В статье исследуются философские теории сестринского дела Дж. Травелби и К. Мартинсен. Центральным объектом рассмотрения является то, как обе теории объясняют экзистенциальную проблематику в медицинской практике этого направления на примере поиска смысла, переживания опыта болезни, близости смерти и заботы. Также в статье анализируются философский фундамент обеих теорий, их преимущества и недостатки, ограничения применения. Теория межличностных отношений Травелби является одной из первых попыток интеграции философского языка в сестринское дело. Этот синтез можно назвать удачным с позиции новизны для теорий сестринского дела, но не отличающимся философской глубиной. Главной целью сестринского дела она считает поиск смысла. К. Мартинсен, наоборот, провела качественную и оригинальную интеграцию философских концептов в теорию сестринского дела, возможно пожертвовав ее доступностью. Вдохновившись философией М. Хайдеггера, Мартинсен выбрала центральным понятием своей теории заботу. Отдельное внимание в статье уделяется возможности экстраполяции этих моделей на теорию и практику паллиативной помощи взрослым и детям. Анализ позволяет заключить, что приложение философских теорий Травелби и Мартинсен может иметь ценность для паллиативной помощи как в дескриптивном и исследовательском ключе, так и в качестве модели обучения взаимодействию специалист-пациент.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека