Теория справедливости Джона Ролза принадлежит к разряду «локальных» теорий в современной этике. Такие теории определяются срединным положением между «сильными» теориями и «анти-теориями». Локальные теории не обладают целым рядом специфических черт сильных теорий, но и лишены многих их недостатков, за которые сильные теории подвергают критике противники этических теорий. Такие теории тесно связаны с теориями социального выбора и позволяют решать проблемы общественных преобразований в условиях либерального общества. В последнее время локальные теории получили развитие в либеральных странах для решения конкретных проблем. При этом такие теории имеют существенные ограничения в своей применимости. Эти теории не претендуют на универсальную применимость в полном объеме этого понятия. Так теория Ролза применима только в либеральном обществе, для людей, осознавших свою свободу, равенство и способных выстраивать кооперативную стратегию. Такие теории следует рассматривать как дополнение теорий социального выбора. Теории социального выбора в такой же степени нуждаются в этике, как и этика — в теории социального выбора. В силу этой причины теория Ролза неприменима в России. Россия представляет собой иерархическое общество и в силу этой особенности не может опираться на теорию Ролза для дальнейших преобразований. Вопрос о том, какая именно этическая теория подходит для дальнейшего развития России, остается открытым. Это должна быть, вероятно, какая-то из сильных теорий.
Беспрецедентная по своим масштабам пандемия коронавируса, начавшаяся в 2019 году в Китае и продолжающаяся по сей день, поставила перед исследователями и практиками целый ряд серьезных проблем. Эти проблемы спровоцированы тем, что пандемия представляет собой катастрофу, но катастрофу особого типа. Символами подобных катастроф являются четыре всадника Апокалипсиса, олицетворяющие безответственное правление, пандемию, войну, голод и смерть, следующие, как показывает история, один за другим, хотя и в различной последовательности. Особенность пандемической катастрофы заключается в том, что, будучи спровоцирована естественными причинами, она порождает проблемы, непосредственно вытекающие из особых обстоятельств жизни в условиях карантина и угрозы жизни и здоровью. Эти обстоятельства меняют жизненный мир человека и устройство его институтов. Вместе с тем многие порождаемые ею проблемы вытекают непосредственно из характеристики пандемии как кризиса ценностей. Осмысление этого кризиса в целом и в отдельных его проявлениях стало задачей данного номера, в который вошли статьи, написанные на основании некоторых докладов, прозвучавших на XII Международной конференции Школы философии и культурологии НИУ ВШЭ «Философия и культура в период пандемии», прошедшей с 30 сентября по 2 октября 2021 года в Москве.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека