Сопоставляются два вида силового экстрима — штанга и силовые трюки (на примере двух книг выдающихся силачей Ю. Власова и П. Филаретова). Принципиальная разница усматривается в способе демонстрации достижений. Для позиции классического спорта характерны институционализация, финансовая и политическая поддержки, регламентация, судейство, протоколирование, зрелищность, болельщики и бизнес. Сегодня распространяются виды спорта, которые можно охарактеризовать как неклассические, в которых мотивация, поддержка, демонстрация достижений, зрелищность и др. радикально изменились. Оба типа спорта существуют друг наряду с другом, хотя просматривается тенденция миграции классического спорта в сторону неклассики. Это ставит проблемы нового наполнения спорта мотивами, ценностями и смыслами.
В рамках проекта гуманитарной экспертизы социокультурных феноменов предлагается концепция спорта как коммуникативной стратегии. Для ответа на вопросы, что есть современный спорт и каковы параметры его модификаций, необходимо оперировать пониманием спорта в его целостности, поскольку фрагментарные исследования не допускают последующей сборки в единый теоретический конструкт. Предпринята попытка разработать эскиз понятийного аппарата, пригодного для постановки вопроса о целостном теоретическом воспроизведении спорта как предмета исследования. Самой общей точкой зрения при этом представляется коммуникативный подход, в силу своей абстрактности задающий адекватный уровень обобщения. На основе данного подхода выявляется структура предмета исследования и соответствующая ей исследовательская логика. Вместо проблематичных попыток исследовать отдельные фрагменты целого, чтобы потом собрать их воедино, автор пытается дать элементный анализ коммуникативной ситуации, ее структуры и компонентов, чтобы обеспечить понятийный аппарат последующих конкретных дескриптивного и смыслового, генетического и философского исследований.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека