теория и история идеологий, национальная и этническая идентичность, права человека
Анализируется характер взаимоотношений человека — жителя города постсоветского пространства — с окружающей его урбанистической средой, значительную часть которой формируют здания и объекты, построенные в 1960–1970-е годы в стиле так называемого советского (или социалистического) модернизма. Делается предположение, что подобная архитектура, характерной чертой которой являются ее крупный масштаб и видимая тяжеловесность, все же полностью соразмерна человеку, отвечает эстетическим и социально-политическим аспектам его повседневного бытия, причем подобные смыслы закладывались в ней изначально — как философское основание, не противоречащее, однако, техническим и эстетическим аспектам городской среды подобного типа. Также затрагивается вопрос о соотношении пространства, специфическим образом организованного в «социалистическом городе будущего», и времени, которым может располагать человек в подобной среде. Проблема взаимосвязи труда, творчества и свободного времени раскрывается в контексте критики теории К. Маркса в работе Х. Арендт «Vita activa» («О деятельной жизни») и комментариев, данных по этому поводу философом и теоретиком культуры В.М. Межуевым. Кроме того, в статье отмечается, что характеристика архитектуры советского модернизма, пришедшей вслед за архитектурой авангарда, как своеобразной утопии не вполне верна. В качестве примера рассматривается ряд теоретических положений модели организации городской среды, получившей название «новый элемент расселения» (НЭР, 1960-е годы), на первый взгляд парадоксальным, а в действительности вполне логичным образом сочетавшей в себе принципы рационального планирования и творческого поиска, индивидуальной свободы и общего блага.
Предмет статьи — прогулка как специфическая практика повседневной жизни человека в городе, а также феномен walkability: свойство среды обитания быть пригодной для передвижения человека пешком. В статье отмечается, что сам термин walkability является новым и применяется преимущественно в области городских исследований (Urban Studies). При этом само явление — прогулка человека в пространстве города — намного раньше было осмыслено в контексте философии, социальной теории и общественно-политической мысли. С опорой на работы Вальтера Беньямина, Мишеля де Серто, Ги Дебора показано, что происхождение бесцельной прогулки хронологически связано с эпохой Модерна, а с точки зрения организации среды обитания коррелирует с определенным этапом в развитии городов. В статье также проанализирован ряд политических аспектов walkability, в частности, отмечается, что характер властной спатиальности в городской среде во многом обуславливает ее доступность/недоступность для пешеходов, определяет маршруты перемещения человека по городу, размечает границы «мест памяти» и т.д. Делается вывод, что повышение уровня и качества walkability в современных городах не только целесообразно с утилитарной, градостроительной точки зрения, но и политически справедливо по отношению к человеку — жителю этих городов.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека