Transformation of the Iidea of Self-improvement into the Business Industry
Table of contents
Share
QR
Metrics
Transformation of the Iidea of Self-improvement into the Business Industry
Annotation
PII
S023620070018009-6-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Farida G. Mailenova 
Occupation: Leading Researcher, Department of Humanitarian Expertise and Bioethics
Affiliation: RAS Institute of Philosophy
Address: Russian Federation, Moscow
Pages
74-85
Abstract

The aspiration for development and personal growth is one of the deepest human needs, and for most of human history it has been principally ethical issue. However, the contemporary situation of the individual striving for perfection is quite different. Forced to live in a sharply competitive society with ever-increasing demands for efficiency, speed and improvement of socio-demanded personal qualities, on the one hand, and increasing opportunities to make radical changes thanks to modern biomedical and psychological technologies, on the other, he must not only adapt to the constantly changing conditions by becoming balanced, efficient, stress-resistant, quick and determined, but also to love change and learn to turn it to his advantage. The cult of personal growth and self-improvement, which we have seen in recent decades, with the total penetration of Internet technology in our lives has taken on an unprecedented expansion. Almost every day there are new books, programs and training seminars with recipes for happiness, love, beauty, health and wealth, but a huge part of the proposed recipes for happiness consists of tips that help not everyone, and some may even cause some damage. Promises of quick and easy results, being unachievable in reality, can cause more despair, apathy and even depression. The fact is that today psychological self-help has become a huge industry that penetrates into the emotional, mental and moral life of the person, and sometimes leads not to the achievement, but rather to the loss of himself, and the idea of Self-Improvement, having become a commercial product, turns into another tool for manipulating people, forces modern man to be in an endless exhausting race for perfection.

Keywords
self-improvement, self-development, self-optimization, self-help, Self-Improvement industry, virtual images, simulacrum
Received
27.12.2021
Date of publication
27.12.2021
Number of purchasers
15
Views
1718
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
1 Стремление улучшать и совершенствовать себя было присуще человеку во все времена, и на протяжении большей части истории человечества это был скорее духовный или этический вопрос. Еще в древнейших философских трактатах рекомендации и предписания, какие личностные качества нужно развивать в себе, для того чтобы стать достойным, уважаемым, добродетельным человеком занимают ключевое место. Однако современная ситуация человека, стремящегося к совершенству, совсем иная: у него есть возможность улучшать себя не только морально и психологически, но и, используя различные технологические новшества, переделать свое тело и даже изменить свойства мозга, буквально «слепив» себя заново с помощью пластической хирургии и специальных фарм-препаратов, а в самом обозримом будущем — еще и с помощью генного моделирования. Эпоха перфекционизма, в которую нам довелось жить, вынуждает нас предъявлять повышенные требования не только к результатам своей работы, но и к тем аспектам человеческого бытия, которые раньше воспринимались как данность: телосложение, возраст, темперамент, таланты, интеллектуальные способности. Однако недовольство собой, естественный попутчик перфекционизма, может довести до отчаяния.
2 Культ личностного роста и самосовершенствования, который мы наблюдаем последние десятилетия, обретает небывалый размах с развитием новых информационных и психотехнологий, а превалирующие нынче ценности скорости и оптимизации переформатируют не только наше мышление, но и наши эмоции и нашу этику. Трансформация идеи самосовершенствования в идею самооптимизации приводит к тому, что человек начинает воспринимать себя — свое тело, эмоции, характер, саму личность как предмет, который можно преобразовать и улучшить с помощью технологий. Подобный «инженерный» взгляд на природу человека порождает множество псевдонаучных теорий, предлагающих рецепты быстрого достижения счастья, любви, красоты, здоровья и богатства. Однако завышенные ожидания и их несоответствие реальным результатам способны породить глубокое разочарование и апатию, вплоть до серьезных депрессий. Такой необоснованный оптимизм, обещающий мгновенные результаты без особых усилий, в последствии приобрел эпитет «хищнический», так как заставляет современного человека пребывать в бесконечной изнурительной гонке за совершенством.
3

От «тайны Вселенной» к «хищническому» оптимизму

4 В советах по саморазвитию, в стиле их подачи и изложения отражается эпоха, в которую мы живем, с ее ведущими ценностями. В 2008 году одним из самых влиятельных людей планеты по версии журнала «Time» была признана Р. Берн (Rhonda Byrne). Главная мысль ее книги «Тайна» (The Secret) нашла отклик в сердцах миллионов читателей. «Тайна жизни — это закон притяжения! Все, что приходит в вашу жизнь, вы притягиваете к себе сами. Притягиваете силой образов, которые постоянно держите в голове. Ваша жизнь — это то, что вы думаете. Все, что происходит в вашем сознании, вы притягиваете к себе» [1, c. 3] — пишет Берн. Неудачи в жизни людей автор объясняет так же: «Люди не имеют того, чего хотят, по единственной причине: они больше думают о том, чего не хотят, чем о том, чего хотят» [1, 6]. Проанализировав под углом позитивного мышления множество «историй успеха» различных известных и талантливых людей, она соединила их под общим знаменателем «те, кто знают Тайну» и рассказала, как все они страстно верили и желали достичь желаемого — и в результате достигли. Вдохновляющие истории и метафоры Р. Берн, обещающие достижение всех целей, всего лишь благодаря вере и позитивному мышлению, были невероятно популярны — пока не наступил финансовый кризис, и оптимистичная парадигма щедрой и любящей Вселенной перестала работать для большинства людей.
5 Сегодня идея принятия желаемого за действительное и полумагическая убежденность в созидающей силе мысли, основанная на позитивном мышлении, уступает место техникам достижения эффективности. Чем больше появляется технологий и средств, помогающих изменять и улучшать человека, тем больше смещается акцент с волевого и внутреннего усилия на вмешательство извне — посредством биомедицинских технологий, различных приложений, гаджетов, онлайн-коучей. Даже современный подход к психологической помощи (включая программы самопомощи) становится все более технологизированным. Тенденцию к технологизации можно проследить и в том, какие слова чаще используются в соответствующей литературе. Совсем недавно, десятилетие назад психологи-консультанты и коучи говорили о приемах обучения самопомощи (Self-help), сегодня же все больше используется технократическая метафора самооптимизация (Self-optimization), что иллюстрирует все более инструментальное отношение человека не только к миру и к другим людям, но и к самому себе, своему телу, здоровью и даже внутреннему миру.
6 Однако в погоне за эффективностью и быстротой достижения результатов нередко упускается главное: эти приемы быстрого действия являются, по мнению С. Кови (Stephen R. Covey), который включен в число 25 наиболее влиятельных американцев по версии журнала «Time», лишь «своеобразным "социальным аспирином" или "пластырем", которые предлагались для разрешения острейших проблем…однако глубинные, хронические болячки оставались нетронутыми, воспалялись и давали о себе знать вновь и вновь» [8, c. 5] Критически анализируя современную западную литературу по самооптимизации, Кови использует метафоры обучения и земледелия: «Сосредоточение на техниках достижения успеха похоже на такой подход к учебе, когда спокойная безмятежная жизнь в течение семестра перемежается с бешеным натаскиванием себя перед экзаменами…Однако, если не прилагать усилий изо дня в день, по-настоящему знаниями не овладеешь и образованным человеком не станешь. А вы задумывались когда-нибудь над тем, чтобы такую систему применить в работе фермера? Скажем, вы запамятовали провести сев весной, все лето прогуляли, а затем осенью активно готовитесь снять урожай» [8, c. 8]. Кови призывает относиться к человеку как к натуральной системе, не забывая о таких свойствах характера, как «цельность личности, скромность, верность, умеренность, мужество, справедливость, терпеливость, трудолюбие, простота, а также приверженность Золотому Правилу» [8, 5]
7 Большинство современных гуру продуктивности опираются в своих рекомендациях на научные методы и открытия нейронаук, благодаря которым в их распоряжении стало гораздо больше знаний о том, как функционирует наш мозг и как заставить его работать лучше. Методики с доказательствами со ссылками на результаты научных экспериментов продаются намного лучше, особенно если обещаны быстрые и легкие результаты. Однако в процессе популяризации многие научные идеи редуцируются до уровня элементарных советов, которые имеют мало общего с наукой. Тем не менее спрос на самооптимизицию остается возможно еще и потому, что тенденция психологизировать все проблемы, в том числе социальные, что с помощью идей о недостаточно позитивном и креативном мышлении поддерживается иллюзия контроля над своей судьбой и счастьем, которую предлагают авторы мотивирующих книг и программ. Развитие этого бизнеса выгодно тем, кто зарабатывает на человеческих страхах и комплексах, настойчиво внушая потребность улучшить и обновить все части нашего «Я». За многообещающими образами самооптимизации зачастую кроются грандиозный обман и мошенничество, а сама идея Self-improvement, став товаром, превращается в еще один инструмент манипулирования человеком. Между тем нередко проблемы человека коренятся в недостатке средств или качества медицины, но привычка сравнивать себя с теми, кто более успешен и искать корни всех проблем в неправильном образе жизни и мыслей и «неумении выйти из зоны комфорта», порождает чувство стыда и вины за неудачи, реальные и воображаемые. Находясь под гнетом идеальных экранных образов, современный человек, проводящий огромную часть своей жизни в Интернете, стремится и свою жизнь изображать как череду побед и достижений, страдая от несоответствия идеала реальности. Требование становиться с каждым днем лучше оборачивается чувством постоянного напряжения и недовольства собой, и даже мотивирующие примеры могут содержать в себе укор, так как абсолютный идеал безупречно совершенной личности достижим лишь в мечтах или иллюзиях.
8

Зазеркалье самооптимизации

9 Полагая себя живущим в век рационализма, современный человек все глубже погружается в мир иллюзий. Будучи на этапе «финальной стадии расширения человека вовне — стадии технологической симуляции сознания» [10, c. 6], мы находимся во власти виртуальных образов, которыми заполнен Интернет. В отличие от уходящей эпохи печатной книги, которая научила человечество фокусировать свое внимание, позволяя развиваться особому глубокому типу мышления и творчества, Интернет питает мозг мелкими кусочками информации из множества разрозненных источников. Постепенно теряя способность к концентрации, размышлению и глубокой рефлексии, мы получаем взамен навык быстрого скольжения на поверхности информационных волн, не вникая в суть и не задерживаясь ни на чем подолгу. Эти приобретенные свойства нашего мозга позволяют не просто поглощать огромные объемы информации, но еще и незаметно для самих себя подпадать под влияние рекламных образов, обретших собственную сетевую жизнь в виде симулякра [4, c. 258–271]. Таким образом любая мода, включая моду на самоулучшение, оказывается столь заразительной: с одной стороны — рекламные предложения современных коучей, обещающие быстрые и легкие результаты, а с другой — яркие виртуальные образы тех, кто уже улучшил и оптимизировал себя согласно новейшим технологиям.
10 Однако виртуальный образ и реальная личность — далеко не одно и то же. «Субъект обращается в собственный симулякр и, физически, телесно оставаясь в действительном мире, ментально переходит в мир виртуальный, в пространство симулякров, где наделяется новым телом, не имеющем ничего общего с телесностью» [5, c. 86–97]. Жиль Делёз, говоря об искажающей реальность особенности искусственных образов: «В симулякре присутствует некое умопомешательство, некое неограниченное становление. Становление всегда иного, низвергающее глубинное становление, идущее в обход равного, предела, Того же Самого или подобного: всегда сразу больше и меньше, но никогда одинаковое» [6, c. 336–337], возможно, предвидел, как виртуальные образы, живя своей жизнью и вступая во взаимодействие с мощным симулякром идеального, улучшенного «Я», будут стремиться соответствовать ему в бесконечном усилии, мучительно страдая от невозможности слияния с идеалом.
11 Сказанное позволяет объяснить, отчего экранные образы совершенного «Я» столь привлекательны и их обаяние имеет столь огромную силу: они кажутся доступными и достижимыми, а вместо этого уводят все глубже в мир иллюзий, в котором человек уже достиг или вот-вот достигнет желаемого совершенства. Так, постоянно глядя на свои «отфотошопленные» фотографии, сливаясь с этим образами и теряя связь с реальностью, по Делезу, «наблюдатель становится частью самого симулякра» [6, c. 336]. Утрата связи с реальностью наносит также ущерб саморефлексии, так как эти образы-симулякры «... более не зеркала реальности, они вселились в сердце реальности, трансформировав ее в гиперреальность, где от экрана к экрану у образа есть только одна судьба — быть образом. Образ не может более вообразить реальность, поскольку он сам становится реальностью, не может ее превзойти, трансфигурировать, увидеть в мечтах, так как сам образ есть виртуальная подкладка реальности» [3]. Жан Бодрийяр полагает утопичным и лишенным смысла саму идею искать эквивалентность знака и реальности, симулякр, по его мнению, никаким образом не соотносится ни с какой реальностью, кроме своей собственной. «Мы живем в постоянном воспроизведении идеалов, фантазмов, образов, мечтаний... которые нам, в нашей роковой безучастности, необходимо возрождать снова и снова» [3] — писал Бодрийяр. Перенос фокуса внимания в виртуальный мир грез и иллюзий имеет свою цену. Абсурдный итог амбициозного нарциссизма — оторванное от общества и альтруистических целей, бесконечное самосовершенствование постепенно превращается в бессмысленную трату времени и денег, фактически заменяя собой подлинную жизнь.
12

Трансформация идеи совершенства: опасные последствия

13 В свете вышесказанного встает вопрос: насколько подобная радикальная перестройка личности хороша для самого человека, для его целостности? Станет ли он действительно лучше, совершеннее, а главное— счастливее, неотступно следуя технологиям Self-improvement? Некоторые авторы полагают, что в результате бездумного радикального самоулучшения многие становятся вовсе не «улучшенной версией себя», а превращаются в самоуверенных и самовлюбленных, полностью сфокусированных на самом себе и своих ощущениях людей. Однако амбициозный нарциссизм, нарушая саморефлексию и адекватную самооценку, не способствует решению личностных проблем, а лишь создает иллюзию улучшения, которая рано или поздно обрушится. К. Седерстрем (Carl Cederström) и А. Спайсер (André Spicer), профессора бизнес-школы в области организационных исследований, провели и описали уникальный психологический и культурологический эксперимент, протестировав на себе максимальное количество советов и способов самооптимизации, которые предлагает современный рынок. В течение года они подвергали оптимизации самые разные области своей жизни: здоровье, финансы, тайм-менеджмент, физическое развитие (работа с тренером), интеллектуальное развитие, изучение языков, мужское здоровье, работоспособность, диеты, техники развития памяти, медитации и даже прием амфетаминов в «месяц продуктивности», потратив на собственный «апгрейд» более 10 тыс. долларов и многие тысячи часов личного времени. Ироничное описание этого уникального опыта [12, 13] показывает, что Self-improvement в современном обществе потребления все больше превращается в многомиллионный бизнес, и точно так же, как будучи членами общества потребления, мы не можем купить одну пару джинсов и успокоиться, мы не можем, однажды начав, перестать совершенствовать свое «Я» [13, c. 54].
14 «Мы живем в эпоху перфекционизма. Совершенство — это идея, которая убивает…Люди страдают и умирают под гнетом фантазии, которой они не могут стать», — считает У. Сторр [11, с. 68]. Он с тревогой рассказывает о росте самоубийств в США и Британии и считает, что одной из причин этого удручающего явления является неспособность людей оправдать те завышенные ожидания, которые они сами на себя взваливают под влиянием масс-медиа и агрессивно продвигаемой идеи самосовершенствования [11]. В условиях современной остроконкурентной экономики, которая не просто требует от человека быть максимально умным, эффективным и креативным, но еще и хорошо выглядящим, любезным и приятным в общении, социальная конкурентность идет не только за «место под солнцем», но и за все формы социального одобрения, становясь все глубже и травматичнее. Область, которую оценивают другие люди, стала значительно шире, в том числе в связи с перемещением огромной части нашей жизни в Интернет, который подвергает радикальной трансформации частную жизнь и нормы открытости и интимности. Когда постоянное совершенствование становится суровой необходимостью, бесконечным бегом в погоне за идеалом, отчаяние от осознавания недостижимости идеала будет тем больше, чем больше было вложено сил и времени на попытки его достичь. Увлекшись лозунгами позитивного мышления «вы можете быть тем, кем хотите быть» и поверив в собственное всемогущество, невозможно смириться с тем, что не удалось достичь задуманного: ведь человек, который все контролирует, в ответе за все свои неудачи, в том числе за болезни и даже жизненные катастрофы.
15 Позиция С. Бринкмана, чья книга с говорящим названием «Конец эпохи self-help: Как перестать себя совершенствовать» [2] стала всемирным бестселлером в 2017 году, близка к стоицизму. Он советует, отказавшись от навязчивой идеи быть самым лучшим, стоически принять несовершенную человеческую природу с ее слабостями, не пытаясь немедленно ее улучшить. При этом он много говорит о нравственности и таких моральных категориях, как честность, самообладание, достоинство, верность, преданность, чувство солидарности с другими людьми, подчеркивая, что для человека важно выполнять свой долг по отношению к другим и не зацикливаться на своей красоте и успехе.
16 Таким образом мы можем видеть несколько различных точек зрения относительно идеи Self-improvement: от фанатичного увлечения до категорически острой критики. Философа прежде всего интересует сама суть явления, и попытка наблюдать из мета-позиции, не будучи полностью включенным и вовлеченным ни в одну из упомянутых течений. Тем не менее симпатии автора очевидны — они на стороне тех, кто призывает сохранять ясный ум и доброе сердце по отношению к другим людям и к жизни в целом, не превращая ни себя, ни других в средство, пусть и такой восхитительной цели, как совершенствование. Возможно, именно вдумчивое, внимательное и неторопливое проживание жизни — то, что позволит сохранить нашу человечность, но и на самом деле сделает нас лучше, в самом широком и гуманном смысле этого слова.
17 На протяжении долгих веков обычный человек воспринимал себя сквозь призму тяжелого труда во имя выживания, а с наступлением индустриальной эпохи, став фактически приложением к фабрикам и машинам, стал работать еще больше и быстрее. «Однако современный мир достиг такого уровня развития, что у нас появилось достаточно много времени, чтобы не просто выживать, но и пытаться построить для себя насыщенную, интересную и достаточно счастливую жизнь. Об этом мечтали люди на протяжении всей истории человечества, но только в нашу эпоху мы можем попытаться реализовать эту мечту. Однако раз за разом упираемся в укоренившуюся функциональность, которая проросла в культуру и давно уже стала частью отношения людей к себе и к другим». [9; 3] Сегодня же тенденция к объективации и редукционизму вторгается в самое сердце идей, которые, казалось бы, наоборот призваны наконец-то повернуть внимание человека к самому себе, своему внутреннему миру. Функциональное отношение к себе даже не как к работнику, а к личности как таковой — парадокс современной практической психологии. Человек, будучи существом самомодифицирующимся, не может не интересоваться своим внутренним миром и возможностями самоулучшения, и идея самосовершенствования с развитием практической психологии стала особенно популярной. Однако технологизация коснулась и этой сферы жизни, и гуманистической смысл самосовершенствования трансформируется в более технологизированную идею самооптимизации, которая в эпоху постоянного ускорения жизни заняла большое место в жизни современного человека. Романтизм эпохи расцвета гуманистической психологии и веры во всесилие позитивного мышления, который имел влияние в обществе еще до начала нулевых, уступает сегодня место отношению к человеку как инженерному проекту, и, похоже, эта тенденция будет сохраняться и далее, так как открытия в области нейронаук способствуют переносу фокуса внимания на более естественнонаучный взгляд, на психологию и мышление человека. Особое беспокойство вызывает факт превращения Self-improvement в индустрию с агрессивным маркетингом, в котором товаром становится обещание счастья и успеха (увы, чаще всего невыполнимое), что приводит к выхолащиванию гуманистического смысла идеи самосовершенствования, а образы «идеального Я», уже живущие своей собственной сетевой жизнью, в виде симулякра, способны вытеснить реальное восприятие действительности. Возможно, средством, способным оградить от всесилия власти иллюзии и сохранить собственное «Я», может стать ирония, которая, сама будучи специфически постмодернистским способом восприятия действительности, поможет увидеть за «дымовой завесой» агрессивного маркетинга реальность, искажаемую симулятивными технологиями медиа-власти постмодерна. «Ирония и самоирония с одновременной заботой о себе, критическое отношение к двум мирам, в которые мы оказались погружены — окружающей действительности и виртуальной реальности, поможет противодействовать изменению биосоциальной природы человека, трансформации его высших психических функций, и, в конечном счете, сохранить его идентичность» [5, с. 86–97]. В такой ситуации само по себе осознание того, что общество пытается принудительно навязать неоправданно высокие и невыполнимые требования, может стать шагом к освобождению себя, так как осознание и принятие границ своих возможностей — действительно важная составляющая адекватной саморефлексии и самооценки, о чем важно помнить каждому, кто желает достичь высот и в то же время не растерять по пути к достижениям вкус к жизни.

References

1. Bern R. Tajna [Secret]. Moscow: EKSMO Publ., 2015.

2. Brinkman S. Konec epohi self-help. Kak perestat' sebya sovershenstvovat' [The end of the self-help era. How to stop improving yourself]. Moscow: Al'pina Publ., 2020.

3. Bodrijyar Zh. Prozrachnost' zla [The transparency of evil], transl. from French L. Lyubarskoj, E. Markovskoj. Moscow: Dobrosvet, 2000. [sajt]. URL: https:// philosophy.ru/library/baud/zlo.html (date of access: 31.05.2021).

4. Bodrijyar Zh. Simulyaciya i simulyakry [Simulation and Simulacra]. Sovremennaya literaturnaya teoriya: antologiya / sost. I.V. Kabanova. Moscow: Flinta; Nauka Publ., 2004. P. 258–271.

5. Emelin V.A. Simulyakry i tekhnologii virtualizacii v informacionnom obshchestve [Simulacra and virtualization technologies in information society]. Nacional'nyj psihologicheskij zhurnal [National Review of Psychology]. 2016. N 3(23). Р. 86–97.

6. Delez Zh. Logika smysla [The logic of meaning], transl. from French. Moscow: Akademiya, 1995. [sajt]. P. 336–337. URL: https:// www. gumer. info/bogoslov_Buks/ Philos/Bod_SisV/index.php (date of access: 31.05.2021)

7. Karr Nicholas Dzh. PUSTYSHKA. Chto Internet delaet s nashimi mozgami [The Shallows: What the Internet Is Doing to Our Brains], transl. from Engl by Mironov P.V. Moscow: BestBusinessBooks Publ., 2012.

8. Kovi S.R. Sem' navykov vysokoeffektivnyh lyudej: Moshchnye instrumenty razvitiya lichnosti [The 7 Habits of Highly Effective People: Restoring the Character Ethic]. Moscow: Al'pina Publ., 2012.

9. Latypov Ilya. Mezhdu robotom i obez'yanoj. Iskusstvo najti v sebe cheloveka [Between the robot and the monkey. The Art of Finding the Human Within]. Moscow: Redkaya ptica Publ., 2021.

10. Maklyuen G.M. Ponimanie media. Vneshnie rasshireniya cheloveka [Understanding the media. The external extensions of a person]. Moscow: Zhukovskij: Kanon-Press-C, Kuchkovo pole Publ., 2003.

11. Uill Storr. Selfi. Pochemu my zacikleny na sebe i kak eto na nas vliyaet. [Selfie: How We Became So Self-Obsessed and What It's Doing to Us]. Individuum publ., 2019.

12. C. Cederström, A.Spicer. The Wellness Syndrome. Polity; 1st edition. 2015. February.

13. C. Cederström, А. Spicer. Desperately Seeking Self-Improvement: A Year Inside the Optimization Movement. Paperback, November, 2017.

Comments

No posts found

Write a review
Translate