Школьники о STEM-профессиях: общие и гендерные особенности представлений
Школьники о STEM-профессиях: общие и гендерные особенности представлений
Аннотация
Код статьи
S0321-50750000621-9-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Страницы
239-252
Аннотация

Сохраняющийся гендерный дисбаланс на рынке труда в России и в мире закладывается в значительной мере еще в школьные годы, в период активного формирования профессиональных предпочтений и человеческого капитала. Статья посвящена взглядам юношей и девушек - учащихся школы - на различные аспекты профильных STEM-предметов школьной программы, включая их интересы и оценки школьного преподавания STEM, их роль в выборе карьеры, связанной со STEM, а также представления школьников о STEM-профессиях. Авторы обращаются к советскому опыту преодоления гендерного неравенства на рынке труда, в частности, привлечения женщин и девушек в промышленность и профильное техническое образование. Результаты разведывательного исследования свидетельствуют, что у большинства девочек, особенно не включенных в специальные образовательные проекты, ориентированные на STEM, школьные профильные уроки не способствуют изменению гендерных предубеждений в отношении профессий. С этой задачей наиболее эффективно справились бы занятия, ориентированные не на академическую успеваемость, а на знакомство с профессиями, востребованными на рынке труда. Такой опыт необходим: невозможно выбрать даже самую перспективную профессию, если не знаешь о ней или принципиально убежден, что не справишься с той или иной работой; одновременно нужно понимать, что у некоторых сегодняшних профессий слишком короткое будущее, например, в силу неизбежных последствий автоматизации. Позиционирование школьниками всех профессий как гендерно нейтральных может быть использовано для позитивной проработки проблем, выстраивания профориентационной деятельности с учетом тех аспектов, что особенно важны для девушек и юношей, даже если пока они воспринимаются негативно.

Ключевые слова
STEM, социология профессий, инженер, воспроизводство инженерных кадров, школа, профориентация, выбор профессии, гендерные стереотипы
Классификатор
Дата публикации
30.06.2021
Всего подписок
6
Всего просмотров
131
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Барабина И.А., Гафурова В.М. Политехническое образование в общеобразовательной школе СССР во второй половине 1950-х - начале 1960-х годов // Вестник Удмуртского университета. Серия: История и филология. 2016. Т. 26. Вып. 4.
  2. Голдман В.З. Женщины у проходной. Гендерные отношения в советской индустрии (1917-1937). М., 2010.
  3. Денисова И.А., Карцева М.А. Преимущества инженерного образования: оценка отдачи на образовательные специальности в России. Препринт WP3/2005/02. М., 2005.
  4. Женщины в СССР. Стат. Материалы. М., 1990.
  5. История индустриализации СССР. 1938-1941. Документы и материалы. URL: http://istmat.info/node/9335.
  6. Катунова М.Р. Система дополнительного образования в России: история становления, развитие, перспективы // Ракурс. 1994. № 4.
  7. Колесникова Е.М. Куденко И.А. Интерес к STEM-профессиям в школе: проблемы профориентации // Социологические исследования. 2020. № 4.
  8. Косарецкий С.Г., Куприянов Б.В., Филиппова Д.С. Особенности участия детей в дополнительном образовании, обусловленные различиями в культурно-образовательном и имущественном статусе семьи и месте проживания // Вопросы образования. 2016. № 1.
  9. Минпромторг: доля занятых в промышленности женщин должна составить 40% к 2021 году. URL: https://tass.ru/ekonomika/6173330.
  10. Мирошниченко М.И. Развитие первой советской гендерной модели в первой половине 1930-х гг. // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2016. Т. 16. № 1.
  11. Народное хозяйство СССР. 1922-1972. М., 1972.
  12. Народное хозяйство СССР в 1987 г. M., 1988.
  13. Народное хозяйство СССР в 1990 г. M., 1991.
  14. Народное хозяйство СССР за 70 лет. M., 1987.
  15. Окорочкова Т.С. Женский труд в промышленности СССР в годы НЭПА // Социологические исследования, 1999. № 9.
  16. Ощепков А.Ю. Гендерный разрыв в оплате труда // Экономический журнал ВШЭ. 2006. T. 10. № 4.
  17. Пандемия и гендерное неравенство на рынке труда: вызовы для России. URL: https://econs.online/articles/opinions/pandemiya-i-gendernoe-neravenstvo-na-rynke-truda.
  18. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей». URL: http://government.ru/projects/selection/646.
  19. Романов Р.Е. Женщины и молодежь в промышленности советского тыла (1941-1945): феномен «коротких» социальных лифтов // Вестник ТГУ. 2016. № 412.
  20. Российский статистический ежегодник. 2005. URL: https://www.gks.ru/bgd/regl/b05_13/ Main.htm.
  21. Российский статистический ежегодник. 2019. URL: https://gks.ru/bgd/regl/b19_13/Main.htm.
  22. [22] Труд в СССР. M., 1988.
  23. Хасбулатова О.А. Российская гендерная политика в ХХ столетии: мифы и реалии. Иваново, 2005.
  24. Хмельницкий Д. Плановое зверство. Женский труд в первой пятилетке. URL: http://gefter.ru/archive/21914.
  25. Anker R. Theories of occupational segregation by sex: An overview // International Labour Review. 1997. Vol. 136.
  26. Archer L., Dawson E., DeWitt J., Seakins A., Wong B. “Science capital”: A conceptual, methodological, and empirical argument for extending Bourdieusian notions of capital beyond the arts // Journal of Research in Science Teaching. 2015. Vol. 52. No. 7.
  27. Project Final Report: Young People’s Science and Career Aspirations, age 10-14. L., 2013.
  28. InGenious final evaluation report. 2014. URL: https://www.stem.org.uk/resources/elibrary/ resource/36208/ingenious-project.
  29. Kudenko I., Simarro C., Pintó R. Fostering European students’ STEM vocational choices // Cognitive and Affective Aspects in Science Education Research, 2017.
  30. Dream Jobs. Teenagers’ Career Aspirations and the Future of Work. OECD, 2020.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести