Нравственное воспитание студенческой молодежи в современном обществе
Нравственное воспитание студенческой молодежи в современном обществе
Аннотация
Код статьи
S0321-50750000621-9-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Страницы
340-353
Аннотация

С продвижением современного общества к стадии глобальной цифровизации все большую актуальность приобретают вопросы воспитания личности, его средства и методы. Стратегия научно-технологического развития нашей страны предполагает в том числе формирование определенных мировоззренческих и аксиологических приоритетов, в соответствии с которыми изменяются и воспроизводятся ценностные характеристики информационного общества. Нравственное воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования моральной культуры личности: моральной активности, системы ценностей, нравственных чувств и поведения, соответствующего идеалам и принципам гуманистической морали. Моральная активность как важное качество личности в информационном обществе предполагает внутреннюю потребность в постоянном нравственном совершенствовании, стремление творчески ставить и решать новые, все более сложные задачи технологического развития современного общества. Воспитание у студента такой моральной активности означает также его подготовку к выбору действий, базирующихся на тенденциях динамичного развития современного общества, и поступков, максимально отвечающих конкретной ситуации. Организация нравственного воспитания в вузе слагается из двух основных взаимосвязанных направлений: морального образования и обучения студентов навыкам нравственного поведения. Разносторонняя деятельность вуза не только выступает средством нравственного воспитания, но и является его условием, что требует включения в воспитательный процесс и целенаправленной организации всех видов деятельности вуза. Действенность нравственного воспитания в вузе зависит от системы воздействия на студентов, важными составляющими которой являются: этическое просвещение, преподавание этических дисциплин; развитие устойчивых традиций корпоративной культуры (миссия вуза, система жизненных ценностей, этические кодексы студента и преподавателя и др.); этическая направленность учебного процесса по общетеоретическим и профессиональным дисциплинам; наличие воспитательных компонентов в организации учебного процесса; работа со студентами во внеучебное время, трудовое воспитание, волонтерская деятельность и т.д.

Ключевые слова
мораль, этика, личность, молодежь, ценности, нравственное воспитание, моральная культура, ответственность, информационное общество, информационные технологии, трудовое воспитание, самовоспитание, самооценка
Классификатор
Дата публикации
30.06.2021
Всего подписок
6
Всего просмотров
177
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Буянова Г.В. Основные направления воспитательной деятельности в системе современного высшего образования // Перспективы науки и образования. 2019. № 1.
  2. Васильева З.И. Гуманистические ценности образования и воспитания (90-е гг. ХХ в. Россия). СПб., 2003.
  3. Воспитание молодежи: проблема формирования ценностей в условиях информационного общества / В.А. Цвык, И.В. Цвык и др. М., 2020.
  4. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. СПб., 2000.
  5. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009.
  6. Ендовицкий Д.А., Бубнов Ю.А., Гайдар К.М. Актуальные проблемы воспитания молодежи в современной России // Вестник ВГУ. Серия: Проблемы высшего образования. 2017. № 2.
  7. Капто А.С. Профессиональная этика. М., 2006.
  8. Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Ценности культуры и развитие общества. М., 2007.
  9. Леонтьев Д.А. Личностное изменение человеческого развития // Вопросы психологии. 2013. № 3.
  10. Научно-технический прогресс и этическая парадигма XXI века / В.А. Цвык, И.В. Цвык и др. М., 2018.
  11. Резниченко М.Г. Исследование эффективности построения воспитательного пространства вуза // Человек и образование. 2009. № 3.
  12. Хоменко Е.В., Вуйчич Е.А. Нравственное воспитание студенческой молодежи в условиях высшей школы // Гуманитарная парадигма. 2017. № 2.
  13. Цвык В.А. Этика высшей школы (на примере Российского университета дружбы народов) // Вестник РУДН. Серия: Философия. 2016. № 3.
  14. Чалдышкина Н.Н., Лоскутова Р.Р. Концепция духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи в условиях современного вуза // Ярославский педагогический вестник. 2014. Т. II. № 1.
  15. Шалова С.Ю. Профессиональные ценности в системе ценностных ориентаций студентов педвуза // Науковедение. 2013. №3.
  16. Этика высшей школы / В.А. Цвык, И.В. Цвык и др. М., 2016.
  17. Bardi A., Lee J.A., Towfigh N., Soutar G. The structure of intra-individual value change // Journal of Personality and Social Psychology. 2009. Vol. 97.
  18. Berleur J. Ethique et autoroutes de l’information // Rapports du Groupe CAPAS-CAWET. Bruxelles, 2000.
  19. Evens J. Reinterpreting professionalism as a discourse of social control and occupational change // Svenson L., Evetts J. (Eds.). Conceptual and Comparative Studies of Continental and Anglo-American Professions. Goteborg, 2003.
  20. Moiseenko M.V., Savvina O.V., Mukhametzhanova V.S., Kosorukova A.A. Code of ethics as an instrument for maintaining professional ethics of university professors // 3rd International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences & Arts. SGEM, 2016.
  21. Schwartz S.H. Culture matters: National value cultures, sources and consequences // C.-Y. Chiu, Y.Y. Hong, S. Shavitt, R.S. Wyer (Eds.). Understanding Culture: Theory, Research and Application. N.Y., 2009.
  22. Tsvyk V.A., Tsvyk I.V. Professional development in information society: Challenges and prospects // RUDN Journal of Sociology. 2018. Vol. 18. No. 3.
  23. Tsvyk V.A., Tsvyk I.V. Moral education of the youth in information society // Voprosy Filosofii. 2020. No. 4.
  24. Tsvyk V.A., Tsvyk I.V. Moral values of professional activity in information society // RUDN Journal of Sociology. 2019. Vol. 19. No. 3.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести