В статье рассматриваются биоэтические проблемы, связанные с понятием трансгендерности и ее пониманием в рамках биомедицинского дискурса. Понятие «трансгендерность» неразрывно связано с медициной, и гендерной дисфорией (Международная классификация болезней, 11 версия) в частности. В то же время понятие трансгендерности взаимодействует с социальным контекстом. В статье показывается, что восприятие трансгендерности и трансгендеров обществом имеет влияние как на медицинский дискурс и понятие трансгендерности в его контексте, так и на восприятие «обычных» людей, или цисгендеров, что обусловлено постепенной нормализацией трансгендерности. Таким образом, понятие трансгендерности требует междисциплинарного подхода и этико-философского, биоэтического, рассмотрения. Поскольку анализируемое понятие непосредственно связано с медицинской проблематикой, данное исследование опирается не только на работы по биоэтике, но и на источники в области медицины и смежные с медициной социологические исследования. В статье также анализируется проблема применения биомедицинских принципов Бичампа и Чилдреса «не причинение вреда» (nonmaleficence) и «принципа автономии» пациента, которые приобретают свою специфику, когда применяются к трансгендерным детям. Это обусловлено связью трансгендерности с другой проблемой, лежащей в междисциплинарной области — суицидом. В ряде исследований качества жизни трансгендеров и другой медицинской литературе, упоминаются суицидальные мысли и попытки суицида трансгендеров. В статье показывается, как переосмысление проблемы трансгендерности, ее нормализация изменяют медицинский дискурс, выводя из него трансгендерность и меняя взгляд проблему суицида. Автор заключает, что нормализация трансгендерности, изменение ее места в медицинском дискурсе влечет за собой не только изменение самого медицинского дискурса, но и некоторые другие понятия, такие как суицид, изменяет подход к лечению трансгендерных детей, делая терапию таких детей сомнительной с биоэтической точки зрения.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека