Рассматриваются способы тематизации слабой силы в современной постметафизической философии, а также предпринимается попытка позитивной экспликации смысла данного понятия. Научная новизна работы заключается в определении человека не из перспективы силы, которая всегда предполагает энергийное, властное отношение к сущему, но из горизонта слабости, которая в онтологической перспективе позволяет человеку обнаружить не включенные в наличное бытие смыслы, а потому всегда указывает на различие, на несостоявшееся, возможное бытие. Онтологически слабая сила понимается как имманентный горизонт бытия, который указывает на незавершенный характер наличного порядка и открывает возможности для его новой организации. Поэтому слабая сила противостоит эссенциализму, отменяет логику субстанции и указывает на свершающийся характер бытия. В экзистенциально-антропологической перспективе слабость открывает человеку немощь как потенцию-не, не сделать что-то, что в свою очередь обнаруживает саму способность к действию, — а значит слабость указывает на потенциальность, проективность бытия, на незавершенность существования человека, отсутствие у него какой-либо заданной сущности. Наконец слабая сила, предполагающая критику культурного канона, открытие не включенных в доминирующий дискурс смыслов, указывающая на возможное время, позволяет человеку получить критическую, рефлексивную позицию в отношении исторического опыта и актуальных вызовов современности. Для реализации поставленного в исследовании замысла автор обращается к понятию истории и мессианского времени, изучаемому В. Беньямином, понятию différance (фр. различие) Ж. Деррида, онтологии потенциального Д. Агамбена.
Индексирование
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation