В статье рассматривается проблема развития раннехристианского антииудаизма с использованием методов современного когнитивного религиоведения и социальной антропологии. Подобный подход позволит иначе взглянуть на раннехристианские антииудейские сочинения II–III веков и по-новому объяснить причину возникновения антииудаизма. В трудах раннехристианских авторов иудеи всегда представлены как «чужие», противостоящие «своим» — христианам. Образ иудея стереотипизирован и переходит из текста в текст: их характеризуют как богоубийц и отступников, имеющих нелепые обряды. В то же время христиане представлены как новый, духовный Израиль, их новый закон сменил старый закон иудеев. «Свои» для христиан — это те, кто не признает плотских жертв иудеев и отрицает обрезание и празднование Субботы. Когнитивная и социальная антропологии дают объяснение уничижения «чужих» и превознесения «своих», указывая, что межгрупповые конфликты возникают, когда группы преследуют одни и те же цели, и при этом страх перед «чужими» усиливает сплоченность внутри группы. В результате такого межгруппового взаимодействия возникают стереотипы, которые передаются, укрепляются и развиваются внутри группы. Иудео-христианские отношения античности — один из примеров конфликтогенного межгруппового взаимодействия. Античные антииудейские тексты показывают, как складывалось неприятие иудеев христианами под влиянием формирующихся стереотипов.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library