Каббала в культурном пространстве Западе (Конец XV - начало XVIII века)
Каббала в культурном пространстве Западе (Конец XV - начало XVIII века)
Аннотация
Код статьи
S0236-20070000392-2-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Номер
Страницы
47-61
Аннотация
Статья посвящена восприятию каббалы в Западной Европе, которое приняло форму христианской каббалы - синкретического учения, включающего элементы христианства, каббалы, неоплатонизма, герметизма и магии. Несмотря на миссионерский характер, христианская каббала дала мощный импульс для развития ренессансной натурфилософии (Й. Рейхлин, Дж. Ди), концепции личности, идей универсальной религии (Пико делла Мирандола) и единого человечества (“розенкрейцерское просвещение”). Под влиянием лурианской каббалы широко распространившееся понятие тиккун (исправление) было интерпретировано как социальный и вселенский (космический) прогресс. Во второй половине XVII в. некоторые каббалистические понятия были включены в метафизику Б. Спинозы и монадологию Г. Лейбница. Эта тенденция, открывающая новые возможности для интерпретации каббалы, была прервана в XVIII в. и после этого время от времени оживала в XIX-XX вв.
Ключевые слова
КАББАЛА, ХРИСТИАНСКАЯ КАББАЛА, СИНКРЕТИЗМ, "ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ МИСТИЦИЗМ", РЕНЕССАНСНАЯ НАТУРФИЛОСОФИЯ, УНИВЕРСАЛЬНАЯ РЕЛИГИЯ, КАББАЛИСТИЧЕСКАЯ МАГИЯ, МЕТАФИЗИКА
Классификатор
Дата публикации
01.08.2016
Всего подписок
1
Всего просмотров
1107
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Бааль Сулам. Наука каббала и ее суть // URL:http://www.kabbalah. info/rus/content/view/frame/34327?/ras/content/view/full/34327&main
  2. Бурмистров К. "Kabbala Denudata", открытая заново: христианская каббала барона Кнорра фон Розенрота и ее источники// Вестник Еврейского университета. М.-Иерусалим. № 3. 2000. С. 25-75. URL: http:// thelema.su/kabbala-denudata
  3. Визгин В.П. Универсализм культурного сознания и история // Теоретическая культурология. Т. 1. М.: Академический Проект, 2005. С. 82.
  4. Гайденко П.П. Христианство и генезис новоевропейского естествознания // Наука и религия. Междисциплинарный и кросс-культурный подход. Научные труды / под ред. И.Т. Касавина. М.: Канон, 2006. С. 95.
  5. Делюмо Ж. Цивилизация Возрождения. Екатеринбург: У-Фактория, 2006. С. 522.
  6. Ди Джон. Иероглифическая монада // Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII-XIX вв. М.: Канон, 1999. С. 174-175.
  7. Идель Моше. Маймонидов синтез. Предисловие к русскому переводу "Путеводителя растерянных" // Путеводитель растерянных. Иерусалим-Москва: Маханаим, Гешарим, 2000. С. XI-XXVI. URL: htpp://www. machanaim.org/philosof/more_nev/morepr_2.htm.
  8. Йетс Фр. Розенкрейцерское Просвещение. М.: Алетейя, 1999. URL: http://psylib.ukrweb.net/books/yates01/txt07.htm
  9. Касавин И.Т. Магия и наука: к теории и истории взаимоотношений // Наука и религия. Междисциплинарный и кросс-культурный подход. Научные труды / под ред. И.Т. Касавина. М.: Канон, 2006. С. 45.
  10. Кильхер А.Б. Языковой миф каббалы и эстетический модернизм // Немецкое философское литературоведение наших дней. Антология. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. С. 445-474. URL: http://ec-dejavu.ru /k/Kabbalah.html
  11. Коменский Я.А. Всеобщий совет об исправлении человеческих дел // Трактаты о вечном мире. М.: Соцэкгиз, 1963. С. 66-81.
  12. Кудрявцев О.Ф. Флорентийская Платоновская академия. Очерк истории духовной жизни ренессансной Италии. М.: Наука, 2008. С. 305.
  13. Лайтман М.Книга Зоар. М.: НПФ “Древо жизни”, 2003. С. 284-348.
  14. Лайтман М. Наука каббала. В 2 т. Т 1. М.: НПФ “Древо жизни”, 2003. С. 36.
  15. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1987. С. 92-93.
  16. Монье Ф. Опыт литературной истории Италии XV в. Кватроченто. СПб.: Изд-во Л.Ф. Пантелеева, 1904. С. 38.
  17. Моше бен Маймон. Путеводитель растерянных. М.: Мосты культуры, Гешарим, 2003. С. 323. Эвен шлема тосфа. Vilnius, 1890. С. 82. URL: http:/www.hebrewbooks.org/14216.
  18. Мусхелишвили Н.Л., Шрейдер Ю.А. Метапсихологические проблемы непрямой коммуникации // Когнитивная эволюция и творчество. М.: ИФ РАН, 1995. С. 50.
  19. Нечипуренко В.Н.Еврейская философия и каббала. Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федер. ун-та, 2006.
  20. Пико дела Мирандола Дж. Речь о достоинстве человека. URL: http://www.bespalovseminar.narod.ru.
  21. Спиноза Б. Письма // Избранные произведения. Т. 2. М.: Госпо- литиздат, 1957. С. 630.
  22. Фичино М. Комментарий на "Пир" Платона, о Любви // Эстетика Ренессанса. М.: Искусство, 1981. Т. 1. С. 216.
  23. Швырев В.С. Особенности современного типа рациональности // Актуальные проблемы философии науки. М.: Прогресс-Традиция, 2007. С. 53.
  24. Эвен шлема тосфа. Vilnius, 1890. // URL: http://www.hebrewbooks. org/14216. С. 82.
  25. Blau J.L. The Christian Interpretations of the Cabala in the Renaissance. N.Y.: Columbia Univ. Press, 1944. P. 89-98, 121-144.
  26. Copenhaver B. Jewish Theologies of Space in the Scientific Revolution: Henry More, Joseph Raphson, Isaac Newton and their Predecessors // Annals of Science. № 37, 1980.
  27. Coudert A.P. Leibniz and the Kabbalah // Leibniz, Mysticism and Religion / A.P. Coudert, R.H. Popkin, G.M. Weiner (eds.). Dordrecht: Kluwer Academic Publishers, 1998. P. 51.
  28. Coudert A.P. Newton and the Rosicrucian Enlightment // Newton and Religion / J.E. Force, R.H. Popkin (eds.). Dordrecht: Kluwer Academic Publishers, 1999. P. 17-43.
  29. Hames H.J. The Art of Conversion: Christianity and Kabbalah in the Thirteenth Century. Leiden: E.J. Brill, 2000. P. 27.
  30. Harkness D, John P. Dee’s Conversations with Angels. Cabala, Alchemy, and the end of Nature. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2006. 179.
  31. Hutin Serge. Note sur la creation chez trios kabbalistes chretiens anglais. Robert Fludd, Henry More et Isaac Newton // Kabbalistes Chretiens / Faivre A. (ed.). P.: Albin Michel, 1979. P. 149-156.
  32. Moshe Idel. Maimonides and the Jewish Mystic. Cluj-Napoca: Dacia Publishing House, 2001. P. 218.
  33. URL:http:// www. eleven.co.il/article/11899
  34. URL:http://www.kabbalah.info/rus/content/view/full/2807/
  35. Wirszubski C. Pico della Mirandola's Encounter with Jewish Mysticism. Cambridge (Mass.);L.: Harvard Univ. Press, 1989. P. 187, 185. Yates Fr. The Occult Philosophy in the Elizabethan Age. L.; N.Y.: Routledge Classics,2001, reprint Taylor&Francis e-library, 2004. P. 33-42.
  36. Yates Fr. Giordano Bruno and the Hermetic Tradition. Chicago: Univ. of Chicago Press, 1964. P. 211.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести