Моральный дистресс — актуальная проблема медицинской этики, психологии и здравоохранения. В числе его прямых эффектов — персистирование негативных аффектов, эмоциональное выгорание, уход врачей из профессии; косвенный вред от морального дистресса включает ухудшение медицинской помощи, снижение качества жизни пациентов и медиков. Паллиативная помощь детям — особенно сенситивная в отношении дистресса область, богатая на тяжелые, трудноразрешимые экзистенциальные и моральные проблемы. В статье рассматриваются основные концепции природы морального дистресса в медицинской помощи в целом и паллиативной помощи детям в частности, анализируется структура переживания дистресса специалистами здравоохранения. На основании данных современных психометрических и феноменологических исследований выделены и обобщены причины переживания морального дистресса. Отдельно рассмотрен феномен морального дистресса среди пациентов паллиативной помощи детям и членов их семей, до сих пор редко оказывавшийся в фокусе исследователей. Изучение морального дистресса базируется на подчас антагонистическом взаимодействии двух исследовательских парадигм — феноменологической, ориентированной на анализ переживаний людей и психометрической, объективизированной; их соотношение и возможность интеграции полученных результатов в практику здравоохранения также рассмотрены в этой статье.
Данная статья посвящена осмыслению хрупкости как конститутивной структуры современного субъекта периода пандемии. COVID-19 вновь актуализировал ряд проблем современной философии: границы между человеком и животным, природой и культурой, «своим» и «чужим». Опираясь на феноменологическую этику Левинаса, я предлагаю концепцию биоэтики как воплощенной науки о «биомедицинских Других» — людях, чей опыт не может быть нормирован и вписан в интерсубъективную структуру жизненного мира здорового человека. Негативные последствия коронавируса для психофизического здоровья показывают, что в период пандемии каждый человек может стать другим — заразившись инфекцией или прервав привычные социальные связи из-за режима самоизоляции. В этом проявляется работа деструктивной пластичности — такого преобразования субъекта, в котором он становится радикально другим, примерами чему можно считать не только черепно-мозговые травмы или нейродегенеративные заболевания, но и индивидуальные последствия коронавируса. Преобразованный субъект и есть такой «биомедицинский Другой», он нуждается в эмпатической и гостеприимной биоэтике, основанной на смягченном понимании границ «своего» и «чужого». Этот субъект представляет собой «заземление» контингентности, которая стала важным концептом современной философии. Краткий очерк биоэтики иллюстрирует попытку «феноменологизировать» контингентность, увязав ее с антропологической способностью пластичного преобразования, которое способно обладать как креативным, так и деструктивным измерением. Биоэтика работает с контингентностью, не превращая ее в метафизическое понятие и не стремясь уместить ее в рамки биомедицински вычерченной нормативности. Иммунное гостеприимство предоставляет рамку для принятия «биомедицинских Других» как реализации разнообразия форм человеческих тел.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека