ИНТЕРНЕТ-АКТИВНОСТЬ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ ЛИЧНОСТИ В КОЛЛЕКТИВНОМ СУБЪЕКТЕ
ИНТЕРНЕТ-АКТИВНОСТЬ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ ЛИЧНОСТИ В КОЛЛЕКТИВНОМ СУБЪЕКТЕ
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000408-5-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация

Представлен анализ влияния интернет-среды на личность: раскрываются как негативные, так и позитивные влияния Интернета на человека. Целью проведенного теоретического исследования стало выявление возможности существования в сознании личности виртуального коллективного субъекта. Рассматриваются такие процессы, как социальная идентичность, стремление к публичности и самопрезентация, реализуемые человеком в виртуальном мире. Сделано заключение о том, что указанные аспекты интернет-активности, взаимопроникая и взаимообусловливая друг друга, имеют свою специфику, определяя интернет-среду как особую сферу жизнедеятельности человека, а также выступают психологическими механизмами реализации личностью индивидуальной потребности в коллективном субъекте. В случае, когда реальная ситуация порождает страх утраты коллективного субъекта как страх потери собственной индивидуальности и собственной субъектности, вызывая чувство отчуждения и утраты смысла жизнедеятельности, личность может создавать собственный виртуальный коллективный субъект. Выдвигается ранее не привлекавшая внимания социальной психологии идея проявления в интернет-активности такой потребности личности, как потребность в становлении себя виртуальным коллективным субъектом.

Ключевые слова
Интернет-среда, социальная идентичность, стремление к публичности, самопрезентация, социальное влияние, социально-психологические отношения, реальный коллективный субъект, виртуальный коллективный субъект
Классификатор
Дата публикации
03.09.2015
Всего подписок
1
Всего просмотров
500
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S0205-95920000408-5-1 Дата внесения исправлений в статью - 18.10.2020
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. С.19-44.
  2. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1996. № 4. С. 14-20.
  3. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Психологическое исследование мотивации пользователей интернета // 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Материалы. (Москва, 12-14 апреля 2000 г.) / Под ред. В.И. Панова. М.: Экопсицентр РОСС, 2000. С. 245-246.
  4. Белинская Е.П. Интернет и идентификационные структуры личности. К материалам конференции “Социальные и психологические последствия применения информационных технологий”. URL: http://www.portalus.ru/modules/psychology (дата обращения: 07.09.2013).
  5. Войскунский А.Е. Перспективы становления психологии Интернета // Психол. журн. 2013. Т. 34. № 3. С. 110-118.
  6. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собр. соч. в 6-ти тт. М.: Педагогика, 1983. Т. 3. С. 6-328.
  7. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: Канон-пресс-ц, 2000. С. 251-1283.
  8. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. СПб.: Речь, 2004. С. 156-157.
  9. Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков-пользователей Интернета // Образование и информационная культура. Социологические аспекты. Труды по социологии образования. Т. V. Выпуск VII / Под ред. В.С. Собкина. М.: Центр социологии образования РАО, 2000. С.431-460.
  10. Журавлев А.Л. Коллективный субъект: основные признаки, уровни и психологические типы // Психол. журн. 2009. Т. 30. № 5. С. 72-80.
  11. Заковоротная М.В. Идентичность человека, социально-философские аспекты. Ростов н/Д.: Издательство Северо-Кавказского научного центра высшей школы, 1999.
  12. Козлова Н.С., Сушков И.Р. Стремление к публичности и самопрезентации как проявление специфических потребностей, реализуемых личностью в интернет-среде // Информационный гуманитарный портал "Знание. Понимание. Умение". 2013. № 6 (ноябрь - декабрь). URL: http://www.zpu-journal. ru/e-zpu/2013/6/Kozlova_Sushkov_Publicity-Self- Presentation.
  13. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. СПб.: Речь, 2005.
  14. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010.
  15. Майерс Д. Социальная психология. 7-е изд. СПб.: Питер, 2007.
  16. Миxaйлoва Е.В. Стратегии и техники само-презентации. URL: http://www.elitarium.ru/2012/06/29/ strategii_tekhniki_samoprezentacii_analiz.html (дата обращения: 24.11.2013).
  17. Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд // Психол. журн. 1995. Т. 16. № 1. С. 3-12.
  18. Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А.А. Бодалева. М.: Изд-во Московского психологосоциального института; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2003.
  19. Павленко В.Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии // Вопр. психол. 2000. № 1. С.135-141.
  20. Плохих В.В., Акимов С.К. Особенности реализации когнитивных процессов у интернет-аддиктов // Психол. журн. 2014. Т. 35. № 3. С. 58-67.
  21. Позняков В.П. Психологические отношения индивидуальных и групповых субъектов совместной жизнедеятельности // Психол. журн. 2012. Т. 33. № 5. С. 5-15.
  22. Романов И.В. Влияние интернет-среды на индивидуально-психологические качества пользователей научно-информационных сайтов: Дисс.. канд. психол. н. Кострома, 2005.
  23. Солдатова Г. У., Рассказова Е.И. Чрезмерное использование Интернета: факторы и признаки // Психол. журн. 2013. Т. 34. № 4. С. 79-88.
  24. Сушков И.Р. Психология взаимоотношений. М.: Академический проект, Институт психологии РАН, 1999.
  25. Сушков И.Р. Психологические отношения человека в социальной системе. М.: Институт психологии РАН, 2008.
  26. Сушков И.Р., Козлова Н.С. Стремление к публичности и самопрезентации личности в Интернет- пространстве. Печ. Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия "Психологические науки: Акмеология образования". Кострома, 2011. Т. 17. № 4. С. 145-149.
  27. Сушков И.Р., Козлова Н.С. Специфика коммуникативной сферы личности и ее вовлеченность в социальные сети Тезисы докладов Международной научно-практической конференции, посвященной 120-летию со дня рождения В.Н. Мясищева. Владимир-Москва, 2013. С. 102.
  28. Сушков И.Р., Козлова Н.С. Реальность и виртуальность в сознани личности // European Social Science Journ. 2014. 4 (43). Т. 2. С. 254-262.
  29. Федорова Н.А. Проблема самопрезентации в современной социальной психологии: использование понятийного аппарата теории деятельности // Материалы международного Форума и школы молодых ученых ИП РАН "Образ российской психологии в регионах страны и в мире". М., 2006. С. 389-393.
  30. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Астрель: Полиграфиздат, 2012.
  31. Чудова Н.В. Особенности образа Я «жителя» Интернета // Психол. журн. 2002. Т. 23. № 1. С. 5459.
  32. Kraut R., Lundmark V., Patterson M., Kiesler S., Mukopadhyay T., Scherlis W. Internet paradox: A social technology that reduces social involvement and psychological well-being? // American Psychologist. 1998. Vol. 53 (9). P. 1017-1031.
  33. Tajfel, H., Wilkes A. Classification and quantitative judgment // British Journ. of Psychology. 1963. 54. P. 101-114.
  34. Trafimow D., Triandis H.C., Goto S.G. Some tests of the distinction between private self and collective self // Journ. of Personality and Social Psychology. 1991. 60. P. 649-655.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести