Знаменитая работа Х. Арендт «Банальность зла», освещающая иерусалимский процесс 1961 года над нацистским преступником А. Эйхманом, в последнее время вызвала новую волну дебатов. Поднятые Арендт вопросы об особом статусе преступлений против человечества и о компетентности судебных инстанций в их рассмотрении, о заурядном характере зла и его прямой связи с неспособностью самостоятельно выносить суждения, конформизме еврейского руководства и двойственной роли юденратов в реализации программы «окончательного решения» не только дискутируются в научных кругах, но и все чаще находят отражение в художественных произведениях. В фокусе внимания авторов статьи — одна из версий литературной рецепции арендтовской теории, осуществленная польским писателем А. Бартом в его романе «Фабрика мухобоек». Действие романа сосредоточено, как и в книге Арендт, на судебном разбирательстве, только обвиняемым здесь оказывается председатель лодзинского юденрата Х. Румковский. Спорная фигура Румковского, чье сотрудничество с немецкими властями ради сохранения вверенной ему общины отличалось чрезмерным усердием, позволяет Барту показать ограниченность юридического подхода в деле свершения справедливости. Представленный в романе трибунал становится тем местом, где проблематичные взаимоотношения морали и закона выстраиваются в новую констелляцию, и уже не буква кодекса определяет нравственное поведение, а этическое действие и высказывание от первого лица обуславливают легитимность права. Изображенный Бартом суд может быть прочитан как своеобразный аналог публичного пространства, которое Арендт считала необходимой предпосылкой подлинной политической жизни индивида и общества.
В центре внимания статьи — вопрос о возможностях социального взаимодействия в критические моменты истории, когда межличностные связи предельно ослабевают, вынуждая индивида замыкаться в себе. Ситуация радикальной несвободы выводит на первый план человеческого существования заботы о собственной безопасности. Мир интерсубъективных отношений из естественной среды повседневной жизни превращается в зону перманентного риска. После Второй мировой войны, которая максимально заострила проблему распада публичной сферы, философская рефлексия неоднократно обращалась к этой теме, предлагая различные сценарии. Ханна Арендт и Альбер Камю были одними из первых интеллектуалов, кто в попытке найти пути выхода из кризиса сконцентрировались на неразрывности двух измерений человеческой жизни: экзистенциального и коллективного. Для демонстрации подобной взаимообусловленности в статье привлекаются два знаковых для ХХ века текста: роман Камю «Чума» и книга Арендт «Банальность зла», выросшая из ее репортажа о суде над нацистским преступником Адольфом Эйхманом. «Чума», задуманная ее создателем в качестве памятника героям французского Сопротивления, маркирует переход Камю от абсурда, обрекающего человека на одиночество, к бунту, способному соединять разрозненных индивидов. Пространство «между», которое устанавливается героями романа в процессе их борьбы с эпидемией, напоминает трактовку Арендт мира как общего места для речей и поступков, связывающего всех участников без ущерба для автономии каждого. В этом контексте случай Эйхмана является преступлением, направленным на разрушение множественности, необходимой для существования человечества.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека