В статье, базирующейся на материалах опросов, проведенных в рамках «Международной программы социальных исследований», предпринята попытка выявить место образования в иерархии факторов жизненного успеха в оценках россиян. Автор констатирует, что в общественном сознании получение хорошего образования выступает одним из основных способов преуспеть в жизни, лишь немногим уступающим по важности упорному труду. При этом отмечается стереотипное восприятие образования как фактора успешности особенно его высоких уровней. Проведенный сравнительный анализ, показал, что представления россиян о роли образования существенно не выделяются на общем фоне. Рассмотренная структура часто упоминаемых факторов характерна для большинства других государств. На основе многомерного анализа выявлены три модели (обобщенные группы) факторов жизненного успеха. Детально рассмотрена модель «образование — труд», базирующаяся на собственных усилиях (получение хорошего образования, упорный труд) и образовании родителей. Отмечается, что в России сравнительно сильно выражена модель «связи — взятки», включающая способы достижения жизненного успеха, основанные на неформальных практиках взаимодействия. Показано, что оценка важности образования как условия достижения успеха в России в отличие от других стран-участниц программы не связана ни с субъективным статусом и самооценкой принадлежности к социальному слою, ни с такими составляющими интегративного социального статуса, как уровень образования и уровень доходов респондентов. Автором делается вывод о том, что образование в России не дает преференций в той степени, в которой они обеспечиваются в ряде других стран-участниц программы.
Анализируются материалы опросов, проведенных в рамках «Международной программы социальных исследований» в 2020–2021 годах. Основное внимание уделено выявлению уровня экологической ответственности населения России в сравнении с другими странами-участницами проекта. На основе многомерного анализа рассчитаны интегративные показатели, характеризующие экологическую ответственность населения посредством учета социальных установок и поведенческих практик. Констатируется, что в России установки экологической ответственности выражены сравнительно слабо. Россияне в существенно меньшей степени готовы к дополнительным материальным тратам и самоограничительным действиям ради сохранения окружающей среды. При этом фиксируется минимальный уровень включенности населения в практики экологически ответственного поведения, что отчасти связано с недостаточно развитой инфраструктурой. Делается вывод, что, несмотря на постулирование на государственном уровне необходимости формирования экологической культуры населения, в России в сравнении с другими государствами фиксируются низкие показатели экологической ответственности. Рассмотрены факторы экологической ответственности россиян. Выявлено наличие значимой прямой корреляции между выраженностью установок экологической ответственности и личным доходом респондентов. Отмечается наличие в нашей стране обратной связи между личным доходом и практиками экологически ответственного поведения, что можно рассматривать как свидетельство важной роли мотива финансовой экономии. В качестве основного канала формирования экологической ответственности рассматривается образование. Констатируется, что только в России отсутствует статистически значимая связь уровня образования с компонентами экологической ответственности. Высокообразованные россияне, так же, как и малообразованные соотечественники, демонстрируют низкий уровень сформированности установок экологической ответственности и включенности в экологически ответственное поведение. Делается вывод, что реализация экологического образования в современной России сталкивается с существенными проблемами.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека