Человечество идет по пути от стихийного жизнепользования через осознанный выбор стратегии заботы о жизни к технологиям искусственного конструирования жизни. В статье рассматриваются биополитические стратегии XIX–XX веков, нацеленные на ускорение перехода от различных форм заботы о жизни к биоургии как радикальной трансформации жизни, понимаемой как апгрейд. Революционной формой облагораживания жизни в первой половине XX века стала евгеника. Евгеника как учение об искусственном отборе ради улучшения человеческих качеств оказала воздействие на мировую политику. За политическим противостоянием середины XX века обнаруживается конкуренция различных биополитических проектов. Поражение нацистского евгенического проекта и крах советского биополитического эксперимента вывели на авансцену истории рыночную биополитическую стратегию — основного бенефициара мировых и холодных войн. Однако провал евгеники не остановил эксперименты, направленные на трансформацию жизни. В ходе реализации возможных сценариев биоургической трансформации человек может приостановить человечность в себе и обрести как животность, так и насекомоподобие. Сохранение волевого стремления к преобразованию мира в ходе апгрейда жизни может привести как к появлению технологически модифицированного постчеловека-творца, так и становлению постчеловека-разрушителя, использующего человечество в утилитарных и даже порочных целях. Актуальность темы обусловлена развитием современных биотехнологий, стоящих на пороге кардинального вмешательства в жизнь человека. Целью исследования является моделирование возможных сценариев биоургической революции.
В конце XIX— начале XX веков под влиянием идей К. Шмитта; Г. Ле Бона, Г. Тарда и З. Фрейда; Р. Челлена; Ф. Гальтона набирают популярность в науке дискурсы политической теологии, психологии масс (социальной психологии), геополитики и евгеники. Каждое из этих течений оказывает колоссальное воздействие на политическую и социальную жизнь первой половины XX века. Политическая теология воздействует на верования, убеждения и идеалы эпохи, психология масс формирует социальные отношения, геополитика — границы и физическое пространство жизни населения, а евгеника претендует на преобразование самой природы человека. Если в соответствии с каноном драматического искусства выделить четыре главных персонажа событий эпохи, то политической теологии следует присвоить статус Героя, психологии масс — Героини, геополитике — Наперсницы, а евгенике — Злодея (в маске спасителя). Ключевым для прояснения исторических коллизий является Пятый персонаж — биополитика — незримый вдохновитель указанных теоретических нарративов, ставших драйверами практик редактирования человека и человечества. На рубеже XX —XXI веков под воздействием биополитики политическая теология трансформируется в биотеологию, психология масс — в биоправо, геополитика — в биокапитализм, а евгеника — в биотехнологию. Совместно эти факторы, выражая биотеологические надежды биовласти, устремляют человечество к утопии вечного мира, основанного на вечных ценностях в состоянии вечного благополучия для вечно живущего человека.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library