Ольфакторные элементы в наследии Василия Великого
Ольфакторные элементы в наследии Василия Великого
Аннотация
Код статьи
S0236-20070000392-2-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Номер
Страницы
68-78
Аннотация
Анализируется назначение ольфакторных элементов в наследии Василия Великого (Кесарийского, ок. 330-379 гг.). Василий Великий представляет масштабную теоцентрическую проекцию космического бытия. Человек у него - существо, вступающее в гносеологические отношения с миром и пытающееся осознать себя. Обоняние помогает постигнуть полноту бытия, что особенно актуально для текстов, в которых прославляется Божье величие. Применение искусственно созданных ароматов, по мнению святителя, уместно в богослужении, а в быту нежелательно, хотя и свидетельствует о тоске человека по раю. Сравнения с ольфакторными ремами, метафоры с производным значением “аромат” помогают богослову доказывать благую суть христианства. С практической точки зрения внимание к одорическим подробностям объясняется риторическими принципами: оратору необходимо владеть искусством вербальной трансформации ощущений, воспринимаемых через органы чувств. В концептуальном плане сосредоточенность святителя на ольфакторной сфере обоснована установкой на познание человеческой сущности и окружающего мира, а также заинтересованностью в вопросе о способе исхождения Святого Духа.
Ключевые слова
КАППАДОКИЙСКАЯ ШКОЛА, ОЛЬФАКТОРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ, ЗАПАХ, ТРИНИТАРНАЯ ФОРМУЛА, ПНЕВМАТОЛОГИЯ
Классификатор
Дата публикации
01.02.2016
Всего подписок
1
Всего просмотров
1005
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Бальмонт К.Д. Стихотворения / Вст. ст. и сост. Л. Озерова. М.: Художественная литература, 1990.
  2. Бирюков Д.С. Святой Василий Кесарийский // Антология восточноХристианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия: В 2 т. / Под ред. Г.И. Беневича и Д.С. Бирюкова; сост. Г.И. Беневич. Т. 1. М., СПб.: "Никея"-РХГА, 2009. С. 269-290.
  3. Бредемайер К.Черная риторика: власть и магия слова / Пер. с нем. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
  4. Василий Великий. Беседы // Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Ч. 4. М.: Тип. Августа Семена, 1846. С. 1-403.
  5. Василий Великий. Беседы на Псалмы // Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской.
  6. Ч. 1. Сергиев Посад: Изд-во Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1900. С. 155-345.
  7. Василий Великий. Беседы на Шестоднев // Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Ч. 1. М.: Тип. Августа Семена, 1845. С. 1-174.
  8. Василий Великий. Гомилия на Святое Рождество Христово / Пер. и коммент. А.Р. Фокина // Богословский сборник. 2000. № 5. С. 104-117.
  9. Василий Великий. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия. О Святом Духе, к св. Амфилохию, епископу Иконийскому // Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Ч. 3. М.: Тип. Августа Семена, 1846. С. 3-358.
  10. Василий Великий. Слово о подвижничестве // Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Ч. 6. Сергиев Посад: Изд-во Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1901. С. 155-345.
  11. Василий Великий. Толкование на пророка Исаию // Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппа- докийской. Ч. 2. М.: Тип. Августа Семена, 1845. С. 3-446.
  12. Заворохина Н.В. Использование специфики механизма обоняния человека и ольфакторных тенденций в качестве инструмента сенсорного маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. 2010. № 3. С. 66-73.
  13. Православная энциклопедия / Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т. II. М.: Церковно-научный центр "Православная энциклопедия", 2004.
  14. Рождественский Ю.В. Принципы современной риторики. М.: СвР- Аргус, 2000.
  15. Савкова З.В. Искусство оратора. СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2007.
  16. Саврей В.Я. Каппадокийская школа в Истории Христианской мысли. М.: Изд-во Московского ун-та, 2012.
  17. Святитель Афанасий Великий. Творения: В 4 т. Т. IV. М.: Спасо- Преображенский Валаамский монастырь, 1994.
  18. Святитель Иоанн Златоуст. Священное Писание в толкованиях: В 10 т. Т. III. Толкование на книгу пророка Даниила. Толкование на книгу пророка Исаии. М.: Ковчег, 2006.
  19. Тимофеев К.А. Религиозная лексика русского языка как выражение Христианского мировоззрения. Новосибирск: Изд-во НГУ, 2001.
  20. Фарино Е. Введение в литературоведение. М.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.
  21. Флоровский Г.В., протоиерей. Восточные отцы IV-го века. Paris: YAMSA-PRESS, 1990.
  22. Garnier J., Maran P., Faverolles F. Caesareae Cappadociae archiepiscopi, opera omnia quae exstant. Paris, 1721. Vol. 29. P. CCXVI-CCXX.
  23. Geerard M. Clavis Patrum Graecorum. Turnhout. 1974. Vol. 2. P. 140-178.
  24. Hubner R.M. Gregor von Nyssa als Verfasser der sog. Ep. 38 des Basilius // Epektasis. Melanges patristiques offerts au cardinal Jean Danielou / Eds. J. Fontaine, Ch. Kannengiesser. Paris, 1972. P. 463-490.
  25. Quasten J. Patrology. Utrecht, 1950. Vol. 3. P. 424-482.
  26. Rudberg S.Y. Basile de Cesaree. La tradition manuscrite directe des neuf homelies sur l’Hexaemeron. Berlin: Untersuchungen, 1980.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести