Статья посвящена исследованию интуиции моральной ответственности с позиций натурализма. Целью статьи было проанализировать, какие возможны натуралистические подходы к концепции моральной ответственности с нейрофилософской точки зрения. Ставится задача пересмотреть концепцию моральной ответственности с целью преодоления либертарианской и классической компатибилистской интуиции и переходу к натуралистическому объяснению. Это исследование показывает, что интуиция моральной ответственности основана на том, что мозг человека наделен двумя различными параллельными системами восприятия каузальности. С учетом этих эмпирических данных, предлагаются две возможные стратегии натуралистического объяснения моральной ответственности, концептуально обозначенные как нейрофилософский компатибилизм (НК) и нейрофилософский элиминативизм (НЭ). В защиту первой стратегии НК выдвигается эпистемический аргумент, который утверждает, что знание того, как именно кто-то детерминирован, принципиально ограничено, и поэтому мы не должны основывать наши представления о моральной ответственности только на фактическом компатибилистском контроле. Вторая стратегия НЭ разделена по силе элиминации моральной ответственности: элиминируется либо вся концепция моральной ответственности, либо только ее онтологическая реальность. В первом варианте перед нами встает необходимость разработки альтернативной системы наказания, права и преодоления устойчивой интуиции моральной ответственности. Во втором варианте допускается сохранение моральной ответственности как эмерджентного функционального свойства и осуществляется полная редукция к онтологическому натурализму или, при нередуктивном натуралистическом подходе, к онтологическому плюрализму.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека