- Код статьи
- S023620070002350-2-1
- DOI
- 10.31857/S023620070002350-2
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Номер
- Том / Номер 6
- Страницы
- 139-157
- Аннотация
В статье анализируется научно-педагогическое наследие выдающегося аграрника, ученого-энциклопедиста Александра Васильевича Чаянова (1888–1937). Охарактеризованы основные вехи и достижения интеллектуальной жизни ученого, в последующих частях исследуется развитие педагогических идей Чаянова применительно как к университетской аудитории, так и образовательным сообществам крестьян, среди которых также много преподавал А.В. Чаянов. Показано, что Чаянов как педагог стремился гармонично сочетать алгебру и поэзию в преподавании, его почти позитивистская систематизация наук и методов изложения изучаемых предметов органично сопровождалась использованием многочисленных метафор и эмоциональных приемов, необходимых для эффективного развития знаний и любознательности учащихся. Например, метафора университета как храма “Прометеева огня”, является определенно системообразующей для всего педагогического мировоззрения Чаянова. Отмечается уникальная способность Чаянова работать в принципиально отличных друг от друга (по возрасту, образованию, мировоззрению, культуре) аудиториях (студенческих и крестьянских), подбирая к каждой конкретной аудитории особую композицию педагогических методов и приемов. Ставится вопрос об актуальности и значении педагогических трудов Чаянова в современных науке и образовании, особенно в аграрной сфере
- Ключевые слова
- Чаянов, Прометей, наука, образование, педагогика, культура, университет, студенты, крестьяне
- Дата публикации
- 07.12.2018
- Год выхода
- 2018
- Всего подписок
- 10
- Всего просмотров
- 1683
Библиография
- 1. Блонский П. П. Психология и педагогика. Избранные труды. М.: Юрайт, 2016.
- 2. Гербарт И.Ф. Психология / Предисловие В. Куренного. М.: Издательский дом “Территория будущего”, 2007.
- 3. Козлов В.В. Роль и место университетов в социально-экономическом развитии России // Проблемы современной экономики. 2015. № 2 (54). С. 337–342.
- 4. Кузнецов И.А. Очерки истории сельскохозяйственной экономики в России: XIX — начало XX века. М.: Издательский дом “Дело” РАНХиГС, 2018.
- 5. Никулин А.М. Международная регионалистика А.В. Чаянова // Экономическая политика. 2017. Т. 12. . С. 150–177.
- 6. Отчет об оказании консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению в Российской Федерации в 2014 году / Министерство сельского хозяйства РФ, “Федеральный центр сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров агропромышленного комплекса”. М., 2014.
- 7. Чаянов А.В. Крестьянские кооперативно4счетоводные курсы // Кооперативная жизнь. 1914. № 23. С. 409–414.
- 8. Чаянов А.В. Методы изложения предметов. М., 1916.
- 9. Чаянов А.В. Требования жизни и заветы шанявцев: (О судьбе унта им. Шанявского) // Вестн. шанявцев. 1918. № 5. С. 5.
- 10. Чаянов А.В. Высший семинарий сельскохозяйственной экономии и политики при Петровской сельскохозяйственной Академии // Вестн.сел. хоз-ва. 1919. № 27–30. С. 19–22.
- 11. Чаянов А.В. Основные идеи и методы работы общественной агрономии / Чаянов А.В. Избранные произведения. М., 1989. С .57–181.
- 12. Чаянов А.В. Крестьянское хозяйство. Избранные труды. М.: Экономика, 1989.
- 13. Чаянов А.В. Венецианское зеркало. Повести. М., 1989.
- 14. Чаянов А.В. Избранные труды. М., 1991. С. 367–370.
- 15. Чаянов А.В. Методы высшего образования / Чаянов А.В. Избранные труды. М., 1991. С. 354–379.
- 16. Чаянов А.В. Избранное искусствоведческое наследие. М.: Издательский дом “ТОНЧУ”, 2018.