В статье анализируется понятие социального поворота в искусстве рубежа XX-XXI веков, наиболее известной концептуализацией которого является реляционная эстетика Николя Буррио. Рассматриваются эстетические и политические причины появления искусства взаимодействия, к каковым автор относит потерю политического горизонта в связи с крушением коммунистического проекта и развала СССР, а также общее разочарование художественного сообщества в неолиберальной версии капитализма с его безальтернативным индивидуализмом и тотальной коммодификацией. В статье обсуждается отличие искусства взаимодействия от модернистских художественных практик. Дается трактовка принципа «оперативного реализма» Буррио, согласно которому искусство социального поворота не стремится революционно взорвать мир капиталистической эксплуатации и отчуждения, а учится существовать в сложившемся культурном контексте, осуществляя эстетические проекции на уже существующие в реальности социальные отношения с тем, чтобы мягко перекодировать мир. Главным медиумом искусства взаимодействия становятся человеческие отношения, темой – бытие-вместе, целью - создание и моделирование микросообществ, новых способов человеческой коллаборации. Выделяются основные черты искусства взаимодействия – процессуальность, дестабилизация иерархических отношений художника и публики, партиципаторность. Проводится сравнительный анализ эстетических и политических аспектов концепции «общества спектакля» Ги Дебора и реляционной эстетики. Первая, как доказывается в статье, послужила философским истоком последней. Эксплицируется различие традиционного перформанса в искусстве до социального поворота, в частности, т.н. ситуаций Ситуационистского интернационала, и перформативных практик эстетики взаимодействия. Делается вывод, что несмотря на то, что реляционная эстетика Буррио является, возможно, наиболее влиятельной концепцией современной теории искусства, создавшей новый продуктивный язык для описания и понимания разнообразных художественных проектов искусства социального поворота, она не свободна от внутренних противоречий и оказывается менее последовательной в достижении политических и эстетических целей, чем теория его учителя Дебора.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека