Анализ правового регулирования российской трансплантологии указывает на наличие в нем определенных противоречий. По настоящее время действует Закон РФ от 22 декабря 1992 года № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека». В то же время базовые положения донорства органов и (или) тканей человека определены ст. 47 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Именно они предопределили целый пласт подзаконных актов, заметно изменивших порядок изъятия органов человека. Стабильность российского законодательства в указанной сфере обусловливает общий вывод об исчерпании правовых возможностей развития данной отрасли. В статье исследуется зарубежный опыт регулирования трансплантологии, за основу берется законодательство Франции, Голландии, Канады. Показано, что заметное влияние на посмертное донорство оказывают социальные институты: семья, общественное мнение, институциональная готовность системы здравоохранения. Анализируются дискуссии вокруг экономического стимулирования посмертного донорства и его ви́дения через концепцию альтруистического дара. Обозначена роль семьи в принятии решения о посмертном донорстве. В подавляющем большинстве стран даже при наличии прижизненного волеизъявления о посмертном донорстве решающее значение имеет мнение близких родственников. В то же время имеют место юридические сложности оформления общего семейного решения. В российском законодательстве при легализации такой модели дополнительные трудности возникнут в силу отсутствия официального понятия семьи (оно отсутствует в Семейном кодексе РФ), закрепления ее правосубъектности, сложностей оформления единой воли коллективного субъекта. Обозначены иные пробелы в российском праве, которые должны быть учтены при поиске путей развития отечественной трансплантологии.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации