В работе обсуждается статья «Странности и истоки человеческой сексуальности», в которой излагается достаточно популярная в наше время концепция сексуальности, опирающаяся на представления биологического подхода и психоанализа. Сформулированы основные положения, выдвигаемые и доказываемые автором статьи. Почему, спрашивает он, несмотря на многовековые усилия морали, религии и права, на большие риски, супружеские измены не прекращаются? Если женский оргазм не является побочным продуктом эволюции мужского, то для какой функции служит приспособлением? Как объяснить столь большое различие между обычной целостностью женских чувств, сексуального влечения и их нередкой расщепленностью, разорванностью у мужчин? Предлагается анализ условий мыслимости этих положений. В его рамках ставятся под сомнение способы аргументации, которые предлагает автор. Это обобщения представлений о человеке и путях его исторического развития, использование фактов, опровергаемых другими фактами, редукция человека и эволюции только к биологическому плану, психоаналитическая трактовка его поведения, использование теории Докинза. Основным положениям статьи ставятся в оппозицию другие положения. Человек — не только биологическое существо, но и социальное, психологическое, семиотическое, духовное, культурное, то есть многомерный кентавр. Эволюция помимо биологического плана содержит социокультурный план. Любовь и сексуальность представляют собой культурно-исторический и психологический феномен, в формировании и развитии которого большую роль играют такие факторы, как смена культуры, типы индивидуальности и личности, характер семиозиса (знаковые системы, схемы, произведения искусства). Тем не менее, критика статьи «Странности и истоки человеческой сексуальности» не означает желания запретить высказанные в ней идеи. Наличие в культуре модерна разных каналов социализации и способов жизни, либерально-демократические ценности и институты предполагают, как писал Кант, свободу в высказывании своих мнений и убеждений.
Обсуждается книга Х. Плакроуз и Дж. Линдси, которые довольно подробно анализируют теории прикладного постмодернизма, показывая, что эти практики вышли из прикладного поворота постмодернизма. Другой источник поворота — движение и концепции социальной справедливости. В статье формулируются основные идеи прикладного постмодернизма: отсутствие метанарративов и веры в объективную реальность; конструктивность социальной реальности и понятий; власть языка и нарративов; деконструкция социальной реальности, которая понимается как репрессивная; перестройка социальной жизни. Анализируются причины, объясняющие популярность прикладных постмодернистских теорий: названные теории обещают для масс решение проблемы социальной справедливости; источником подготовки своеобразных кадров для реализации этих теорий выступают университеты; фирмы и истеблишмент предпочитают не противодействовать борцам за социальную справедливость, надеясь со временем направить их активность в нужное русло. Более подробно рассматривается «Квир-Теория», предметом которой выступают феномены пола, гендера, сексуальности, идентификация в этих реалиях. Проводятся параллели подхода «Квир-Теории» и эзотерических учений: и там и там присутствует вера в подлинную реальность (но по-разному понимаемую) и сверхценность свободной личности. На примере исторических концепций любви, где социальный план довлел над биологическим, разбирается вопрос о соотношении указанных планов и в этой связи намечаются негативные последствия реализации «Квир-Теории». Отмечается, что социальные концепции и модели преображают биологический план, но не настолько, чтобы вообще отменить его или полностью подчинить себе. Данные концепции и модели корректируются с целью обеспечить в том числе и биологические функции и процессы, причем достаточно полноценно, даже поднять их на новую высоту. В заключение высказывается сомнение, что следование либеральным принципам и проблемы, встающие в ходе реализации цинических теорий, быстро приведут к разочарованию в прикладном постмодернизме.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека