Подробно анализируется глубинное сходство между гастрономическими практиками тоталитарных обществ и тоталитарных утопий, с одной стороны, и современной потребительской культурой питания, — с другой. В обоих случаях перед нами практики властвования и дисциплинирования, только в последнем тип властвования и дисциплинирования — мягкий, скрытый и основанный на механизме бесконечного удовольствия и немедленно сбывающегося желания.
Предлагается объяснение феномена “роковой женщины” в культуре Нового времени. По мнению автора, “роковой женщине” присущ уникальный психологический профиль, в основе которого лежит парадоксальное сочетание нарциссизма с глубоким интересом к чужому таланту — но лишь как потенции, а не как к человеку. Конкретный индивид, носитель таланта для нее нечто, что необходимо превзойти. В качестве примеров рассматриваются Лиля Брик и Лу Саломе — муза Ф. Ницше и З. Фрейда, которая и натолкнула первого на идею сверхчеловека, а второго — на идею нарциссизма.
Анализируется “Книга о вкусной и здоровой пище” как уникальный образец тоталитарной гастрономической мифологии. Это единственная кулинарная книга, где образцы гастрономической культуры соединены с идеологическими принципами. Рассматривается структура “Книги о вкусной и здоровой пище”, ее основные дискурсы и риторики, ее ключевая роль в формировании советской гастрономической культуры.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации