Президиум РАНЧеловек Chelovek

  • ISSN (Print) 0236-2007
  • ISSN (Online) 2782-2893

Неакадемическая педагогика А.В. Чаянова

Код статьи
S023620070002350-2-1
DOI
10.31857/S023620070002350-2
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Номер
Том / Номер 6
Страницы
139-157
Аннотация

В статье анализируется научно-педагогическое наследие выдающегося аграрника, ученого-энциклопедиста Александра Васильевича Чаянова (1888–1937). Охарактеризованы основные вехи и достижения интеллектуальной жизни ученого, в последующих частях исследуется развитие педагогических идей Чаянова применительно как к университетской аудитории, так и образовательным сообществам крестьян, среди которых также много преподавал А.В. Чаянов. Показано, что Чаянов как педагог стремился гармонично сочетать алгебру и поэзию в преподавании, его почти позитивистская систематизация наук и методов изложения изучаемых предметов органично сопровождалась использованием многочисленных метафор и эмоциональных приемов, необходимых для эффективного развития знаний и любознательности учащихся. Например, метафора университета как храма “Прометеева огня”, является определенно системообразующей для всего педагогического мировоззрения Чаянова. Отмечается уникальная способность Чаянова работать в принципиально отличных друг от друга (по возрасту, образованию, мировоззрению, культуре) аудиториях (студенческих и крестьянских), подбирая к каждой конкретной аудитории особую композицию педагогических методов и приемов. Ставится вопрос об актуальности и значении педагогических трудов Чаянова в современных науке и образовании, особенно в аграрной сфере

Ключевые слова
Чаянов, Прометей, наука, образование, педагогика, культура, университет, студенты, крестьяне
Дата публикации
07.12.2018
Год выхода
2018
Всего подписок
10
Всего просмотров
1683

Библиография

  1. 1. Блонский П. П. Психология и педагогика. Избранные труды. М.: Юрайт, 2016.
  2. 2. Гербарт И.Ф. Психология / Предисловие В. Куренного. М.: Издательский дом “Территория будущего”, 2007.
  3. 3. Козлов В.В. Роль и место университетов в социально-экономическом развитии России // Проблемы современной экономики. 2015. № 2 (54). С. 337–342.
  4. 4. Кузнецов И.А. Очерки истории сельскохозяйственной экономики в России: XIX — начало XX века. М.: Издательский дом “Дело” РАНХиГС, 2018.
  5. 5. Никулин А.М. Международная регионалистика А.В. Чаянова // Экономическая политика. 2017. Т. 12. . С. 150–177.
  6. 6. Отчет об оказании консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению в Российской Федерации в 2014 году / Министерство сельского хозяйства РФ, “Федеральный центр сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров агропромышленного комплекса”. М., 2014.
  7. 7. Чаянов А.В. Крестьянские кооперативно4счетоводные курсы // Кооперативная жизнь. 1914. № 23. С. 409–414.
  8. 8. Чаянов А.В. Методы изложения предметов. М., 1916.
  9. 9. Чаянов А.В. Требования жизни и заветы шанявцев: (О судьбе унта им. Шанявского) // Вестн. шанявцев. 1918. № 5. С. 5.
  10. 10. Чаянов А.В. Высший семинарий сельскохозяйственной экономии и политики при Петровской сельскохозяйственной Академии // Вестн.сел. хоз-ва. 1919. № 27–30. С. 19–22.
  11. 11. Чаянов А.В. Основные идеи и методы работы общественной агрономии / Чаянов А.В. Избранные произведения. М., 1989. С .57–181.
  12. 12. Чаянов А.В. Крестьянское хозяйство. Избранные труды. М.: Экономика, 1989.
  13. 13. Чаянов А.В. Венецианское зеркало. Повести. М., 1989.
  14. 14. Чаянов А.В. Избранные труды. М., 1991. С. 367–370.
  15. 15. Чаянов А.В. Методы высшего образования / Чаянов А.В. Избранные труды. М., 1991. С. 354–379.
  16. 16. Чаянов А.В. Избранное искусствоведческое наследие. М.: Издательский дом “ТОНЧУ”, 2018.
QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека