Высшее образование глазами студентов (на примере мониторингового исследования выпускников МЭИ)
Высшее образование глазами студентов (на примере мониторингового исследования выпускников МЭИ)
Аннотация
Код статьи
S0321-50750000621-9-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Страницы
225-238
Аннотация

В статье представлена попытка решить задачу оценки качества организации и содержания высшего образования с позиции обучающихся. Авторы рассматривают отечественный и зарубежный опыт включения в данную деятельность студента как одного из ее главных действующих лиц. Для решения поставленной задачи выделены наиболее распространенные формы участия студентов в обеспечении качества образования, обозначены проблемные области и неиспользованные резервы подобной студенческой деятельности. Так, основной формой участия студентов в оценочно-контрольной деятельности вуза является заполнение различных анкет с целью выявления их оценок и мнений о прослушанных в период обучения курсах. Проанализирована практика ряда зарубежных и отечественных вузов в данной области. В частности, в качестве примера рассмотрен опыт Российского университета дружбы народов, Северо-Восточного федерального университета, Института уполномоченных по качеству от студентов в Кемеровском филиале Российского государственного торгово-экономического университета, а также Центра прикладных социологических исследований Московского энергетического института (НИУ «МЭИ»). Представлены результаты социологического исследования мнений и оценок выпускников технических и социально-гуманитарных направлений НИУ «МЭИ» (2017-2019) по вопросам базовой и профессиональной подготовки. Проведенное мониторинговое исследование выявило ряд факторов, влияющих на качество подготовки в период прохождения практики в вузе, что позволило авторам обозначить ключевые проблемы маркетинга образовательных услуг в современном вузе. Показана необходимость изучения вопросов самореализации выпускников, их востребованности на рынке труда, а также поиска новых критериев для оценки качества высшего образования. Признается необходимость и возможность формирования новой идеологии управления качеством образования в вузе, предлагается ряд условий и мер, которые могут гарантировать качество высшего образования в России.

Ключевые слова
качество образования, высшее образование, студенты, мониторинговое исследование, выпускники вуза, маркетинг образовательных услуг, профессиональная самореализация, критерии оценки качества, гарантии качества
Классификатор
Дата публикации
30.06.2021
Всего подписок
6
Всего просмотров
119
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Абрамов В.А., Морозов И.В., Наскидашвили Д.А. Оценка влияния качества современного образования на трудоустройство выпускников вузов // Образование и наука. 2019. № 1.
  2. Борзов Е.В., Корягина И.И., Вотякова О.И., Курылева Н.В. Управление качеством образования на основе мониторинговых исследований // Образование и наука. 2016. № 6.
  3. Вишневская Н.Г. Качество образования как индикатор конкурентоспособности выпускников вуза на рынке труда // Вестник Башкирского университета. 2015. Т. 20. № 1.
  4. Власенко Н.Ф. Участие студентов в системе гарантии качества высшего образования // Вестник ТГПУ. 2012. № 2.
  5. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. М., 2010.
  6. Ерофеева О.В. Качество высшего образования: роль студенчества в процессе улучшения образовательного процесса в вузе // Вестник ПГГПУ. Серия 1. 2014. № 2-2.
  7. Ивлева М.Л., Курмелева Е.М., Рудановская С.В. Человек и общество в контексте современности (обзор всероссийской научной конференции с международным участием) // Вопросы философии. 2018. № 4.
  8. Ивлева М.Л., Курилов С.Н. Проблема формирования социальной парадигмы экоцентризма: опыт философского осмысления социологического исследования в вузе // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2019. № 4.
  9. Игнатьев В.П., Варламова Л.Ф., Степанов П.А. Привлечение студентов к оценке качества образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 12-1.
  10. Калугина Д.А. Качество содержания, процесса и результата образования глазами студентов: результаты социологического исследования // Образование и наука. 2013. № 6.
  11. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.12.2014 г. № 2765-р) // URL: http://www.lexed.ru/search/detail.php? ELEMENT_ID=4264.
  12. Кучина А.В., Воронцов Д.Б. Участие студентов в оценке качества высшего профессионального образования // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2008. Т. 14. № 6.
  13. Медведева Е.А. Анализ занятости выпускников системы высшего профессионального образования и их востребованности на рынке труда // Science Time. 2015. № 10.
  14. Меликян А.В. Обеспечение качества высшего образования в странах ОЭСР // Вестник международных организаций. 2008. № 7-8.
  15. Нарбут Н.П., Троцук И.В. Социальное самочувствие молодежи постсоциалистических стран (на примере России, Казахстана и Чехии): сравнительный анализ страхов, надежд и опасений (часть 2) // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2018. Т. 18. № 2.
  16. Нарбут Н.П., Пузанова Ж.В., Ларина Т.И. Жизнь студента в европейском измерении // Социологические исследования. 2017. № 5.
  17. Норвегия: воплощение в жизнь элементов Болонского процесса // URL: https://www.hse.ru/ data/2010/05/12/1217370860/15.pdf.
  18. Павлюченко А.В. Обеспечение гарантий качества образования в вузе с привлечением студенчества // Молодой ученый. 2015. № 11.
  19. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  20. Alaniska H., Codina E.A., Bohrer J., Dearlove R., Eriksson S., Helle E., Wiberg L.K. Student Involvement in the Processes of Quality Assurance Agencies. Helsinki, 2006.
  21. Cirimiunna R., Meneguzzo F., Pecoraino M., Pagliaro M. Reshaping the education of energy managers // Energy Research and Social Science. 2016. No. 21.
  22. Embedding Quality Culture in Higher Education. A Selection of Papers from the 1st European Forum for Quality Assurance // URL: https:// www.eua.be.
  23. Geven K. Quality assurance is a process of growing up // Quality Assurance Review. 2010. Vol. 2. No. 1.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести