К истокам методологии социального знания в России: А.С. Лаппо-Данилевский и современные дискуссии
К истокам методологии социального знания в России: А.С. Лаппо-Данилевский и современные дискуссии
Аннотация
Код статьи
S0321-50750000621-9-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Страницы
354-364
Аннотация

Статья раскрывает аспекты становления социологического знания в России, обусловленные научной и организаторской деятельностью А.С. Лаппо-Данилевского (1863-1919). Его вклад в развитие российской социальной и гуманитарной мысли связан преимущественно с разработкой основ истории, историографии и источниковедения, что широко отмечено в научно-исследовательской литературе. Однако вклад ученого в становление социологии, обозначение специфики ее предмета и создание модели системных курсов по исторической реконструкции социологического знания остаются открытыми темами для изучения. В статье рассмотрена проектная составляющая наследия Лаппо-Данилевского и предложенная им стратегия создания межпредметной методологии социальных наук. Цель статьи - описание вклада ученого в становление российской социологии, что позволит не только уточнить истоки социального знания в России, но и актуализировать наследие Лаппо-Данилевского. Авторы ставят новые вопросы и проблематизируют исследовательский потенциал трудов российских ученых на рубеже XIX-XX веков, что имеет перспективы для дополнения истории и методологии социологии. Последовательное описание деятельности Лаппо-Данилевского - от формирования институциональных основ российской социологии до проработки методологических принципов социального знания - ставит вопрос о влиянии позитивизма и неокантианства на научное сообщество. С другой стороны, изучение научной и организаторской деятельности Лаппо-Данилевского позволяет расширить область истории и методологии социологии, дополнив ее описанием институционализации социологии в России. Проблематика оснований социологического знания неизменно отсылает к трем моментам: созданию методологии, демаркации со смежными дисциплинами и раскрытию исторической составляющей становления социологии в академической среде. В статье также отмечены современные дискуссии, в которых социологическое наследие Лаппо-Данилевского рассматривается не только с позиций исторической реконструкции становления социального знания, но и в междисциплинарной предметности современной социологии.

Ключевые слова
история социологии, методология социологии, методология истории, междисциплинарность, Русское социологическое общество, Лаппо-Данилевский, русское неокантианство
Классификатор
Дата публикации
30.06.2021
Всего подписок
6
Всего просмотров
104
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Белов В.Н. Философия Баденской школы неокантианства // Философское обозрение. 2017. № 2.
  2. Введенский А.И. О пределах и признаках одушевления. М., 2012.
  3. Лаппо-Данилевский А.С. История политических идей в России в XVIII веке в связи с общим ходом развития ее культуры и политики. Кельн, 2005.
  4. Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. Т. 1. М., 2010.
  5. Лаппо-Данилевский А.С. Организация прямого обложения в Московском государстве со времен смуты до эпохи преобразований. СПб., 1890.
  6. Лаппо-Данилевский А.С. Русские промышленные и торговые компании в первой половине XVIII столетия. СПб., 1899.
  7. Лаппо-Данилевский А.С. Собрание и свод законов Российской империи, составленные в царствование императрицы Екатерины II. СПб., 1898.
  8. Малинов А.В. Русская социологическая школа в оценке А.С. Лаппо-Данилевского // Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. Т. 19. № 3.
  9. Малинов А.В. Социологическое наследие А.С. Лаппо-Данилевского: исследования и материалы. СПб., 2017.
  10. Малинов А.В., Ащеулова Н.А. Научное наследие А.С. Лаппо-Данилевского в отечественной истории социальных наук // Социология науки и техники. 2019. № 4.
  11. Мысливец Н.Л., Романов О.А. Историческая память как социокультурный феномен: опыт социологической реконструкции // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2018. Т. 18. № 1.
  12. Ольхов П.А. Проблема «Чужого Я» в методологии истории А.С. Лаппо-Данилевского (кантианские мотивы) // Кантовский сборник. 2011. № 3.
  13. Ольхов П.А., Щедрина Т.Г. Проблема «Чужого Я» в методологии истории Густава Шпета и Александра Лаппо-Данилевского // Методология истории: Н.И. Кареев, А.С. Лаппо-Данилевский, Д.М. Петрушевский, В.М. Хвостов. М., 2019.
  14. Румянцева М.Ф. Развитие теоретико-познавательной концепции А.С. Лаппо-Данилевского в научно-педагогической школе источниковедения // Академик А.С. Лаппо-Данилевский в памяти научного сообщества. СПб., 2019.
  15. Румянцева М.Ф. Философские основания методологии истории в русской версии неокантианства: А.И. Введенский и В. Дильтей // Диалог со временем. 2018. № 62.
  16. Bandyopadhyay S. Positively: Comte’s positivism and early anthropology in India // Culture and Society. 2018. Vol. 1.
  17. Brzechczyn K. Between positivism, narrativism and idealization in Polish methodology of history // Historein. 2014. Vol. 14. No. 1.
  18. Ishfaq Majeed. Understanding positivism in social research: A research paradigm // International Journal of Research in Social Sciences. 2019. Vol. 9. No. 11.
  19. Rosso M.J. Ascension and decline of positivism in Argentina // European Journal of Legal History. 2020. Vol. 17.
  20. Steinmetz G. Historicism and positivism in sociology: From Weimar Germany to the contemporary United States // Herman P., van Veldhuizen A. (Eds.). Historicism: A Travelling Concept. L., 2020.
  21. Windelband W. A History of Philosophy. The Formation and Development of its Problem and Concept. N.Y., 1935.
  22. York R., Clark B. Marxism, positivism, and scientific sociology: Social gravity and historicity // Sociological Quarterly. 2016. Vol. 47. No. 3.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести