Прослеживается прямая связь между кинематографическим текстом ("Фильм "Ида" Павла Павликовского) и представлениями феноменологии Гуссерля. Дано феноменологическое описание индивидуальной памяти главных героинь фильма и на его основании осуществляется экспликация отношения к травмирующей памяти о прошлом, которое имплицитно представлено в рассматриваемом фильме. Определяются две формы феномена забвения - целенаправленное и нецеленаправленное.
В статье проводится историко-философская реконструкция жизни русского философа-эмигранта Семена Людвиговича Франка в национал-социалистической Германии. Воссоздается история взаимоотношений философа с такими институциями, как Русский научный институт в Берлине и Берлинский университет им. Фридриха-Вильгельма (с 1949 года — Берлинский университет им. Гумбольдта). При помощи обращения к архивным материалам и опубликованной корреспонденции С.Л. Франка устанавливается влияние, которое оказал на жизнь русского философа приход к власти партии национал-социалистов. Отдельное внимание уделяется неудачным попыткам издания немецкоязычной рукописи работы С.Л. Франка «Непостижимое» («Das Unergründliche»), которая не смогла найти своего издателя в Австрии в том числе по причине еврейского происхождения мыслителя. В завершение также дается анализ тех оценок политического и идеологического движения немецкого национал-социализма, которые можно найти в творческом и эпистолярном наследии философа. Характерным для мысли С.Л. Франка является выведение духовных истоков немецкого национал-социализма (также как и советского большевизма) из кризиса европейского гуманизма второй половины XIX века, который нашел свое воплощения в таких идейных течениях, как революционный социализм и философия Ф. Ницше. Однако в конечном итоге возникновение нацизма, согласно философии С.Л. Франка, есть закономерное следствие духовной истории европейского человечества, исказившего христианскую идею спасения мира, подменив ее идеей самостоятельного преобразования мира исходя исключительно из сил самого противопоставленного Богу человека. Иными словами, немецкий национал-социализм для С.Л. Франка является ужасным следствием человеческого богоборчества. В качестве приложения к статье публикуется русский перевод письма австрийского издательства «Anton Pustet» от 11 июля 1938 года, где красноречивым образом дают о себе знать ограничения, с которыми сталкивалось философское творчество под гнетом немецкого национал-социализма.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации