history of philosophy, history of ideas, history of notions
Политико-правовая теория российского Просвещения в последние годы стала объектом пристального исследования. Этому посвящены работы не только историков философии, но и исследователей интеллектуальной истории. Тема актуализирована стремлением понять традиции отечественной социальной мысли и проследить за тем, как рефлексия по поводу общественных преобразований отражалась в логике текстов и контекстов. Исследование в значительной степени базируется на истории идей и истории концептов. В данной статье рассматривается естественное право как один из центральных концептов социальной философии и политической теории эпохи Просвещения. Юснатуральная теория лежала в основе многих построений социальной и политической философии, а также теоретического обоснования важных государственных документов. Внимание акцентируется на исторических особенностях употребления понятий «естественное право», «естественный закон», «естественный человек», а также «естественное», «натуральное» применительно к неполитическим сферам. Исследование проводилось прежде всего на основании анализа дворянского дискурса. Это уточнение предполагает сосуществование нескольких видов взаимопересекающихся, но не совпадающих дискурсов, относящихся к разным интеллектуальным сообществам: церковному, академическому и дворянскому. Дворянство принадлежало к правящей элите, поэтому имело возможность транслировать идеи своих идеологов в официальные документы, а также через государственные институты в образовательные структуры. На примере судьбы сочинения преподавателя Царскосельского лицея А.П. Куницына «Право естественное» показывается, как радикализация понятия «естественное право» привела к вымыванию его из академической практики за счет административных запретов. Также рассматриваются рецепции естественно-правовой теории в процессе воспитания и образования, значение как институциональной передачи знаний (через образовательные институты), так и внеинституциональной (через социальные практики, характерные для дворянства: интеллектуальное чтение, систему домашнего образования, образовательные путешествия, салоны и пр.).
Рассматривается восприятие темпоральных процессов в России эпохи Просвещения и их регуляция со стороны властных структур. Исследуются несколько уровней и форм этого восприятия — от индивидуального переживания до рефлексии по поводу размерностей исторического процесса, от философского осмысления до способов измерения и символического представления временных констант. Особое внимание уделяется системе конвенций в восприятии времени и способов выражения последовательности и логики исторических процессов. На примере календарных и часовых реформ и экспериментов в истории культуры показано, что временные ритмы задавались властными структурами и воспринимались обществом не только как природные, но и как социальные реалии. Бурные события в России в начале XVIII века сделали проблему времени актуальной. Ощущение изменяющегося и качественно определенного времени было связано с петровскими реформами, в том числе с календарной реформой и реформой «часомерия». Календарная реформа перенесла начальную точку через 5508 лет от начала мира на Рождество Христово. Введенный Новый год 1 января вместо 1 сентября закрепил годовые циклы и связал страну с европейским календарем. Часовая реформа изменила не только количество делений на циферблате (12 вместо 17), но и качество времени, уравняв в правах «дневное» и «ночное» время. Эти реформы создавали ощущение перемен, перехода от одного времени к другому, «новизны» времени и зависимости его от государевой воли. Правящим кругам принадлежало не только изменение способов измерения времени, но и само время подданных. В статье это рассмотрено на примере барщины как отчуждения времени крепостных, рекрутской службы и обязательного дворянского служения.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library