Статья посвящена возникновению идеи о сверхчеловеке на рубеже XIX-XX веков и ее трансформации в искусстве указанного периода (в творчестве К. Малевича, П. Филонова, В. Чекрыгина) и искусстве рубежа XX-XXI веков. В конце XIX века, по мере распространения технической революции, человек, пожалуй, впервые всерьез задумался о преодолении границ собственно человеческого (примером может служить идея “сверхчеловека” (Ubermensch) Ницше). Вторая половина ХХ века, ознаменованная выходом человека в космос и развитием информационных систем, дала толчок к новому пониманию возможностей человека. В это время возникает идеология трансгуманизма, признающая возможность фундаментальных изменений в положении человека с помощью передовых технологий с целью ликвидировать страдания, старение и смерть, а также значительно усилить физические, умственные и психологические возможности человека. Эти идеи находят отражение в искусстве - например, в направлении "сайнс-арт” ("science-art”), возникшем на стыке новых технологий и искусства (Орлан, Марина Абрамович), или у пессимистически настроенных приверженцев идей киберпанка.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации