть явления и упорядочить накопленные знания.
21. См.: Понкин И.В., Редькина А.И. Классификация как метод научного исследования, в частности, в юридической науке // Вестник Пермского ун-та. 2017. № 3. С. 249–259.
55 Метод классификации выступает как самостоятельный и самодостаточный, так как на его основе проводится классификация культурных прав и свобод, например, деление культурных прав и свобод на основные и иные культурные права. Первые закреплены в Конституции РФ, а вторые находят отражение в отраслевом законодательстве. С помощью данного метода также выделяются и классифицируются определенные конституционные ценности и правовые позиции Конституционного Суда РФ, связанные с использованием концепта «культура».
56 Наряду с традиционными культурными правами (право на свободу творчества, право на образование, право на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества, право на доступ к культурным ценностям, пользование учреждениями культуры, на участие в культурной жизни, право на свободу преподавания) можно выделить и новую подгруппу культурных прав и свобод - информационные права в области культуры.
57 Так, например, в научный оборот конституционного права следует ввести новую категорию «информационные права в области культуры». Информационные права в области культуры являются частью цифровых прав человека и выступают подгруппой культурных прав и свобод человека и гражданина в целом. Причем процесс становления информационных прав в области культуры еще не закончен, и, возможно, в будущем перечень таких прав будет уточняться и дополняться новыми правами. Однако к таким правам можно отнести: право на получение информации о культуре, право на участие в культурной жизни в интернет-пространстве, право на свободу творчества в интернет-пространстве, право на дистанционное обучение, право на образование в интернет-пространстве.
58 Большое значение при исследовании информационных прав и свобод в области культуры имеет вопрос о формировании информационной культуры личности как разновидности культуры в целом. И особого внимания в этой связи заслуживает поддержка благоприятной для становления личности информационной среды. Причем благоприятной для становления личности информационная среда может быть тогда, когда вся информация и материалы излагаются правильным литературным языком, когда информация готовится профессиональными журналистами, когда в радио и телеэфире представлены произведения классического и современного искусства, когда через сеть Интернет открыт доступ к национальным цифровым информационным и культурным ресурсам.
59 Выделение новой подгруппы культурных прав и свобод происходит с помощью метода классификации.
60 Особое значение при познании культурных прав личности имеют частнонаучные методы: формально-юридический, историко-правовой, сравнительно-правовой. Они используются для изучения конституционно-правовых норм, регулирующих культурные права и свободы человека и гражданина, а также для выявления сходств и различий между нормами российского и зарубежного конституционного права, российского и международного права, а также между отдельными историческими периодами культурного развития России.
61 В системе методов познания правовой действительности сравнительный метод играет далеко не последнюю роль. В научной литературе он рассматривается как «метод исследования, позволяющий выявить с помощью сравнения общее и особенное» в различных правовых семьях, более глубоко и четко определять их природу, более точно устанавливать особенности их функционирования и тенденции их развития22.
22. См.: Методология юридической науки: состояние, проблемы, перспективы / под ред. М.Н. Марченко. Вып. I. С. 243.
62 Сравнительно-правовой метод используется для выявления отношений сходства и различия между государственно-правовыми системами или их фрагментами. И в этом аспекте он является уникальным и неповторимым. Никакой другой общий или специальный способ не способен обеспечивать получение объективно-истинных знаний такого уровня. По крайней мере, в правоведении нет никаких предложений о том, чтобы заменить сравнительно-правовой метод каким-то другим, более плодотворным23. Благодаря данному методу можно раскрыть саму суть тех или иных правовых состояний, категорий, закономерностей. Например, плодотворным является сопоставление группы культурных прав и свобод в различных государствах СНГ. Кроме того, сравнительно-правовой метод используется при анализе зарубежного опыта реализации культурной политики. Происходит сравнение культурной политики зарубежных государств и Российской Федерации. Например, опыт проведения культурной политики в странах Европейского Союза может быть критически изучен для выработки основных направлений культурной политики Российской Федерации.
23. См.: Сырых В.М. Указ. соч. С. 415.
63 Историко-правовой метод применяется для исследования становления института культурных прав человека и гражданина в СССР, РСФСР и Российской Федерации. Так, он успешно используется для рассмотрения предпосылок зарождения института культурных прав и свобод еще в Российской Империи, а в дальнейшем – при выявлении культурных прав в первых советских конституциях. Велика также роль историко-правового метода в исследовании генезиса культурных прав и свобод, начиная с 1990-х годов. Причем его применение обусловлено необходимостью анализа постоянно обновляемого отраслевого законодательства в сфере культуры. Актуален он при исследовании исторических событий в культурной сфере, в прослеживании положительных и негативных тенденций в развитии законодательства, регулирующего данные права и свободы человека и гражданина.
64 Не менее велика роль формально-юридического метода на стадии индуктивного обобщения единичных фактов и описания полученных результатов. С его помощью осуществляется выявление и описание статистических связей и закономерностей, вычленение результатов действия одного или нескольких социальных, правовых и иных факторов. Формализация может применяться и на стадии формирования теоретических знаний для выявления связей между отдельными понятиями, обоснования истинности или ложности некоторых видов знаний24. Формально-юридический метод применялся для выявления и описания закономерностей развития анализируемой группы прав в конкретных конституционно-правовых текстах с учетом их содержания и понимания законодателем. Он получил применение также при анализе содержания закономерностей развития культурных прав и соответствующих отношений в текстах отраслевого законодательства, причем как в действующих нормативных актах, например, в Законе РФ от 9 октября 1992 г. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», в Указе Президента РФ от 24 декабря 2014 г. «Об утверждении Основ государственной культурной политики» и др., так и в законопроектах (например, о культуре).
24. См.: там же. C. 460.
65 Статистический метод также нашел применение в деле исследования культурных прав и свобод. В частности, при интерпретации статистических данных относительно количества действующих учреждений культуры (например, театров, музеев, филармоний) и образования. Он используется и при анализе ежегодных докладов Уполномоченного по правам человека в РФ (в части значимых культурных прав и свобод путем сопоставления процентного соотношения нарушений культурных прав).
66 Роль обозначенных научных методов достаточно велика, а их применение позволит провести достоверный анализ сущности культурных прав и свобод, рассмотреть основные категории, обремененные культурной составляющей, выяснить систему и содержание культурных прав и свобод, их признаки, изучить механизм реализации и гарантии.
67 * * *
68 По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
  1. изучено влияние диалектического метода на институт культурных прав и свобод, причем диалектический метод имеет значение для исследования концепта «культура» и института культурных прав и свобод. В арсенале диалектического метода при исследовании культурных прав и свобод находятся категории, раскрывающие сущность культурных прав и свобод человека и гражданина, а также формы диалектического мышления (суждение, понятие, умозаключение, теория, проблема, гипотеза, идея);
  2. обозначена особая роль культурологического метода в деле исследования культурных прав и свобод. Культурологический подход включает применение методов исследования культуры для познания конституционно-правовых явлений;
  3. указана необходимость применения системного метода, а также метода классификации;
  4. особое значение при познании культурных прав личности имеют частнонаучные методы: формально-юридический, историко-правовой, сравнительно-правовой;
  5. обозначена необходимость использования статистического метода исследования;
  6. совокупность рассмотренных методов позволит внести существенный вклад в науку конституционного права в контексте исследования концепта «культура» и института культурных прав и свобод человека и гражданина.

Библиография

1. Гриценко Г.Д. Право как социокультурное явление (философско-антропологическая концепция): дис. … д-ра филос. наук. Ставрополь, 2003. С. 4 - 10.

2. Демидов А.И. О методологической ситуации в правоведении // Правоведение. 2001. № 4. С. 18.

3. Жуков В.Н. Юриспруденция как наука: возвращение к забытым истинам // Государство и право. 2017. № 9. С. 5–24.

4. Ивакина Д. С. Культурные права и свободы человека и гражданина: вопросы содержания, методологии и классификации // Журнал росс. права. 2020. № 4. С. 28 - 41.

5. Керимов Д.А. Методология права: предмет, функции, проблемы философии права. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2003. С. 226.

6. Кроткова Н.В. История и методология юридической науки («Круглый стол» кафедры теории государства и права и политологии юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и журнала «Государство и право») // Государство и право. 2016. № 4. С. 5–31.

7. Кряжков В.А. Конституционная культура в зеркале правосудия Конституционного Суда РФ // Журнал конституционного правосудия 2008. № 3. С. 3–8.

8. Культурология / под ред. Г.В. Драча. Ростов н/Д., 1999. С. 422.

9. Культурология / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. М., 2005. С. 73.

10. Лазарев В.В., Липень С.В. История и методология юридической науки: университетский курс для магистрантов юрид. вузов / под ред. А.В. Корнева. М., 2016. С. 163.

11. Лучин В.О., Пряхина Т.М. Конституция в культурном пространстве. Саратов, 2018. С. 67.

12. Малько А.В., Гурьев В.В., Затонский В.А., Кроткова Н.В. Правовая культура, правовая политика и права человека (Обзор материалов научно-практической конференции) // Государство и право. 2021. № 2. С. 145 - 159. DOI: 10.31857/S102694520013680-9

13. Методология юридической науки: состояние, проблемы, перспективы / под ред. М.Н. Марченко. М., 2006. Вып. I. С. 243.

14. Понкин И.В., Редькина А.И. Классификация как метод научного исследования, в частности, в юридической науке // Вестник Пермского ун-та. 2017. № 3. С. 249–259.

15. Сазонникова Е.В. Наука конституционного права и концепт «культура»: вопросы теории и практики: дис. … д-ра юрид. наук. М., 2012. С. 28, 118, 119.

16. Современные методы исследования в правоведении / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. Саратов, 2007. С. 12, 131.

17. Сырых В.М. Логические основания общей теории: в 2 т. 2-е изд., испр. и доп. М., 2001. Т. 1. Элементный состав. С. 415, 460.

18. Тарасов Н.Н. Методологические проблемы юридической науки. Екатеринбург, 2001.

19. Толстик В.А. От плюрализма правопонимания к борьбе за содержание права // Государство и право. 2000. № 3. С. 5–11.

20. Усманова А. Р. Петер Абеляр // Всемирная энциклопедия: философия / гл. науч. ред. А.А. Грицанов. Минск, 2002. С. 776.

21. Швырев В.С. Научное познание как деятельность. М., 1984. С. 22.

22. Экимов А.И. Доверие к юридической науке в России: методологические и праксеологические проблемы // Государство и право. 2021. № 6. С. 63–72.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести